Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества.[1]
Информационные технологии предоставляют возможность:
Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;[2]Анализ достоинств и недостатков, существующих информационных образовательных средств (ИОС),и современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:
Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации - данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования.
Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения.[3]
Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:
Информационная перегрузка - это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:
доступ к большому объему учебной информации;
образная наглядная форма представления изучаемого материала;
поддержка активных методов обучения;
возможность вложенного модульного представления информации.
Выполнение следующих дидактических требований:
целесообразность представления учебного материала;
достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
протоколирование действий во время работы;
интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.
Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.
Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:
большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
поддержки активных методов обучения;
образной наглядной формы представления изучаемого материала;
модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
развития самостоятельного обучения.
Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:
психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.[4]
Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями [22].
Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом, являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познанию природы, по развитию науки, техники, культуры — всё это способствует эффективному повышению материального уровня. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью внедрения современных и перспективных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.[5]
Таким образом, в системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основной задачи – обеспечения разнообразного непрерывного образования – требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многим дипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.
Список использованных источников и литературы
Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. 160 с.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.
Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационно-образовательная среда технического вуза. CNews.ru
Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред. С.И. Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004.
Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2005. С.39-40.