Для качественного и профессионального проектирования автомобильных дорог необходимо получить максимум информации о геологических условиях и строении территории строительства.
Геологические изыскания играют важную роль в дорожном строительстве. Развитие этой отрасли приводит к устойчивому развитию городских и сельских поселений, которые попросту не могут существовать без сети автомобильных дорог и развязок. Главная заслуга в развитии дорожного строительства принадлежит Градостроительному Кодексу, который был принят в 2004 году. В нем, наравне с промышленным градостроительством, прописано и дорожное строительство, которое отмечается как важная составляющая средообразования [1].
В связи с этим, возникает необходимость проанализировать и выяснить, что же такое геологические изыскания для автомобильных дорог и что конкретно под ними понимается, но для начала разберёмся, что же такое геологические изыскания.
Инженерно-геологические изыскания представляют собой комплекс работ по изучению инженерно-геологических условий рассматриваемой территории, основной целью которого является получение необходимых материалов для полного обоснования возможностей проектной подготовки строительства объекта [2].
Инженерно-геологические изыскания ведутся с целью экономически-обоснованных решений при строительстве, проектировании, а также эксплуатации различных объектов в соответствии с рациональным использованием геологической среды. Они обеспечивают полное изучение геологических, гидрогеологических, геоморфологических и тектонических условий проектируемой местности.
Проведение геологических изысканий дает возможность с достаточной точностью определить свойства и состав почвы и грунтовых вод, составить возможный прогноз изменений геологической среды, подстилающих грунтов при взаимодействии со строящимися объектами.
При выполнении изысканий для автодорожного строительства, важное значение имеет инженерно-геологическое обследование и картирование полосы трассы проектируемой автодороги. В ходе этих работ устанавливаются: дорожно-климатическая зона, тип местности по условиям увлажнения верхней толщи грунтов и характеру поверхностного стока, геоморфологическое строение, геологические и инженерно-геологические процессы и явления, перспективные участки для карьеров грунтовых строительных материалов [3].
В процессе инженерно-геологических изысканий осуществляется:
сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;
маршрутные наблюдения (рекогносцировочное обследование);
проходка горных выработок;
геофизические исследования;
гидрогеологические исследования;
полевые исследования грунтов;
стационарные наблюдения;
лабораторные исследования грунтов и подземных вод;
обследование грунтов оснований существующих зданий и сооружений;
камеральная обработка материалов;
составление прогноза изменений инженерно-геологических условий;
оценка опасности и риска от геологических и инженерно-геологических процессов;
составление технического отчета [4].
При проектировании автодорог учитываются их категория, вид дорожного полотна, высота насыпи и дорожной выемки, свойства грунтов земляного полотна, природные условия района строительства, особенности инженерно-геологических условий, наличие грунтовых строительных материалов. Все это и определяет специфику инженерно-геологических изысканий для автодорог.
Одновременно намечаются и производятся буровые работы, в ходе бурения определяются условия залегания грунтов и подземных вод в пределах толщи, принимаемой во внимание при проектировании, опробуются грунты и подземные воды.
Полевые исследования грунтов выполняются лишь в необходимых случаях – для определения типа болот и для уточнения состояния и механических характеристик грунтов в естественном залегании в местах устройства мостов, эстакад, тоннелей, объектов дорожной инфраструктуры.
Лабораторные работы позволяют классифицировать грунты в полосе трассы, установив их состав, специфические свойства, физико-механические характеристики, а также определить химическую агрессивность грунтов и воды к элементам дорожных конструкций.
Кроме того, грунты выемок автодорог обычно исследуются дополнительно с целью оценки возможности их использования для укладки в земляное полотно или в качестве грунтовых строительных материалов.
Произведя вышеперечисленные исследования, приступают к строительству дорог, которое заключается в следующем:
подготовительные работы (например, вырубка деревьев, разборка ограждений и т.п.);
земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т.д.);
прокладка новых или перекладка существующих трубопроводов и необходимых коммуникаций, попадающих в зону строительных работ устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона);
укладка асфальтового покрытия обустройство дорог и прилегающих к ним территорий, благоустройство (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т.п.) [6].
В настоящее время геологические изыскания являются необходимым комплексом работ для проектирования и строительства. Но сегодня многие заказчики и инвесторы, специалисты проектных, строительных организаций недооценивают роль инженерно-геологических изысканий в строительстве.
Снижая стоимость строительства, проектные и строительные организации сокращают состав необходимых исследований (особенно инженерно- геологических изысканий).
Экономия на геологических изысканиях в процессе строительства приводит к аварийным ситуациям, ликвидация, которых увеличивает сроки и стоимость строительства.
Для профессионального и качественного проектирования автомобильных дорог необходимо проводить инженерно-геологические изыскания в полной мере, не экономя, так как данный вид исследований может предоставить максимум информации о геологических условиях и особенностях территории под строительство, что впоследствии отразится на качестве строящегося дорожного полотна.
По результатам правильно проведенных инженерных изысканий составляется правильный проект и мероприятия возможной инженерной защиты будущего сооружения и охране окружающей среды.
Литература:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190- ФЗ (ред. от 21.07.2014).
2. СП 47.13330.2012 Свод правил Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.
3. Неволин, А.П. Инженерная геология. Инженерно-геологические изыскания для строительства : учеб.-метод. пособие / А.П. Неволин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 85 с.
4. СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96. – М.: 2012. – 151 с.5. Свод правил СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. - М.: ПНИИИС Госстроя России, 1997.
6. Бабков, В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог: учебник / В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. – Ч.2. - М.: Транспорт, 1987. - 415 с.