ОТЛИЧИЯ ПРОДОЛЬНОЙ И ТОРЦЕВОЙ ГРАВЮРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТЛИЧИЯ ПРОДОЛЬНОЙ И ТОРЦЕВОЙ ГРАВЮРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возникновение гравюры оказалось звеном эволюции изящных искусств: гравюра на дереве берет свое начало от досок для изготовления набивных тканей, резцовая гравюра примыкает к ювелирному искусству, а офорт имеет общее с ремеслом мастеров-оружейников. Отличительное от других видов искусства качество гравюры состоит в том, что она представляет собой оттиск на бумаге. Именно поэтому родиной гравюры одновременно является родина бумаги – Китай. И даже в словаре В.И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья».

В Западной Европе ксилография появилась около 1400 г.Ксилографическим способом печатали народные картинки (почти исключительно религиозного содержания), а также игральные карты, производство которых было сильно развито в первой половине XV в.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. — Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики — портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации.

В наше время гравировка на дереве сохранила свое значение единственно как вид авторской художественной графики.

Техника гравюры на дереве довольно проста: на отшлифованную поверхность доски толщиною около 2,5 см наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается специальным инструментом до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.

Известны всего две разновидности ксилографических оттисков: продольная печать и торцевая.

Технику продольной печати также часто называют обрезной. В качестве штампа применяется доска с волокнами, идущими параллельно плоскости горизонтально. Обычно используется древесина пород невысокой твердости. Это может быть груша, липа, ольха, яблоня. Важнейшей особенностью этого древнего метода можно назвать широкое использование черного штриха. Продольным штампом может быть выполнено несколько сотен оттисков.

Торцевая печать, второе название – «репродукционная». Внедрение нового метода в практику книжного дела и первые решающие успехи связаны с именем английского гравера Томаса Бьюика. Этот мастер смело перенес в ксилографию методику углубленной гравюры. Каждую линию он режет единожды, а не так, как делали раньше — дважды, вынимая древесину с обеих ее сторон. Линия на оттиске получается у Бьюика негативной - белой на общем черном фоне. Именно это и позволило граверу добиться потрясающих успехов. Сущность способа состояла в моделировании объема белым штрихом. Варьируя его толщину и протяженность, Бьюик передавал тон в бесконечных вариантах его интенсивности на пути от черного к белому.

Торцевая ксилография выгодно отличается от продольной долговечностью печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив — торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Такой печатью можно выполнить несколько десятков тысяч оттисков.

Список литературы:

  1. Б.Р.Виппер. Введение в историческое изучение искусства

  2. http://www.gravura.ru

  3. http://www.printsmuseum.ru «Интернет-музей гравюры»

  4. http://maxbooks.ru «Мир книги»

  5. ru.wikipedia.org «Википедия», статья «Ксилография»

  6. http://artendschool.ru «Все о графике»

Просмотров работы: 692