В психолого-педагогических работах нет единого подхода к определению критериев сформированности у младших школьников контрольно-оценочной самостоятельности. Согласно В. Репкину, к критериям относятся: умение перед началом работы спланировать ее, умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности, умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля, умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий [5].
Для формирования контрольно-оценочной самостоятельности предлагается выделить несколько этапов становления действий контроля и оценки у младших школьников:
Первый этап становления контрольно-оценочной самостоятельности - 1 класс. Главная задача - научить ребенка соотносить свои действия с указанным образцом . На этом этапе младшие школьники учатся находить совпадение, сходство, отличие; выбирают образец для сравнения. Постепенно дети переходят от наиболее подробного к менее подробному сопоставлению. Важное место в учебной деятельности учащихся на данном этапе занимает пооперационный контроль.
В оценочной деятельности ретроспективная оценка ученика соотносится с оценкой учителя. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого является сходство или различие между детской самооценкой и оценкой учителя. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения. На данном этапе обучения появляются разные формы установление оценки по заданным критериям (линеечки, ступеньки, оценочные листы и т.п.).
На этом этапе закладываются основы будущей рефлексивной оценки. Дети имеют право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом. Учитель создает на этом этапе систему заданий, которые направлены на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. В первом классе устанавливается важнейший принцип оценивания, в ходе которого оценки получают только за достижения, которые были предоставлены самим ребенком. Учащийся сам выбирает, какую часть своей работы он хочет показать учителю для оценки.
Второй этап становления контрольно-оценочной самостоятельности - 2-3 классы. В этот период у младших школьников происходит совершенствование работы над процессуальным контролем освоения способов деятельности. На данном этапе этот вид контроля является для детей путём решения другой задачи –поиск возможных причин возникновения ошибок и путей их устранения. Контроль за усвоением учебного материала действителен тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Корректировка учебной работы школьников преподносит результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на сделанных ошибках. Младшие школьники на втором этапе работают над освоением разных типов заданий, которые направлены на освоение рефлексивного контроля.
На заключительном, третьем этапе становления контрольно-оценочной самостоятельности (4-5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. Предметом совместных усилий становится способ конвертирования разных детских оценочных шкал в общепринятые в социуме оценочные шкалы [2].
В своей статье преподаватель Зерноградского педагогического колледжа Глобина О.А. говорит о том, что важную роль играет работа учителя, с помощью которой ребенок раскрывает свои личностные способности. При этом учебный материал только создает условия для овладения информацией. В современной школе довольно актуальна проблема оценивания учебных результатов, которая нацелена на индивидуальный рост и развитие ученика.
Глобина О.А. показала методики оценивания, которые ориентированы на развитие и конечный результат [1]:
Линеечки (Г.А. Цукерман);
Лесенка достижений (О.М. Корчемлюк);
Дробь(О.М. Корчемлюк);
Холистическая шкала (О.М. Корчемлюк);
Листы индивидуальных достижений;
Методика самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур);
Лист открытого учета знаний (В.Ф. Шаталов);
Поурочный лист учета знаний (В.Ф. Шаталов).
Именно эти «методики способствуют новой организации оценивания в начальной школе. Для формирующейся личности важно не обозначение на бумаге ее успехов, а терпеливое объяснение того, что и как нужно делать для успешного продвижения в обучении. Оценка в первую очередь должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Ведь незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество»[4, С.54].
В своей статье Н.А. Чернобровина привела примеры формирования самооценки младших школьников, в этом ей помогает «волшебная линеечка». Это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни, который расположен горизонтально или вертикально [6]. Свою работу можно оценить высшим уровнем, если задания выполнены, как показал учитель, то есть по образцу. Средний уровень присваивается в том случае, если ребенку удалось выполнить немного приближенно по примеру. Низкий уровень – задание выполнено не по образцу.
Соблюдение учителем начальной школы указанных этапов и способов обучения создает условия для достижения такого важного метапредметного образовательного результата, как контрольно-оценочная самостоятельность, без которой невозможно дальнейшее становление учебной деятельности школьников.
Литература
Глобина О.А. Совершенствование способов оценивания в младших классах// «Начальная школа»-2013. №12. С.52-54.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1986.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Директ-Медиа, 2008.
Петерсон Л. Г. Теория и практика построения непрерывного образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы): монография / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000», 2001.
Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В. В. Репкин // Начальная школа. 1999. №7. C. 19- 24.
Чернобровина Н.А. Технология формирования оценочной деятельности у первоклассников // «Начальная школа» - 2015. №7. C. 46-47.