Томас Бьюик (1753–1828), английский гравер и иллюстратор, мастер гравюры на дереве. Родился 10 августа 1753 в Черриберне, близ Ньюкасла. Свое детство он описал в книге Воспоминания Томаса Бьюика, написанные им самим в 1862. Четырнадцати лет от роду Томаса отдали в учение к ньюкаслскому граверу Ральфу Бейлби, единственному в то время граверу в Ньюкасле. Мастер не раз поручал способному ученику гравирование рисунков для различных изданий. Исполняя их, Бьюик постепенно вырабатывает оригинальную, присущую лишь ему технику и делает первые опыты гравюры по торцу. Завершив образование, Бьюик отправился путешествовать по Шотландии, посетил Лондон. [2]
В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева.
Торцовая гравюра, так же ее называют «тоновой», произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. [1], [3]
Т. Бьюик распиливал бревно поперек и делил поперечный срез на небольшие прямоугольники. Затем подбирал кубики с примерно одинаковой плотностью древесины и склеивал их между собой. Получалась плотная, хорошо приглаженная доска.
Каждую линию он режет единожды, а не так, как делали раньше — дважды, вынимая древесину с обеих ее сторон. Линия на оттиске получается у Бьюика негативной - белой на общем черном фоне. Именно это и позволило граверу добиться потрясающих успехов. Сущность способа состояла в моделировании объема белым штрихом. Варьируя его толщину и протяженность, Бьюик передавал тон в бесконечных вариантах его интенсивности на пути от черного к белому.[1]
Томас Бьюик так блестяще сумел доказать колоссальные изобразительные возможности нового метода, что деревянная гравюра по торцу стала господствующим методом иллюстрирования книги.[3]
Чаще всего Бьюик обращался к столь любимым в английском обществе того времени темам, воспевающим красоту и тишину природы Англии, изображая заброшенные и дикие уголки леса, тенистые водоемы, птиц и животных, населяющих их. И это выдает в нем типично английского художника своего времени, выразителя вкуса и настроений, царивших тогда в стране.[1]
Знаменитым имя Бьюика сделала «Общая история четвероногих», вышедшая в Ньюкасле в 1790 г. Написал ее Бьюик в содружестве со своим старым учителем Г. Бейлби, а проиллюстрировал сам. На его иллюстрациях животные изображены вполне реалистично; превосходны ландшафтные задние планы, исполненные с хорошим знанием растительного мира и с завидным умением. [2]
Успех окрылил Бьюика. В 1797-1804 гг. вышел в свет новый его труд- «История английских птиц». Книга получила еще большую известность, чем «Общая история четвероногих». Она неоднократно переиздавалась и при жизни автора, и после его смерти.
Умер мастер 8 ноября 1828 г. Созданная им техника торцовой гравюры вскоре стала, пожалуй, самым широко распространенным ручным репродукционным процессом. Эта техника быстро распространилась в Англии и в Европе. Она навсегда закрепила честь важнейшего усовершенствования в деревянной гравюре за английским мастером. [1], [4]
Список литературы:
«Торцовая гравюра Томаса Бьюика», http://maxbooks.ru
«Томас Бьюик», http://www.krugosvet.ru
«Ксилография», «Томас Бьюик», https://ru.wikipedia.org
«Достижения Томаса Бьюика», http://www.finearthistory.ru/