Актуальность:успехи современной медицины, интенсивное развитие молекулярной генетики и биологии, заставляют общество обратить все большее внимание на наследственные заболевания. По данным ВОЗ около 10-15% новорожденных имеют врожденные и наследственные болезни. Примерно в половине случаев ранняя детская смертность и инвалидность обусловлены различными генетическими причинами. Наследственные миопатии составляют наибольшую группу среди генетически детерминированных нервно-мышечных заболеваний, а их основными клиническими проявлениями являются слабость и атрофии различных групп мышц.
Цель работы: рассмотрение наиболее распространённых наследственных миопатий.
Примером болезней, протекающих с симптомами наследственных миопатий являются:
1.Детская псевдогипертрофическая мышечная дистрофия Дюшенна;
2.Поздняя дистрофия Беккера;
3.Плечелопаточная дистрофия Ландузи-Дежерина;
4.Лопаточно – перонеальная форма Давиденкова;
5. Ювенильная дистрофия Эрба;
6.Офтальмоплегическая форма миопатии;
7.Дистальная миопатия Веландера
А также ряд врожденных и непрогрессирующих форм.
Детская миодистрофия Дюшена.
Данная патология - одно из самых частых нервно-мышечных заболеваний, обусловленная мутациями в гене дистрофина. Дистрофин в больших количествах находится в области сарколеммы, поддерживая целостность мембраны мышечных клеток. Структурные изменения в сарколемме приводят к дегенерации цитоплазматических компонентов, усиленному входу ионов калия внутрь волокон, что вызывает гибель миофибрилл. Кроме того, миопатия приобретает признаки мышечной гипертрофии, приводящей в последствии к атрофии. [1, с.75]
Болезнь начинается рано, мышечная слабость возникает вначале в районе мышц таза, затем плеч, в возрасте ребенка до 3 лет. Классический признак – псевдогипертрофия икроножных мышц и «взбирание по себе руками», чтобы выпрямиться. При этой наследственной миопатии прогноз неблагоприятный: развивается полная обездвиженность, и в возрасте не старше 20 лет возникает смертельный исход. У больных детей часто возникает умственная отсталость, и недоразвитие интеллекта. [3, с. 97]
Высокая частота встречаемости этого заболевания связана с тем, что белок «дистрофин», который находится на коротком плече «женской» Х-хромосомы, имеет очень высокую способность к возникновению спонтанных мутаций.
Поздняя дистрофия Беккера.
По клинике это заболевание протекает так же, как и болезнь Дюшенна. Но при этом оно начинается после 10-летнего возраста, возникает в 8 раз реже, чем предыдущее заболевание.
Прогноз при миодистрофии Беккера намного более благоприятный, вследствие очень медленного прогрессирования болезни и длительного сохранения функции движения у пациентов. Иными словами, пациенты способны передвигаться самостоятельно до 30-35 лет. Нарушений интеллекта у них не бывает.
Заболевание также кодируется в виде рецессивного типа, сцепленного с полом и для диагностики миодистрофей Беккера и Дюшенна можно применять одни и те же пробы ДНК.
Миопатия Ландузи – Дежерина.
Это заболевание связано с тем, что фермент КФК (креатинфосфокиназа) не может превращать креатин в креатинфосфат, связывая его с АТФ. В результате мышца не получает высокоэнергетического соединения, которое может использоваться при повышенной мышечной работе. В результате накапливается КФК в мышцах, происходит их атрофия, а в поздних случаях – денервация. [2,с.39]
Наследуется по аутосомно-доминантному типу с высокой пенетрантностью и встречается с частотой 0,9–2 на 100 000 населения. В классическом варианте первые признаки заболевания появляются в основном в возрасте 10–20 лет. Атрофии и мышечная слабость локализуются в области мимической мускулатуры, лопаток и плеч. Сначала атрофии наблюдаются в плечевом поясе, с последующим распространением на лицо. Обычно начальными проявлениями становятся затруднение подъема рук над головой, выступающие «крыловидные» лопатки и сколиоз. При прогрессировании процесса грубо страдают круговые мышцы рта и глаз — не удается крепко зажмурить глаза и сжать губы. Вследствие атрофии лицо становится гипомимичным. Как правило, больные сами отмечают изменение своей мимики, их речь становится неразборчивой. Следует отметить и характерные симптомы в виде поперечной улыбки («улыбка Джоконды»), вывороченных губ («губы тапира»), «полированного» лба. Атрофии двуглавой и трехглавой мышц плеча, большой грудной, передней зубчатой, трапециевидной мышц могут обусловливать возникновение симптомов свободных надплечий, «крыловидных» лопаток, появление широкого межлопаточного промежутка, уплощения грудной клетки и сколиоза. В ряде случаев атрофии распространяются на мышцы ног. [4, с. 60]
Лечение при миопатии Ландузи – Дежерина симптоматическое. Прогноз – для жизни благоприятный, для качества жизни – возможна инвалидизация, начиная с возраста в 30-40 лет. При всех наследственных миопатиях специфического лечения не разработано. Применение гормонов приводит к замедлению прогрессирования поражения мышц, при выраженной дистрофии мышц показано хирургическое лечение (например, операция артродеза) при привычном вывихе болтающегося сустава. [3, с.99]
Прогноз и профилактика миопатий. Прогноз данного заболевания зависит от скорости развития и степени дистрофии в тканях скелетной мускулатуры. Важную роль играет и возраст, в котором болезнь начала проявлять себя.
Наиболее тяжелый случай — миопатия Дюшенна, первые симптомы которой имеют место уже в раннем возрасте. Эта разновидность заболевания очень рано приводит к полному обездвиживанию и становится причиной летального исхода ввиду нарастания сердечной и лёгочной недостаточности, а также появления гиповентиляционной и гипостатической пневмонии. Застой крови в тканях может проводить к инфицированию и последующему воспалению легких.
Поздние формы миопатии, симптомы которых проявляются после 20-30 лет, имеют более щадящий, доброкачественный характер. Пациент может вести относительно нормальный образ жизни и даже обеспечивать себя самостоятельно, получив профессию, соответствующую уровню его возможности двигаться. Как правило, это умственный и ручной труд, выбираемый в зависимости от уровня поражения мышц и не требующий высокого ритма.
Профилактические меры, направленные на избежание наследственных миопатий, заключаются в грамотном планировании семьи парами, у которых имеются родственники с данным диагнозом. Для этого следует прибегнуть к медико-генетическому консультированию с профессиональной оценкой вероятности рождения ребенка, больного миопатией.
Заключение: Все наследственные миопатии относятся к генетическим редким заболеваниям и при помощи пренатального скрининга можно установить точно, присутствует ли у плода та или иная форма миопатии. В том случае, если известно точно «генеалогическое дерево» и история заболевания, то возможно заранее предсказать вероятность появления дефектного гена и снизить риск рождения ребёнка с данным видом патологии.
Список литературы:
1. Бутев Е.В., Шаймурзин М.Р., Евтушенко О.С., Евтушенко И.С., Сажнева И.А.. Международный неврологический журнал // Случаи мышечных дистрофии у детей и подростков (Эмери-Дрейфуса, Бетлема и Роттауфа-Мортье-Бейера), дебютировавшие ретракциями ахилловых сухожилий и контрактурами суставов. – 2005. - №4 – С.70-76
2. Грознова О.С., Тренева М.С. Генетические аспекты возникновения жизнеугрожаемых состояний у больных с миопатией // Российский вестник перинатологии и педиатрии . – 2011. - №5 – С.38-41.
3. Доценко С. Н.. Миопатии (клиника и лечение). – М: Гос. изд-во мед. литературы, Л., 1963 г. – C. 94-102
4. Иллариошкин, С. Н. Молекулярные основы прогрессирующих мышечных дистрофий Текст. / С. Н. Иллариошкин, И. А. Иванова-Смоленская // Журн. неврологии и психиатрии. 1998. - № 10. - С. 55 - 61.