МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время вопрос международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности актуален, так как достижения науки и техники в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как никогда определяют динамику экономического развития, уровень благосостояния и конкурентоспособности государств в мировом сообществе, а так же степень их национальной безопасности.

Развитие ИКТ играет важнейшую роль для экономического и социально-политического развития как каждой страны в отдельности, так и человечества в целом. Однако развитие ИКТ не только создает возможности для роста и развития, но и порождает угрозы международной и национальной безопасности. Межгосударственное противоборство, перешедшее в информационную сферу, чревато конфликтами, крайней формой проявления которых могут стать информационные войны.

Международная информационная безопасность сегодня определяется как «состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве».

Таким образом, проблема обеспечения информационной безопасности не является сегодня узко государственной категорией, а переходит в область международных проблем, для решения которых требуется объединение ведущих мировых держав.

Проблема международной информационной безопасности вышла на международную повестку дня в 1990-е гг. и с тех пор не утрачивает актуальности. Международные переговоры по проблемам информационной безопасности ведутся на двусторонней основе, а также в рамках глобальных и региональных международных организаций, таких как ООН, НАТО, ШОС и др. Инициатором формирования глобального правового режима, не допускающего использования информационных технологий в целях, несовместимых с международной стабильностью, стала Россия.

Деятельность международных организаций не ограничивается созданием площадок для дискуссий и принятием международно-правовых актов, также создаются специализированные центры, принимаются и реализуются программы действий.

Принципы ответственности государств, такие как территориальность, сотрудничество, обмен данными, самооборона могут рассматриваться как отправная точка для международного сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности. Наращивание информационных потенциалов государствами создает угрозу их использования, что актуализирует вопрос о демилитаризации информационного пространства и принятии соответствующих международно-правовых обязательств. Особое значение приобретает выработка мер доверия, необходимых для предотвращения международных конфликтов в информационной сфере.

В информационном пространстве уже были предприняты попытки по формированию мер доверия, однако на двусторонней, а не многосторонней основе. Наиболее известной попыткой стало создание «горячей линии» между Россией и США в сфере информационной безопасности.

Возможно также применение мер повышения прозрачности в целях повышения межгосударственного доверия, относительно того, что другие государства под видом обороны не готовятся к нападению в информационной сфере. Так, на базе ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) уже проводилась серия семинаров по военным доктринам государств-участников, можно расширить подобный опыт на информационную сферу. Подобные меры прозрачности предполагают обмеры информации о стратегиях действия в информационном пространстве / киберпространстве, а также информациях о действиях, направленных на обеспечение киберобороны. Страны НАТО выступили с предложением выработать договорный механизм контроля вооружений в информационной сфере, т.е. «конвенцию о кибероружии» с целью обеспечить безопасность киберпространства и не допустить распространения кибероружия.

Еще один возможный подход к международному сотрудничеству – нормативный. Подобный подход позволяет накладывать ограничения на упреждающее применение информационного оружия. Опыт таких международных соглашений, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, которая запрещает упреждающее военное использование целого ряда технологий, может быть использован в отношении информационного оружия. Ряд государств декларировали приверженности принципам отказа от использования военных технологий и в других сферах, однако от подобных заявлений легко отказаться впоследствии, и они не гарантируют, что иные потенциальные агрессоры не готовятся к атакам подобного рода.

Ключевая цель, на достижение которой направлена разработка и применение норм, правил и регулирующих институтов, таких как международные правила поведения и принципы поведения государств - это поддержание мирного, безопасного, стабильного и предсказуемого глобального информационного пространства.

В настоящее время открываются новые возможности формирования глобального режима международной информационной безопасности. Долгое время США удерживали лидерство в области развития информационных технологий, сознательно ограничивая возможности формирования глобального правового режима информационной безопасности. Однако изменение характера угроз информационной безопасности привело к тому, что наиболее развитая в информационном плане держава оказалась крайне уязвимой.

Российские исследователи проводят параллели между международно-правовым регулированием в области освоения космического пространства и развития информационного общества. В обоих случаях развитие новых технологий формирует взаимозависимость и порождает вызовы и угрозы гражданского и военного характера. Разработка правовой базы, регулирующей поведение государств в космическом пространстве в целях обеспечения международной безопасности, шла поэтапно, параллельно разрабатывались и общие принципы поведения и проблемы ограничения отдельных действий государств в данной сфере (напр., запрещение ядерных испытаний в космосе). Для регулирования спорных направлений деятельности были найдены приемлемые формы деклараций и принципов. Как представляется, опыт международного сотрудничества по обеспечению безопасности в иных высокотехнологичных областях, таких как космос, может быть продуктивно использован в отношении глобальной информационной сферы.

В результате анализа проделанной работы в направлении обеспечения международной информационной безопасности можно говорить о поддержание мирного, безопасного и стабильного глобального информационного пространства. Однако различие в интересах государств, а также отсутствие международной правовой базы препятствует развитию сотрудничества между государствами.

Список использованной литературы

  1. Аверченков В.И., Рытов М.Ю. Системы защиты информации в ведущих зарубежных странах: учебное пособие.- М.: ФЛИНТА, 2014.-224 с.

  2. Зиновьева Е. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: конспект лекций.-М, 2015.-52 с.

  3. Развитие международного сотрудничества в области обеспечения ИБ [электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.ru/

  4. РФ и США сближаются в киберпространстве [электронный ресурс]– Режим доступа: http://kommersant.ru/

Просмотров работы: 1481