ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Салимова А.А. 1
1Башкирская Академия Государственной Службы и Управления при Главе Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях развития прав на интеллектуальную собственность появляется необходимость усовершенствования правового регулирования отношений по поводу создания и дальнейшего использования объектов интеллектуальной собственности.

Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы дать определение и провести краткий анализ объектов интеллектуальной собственности.

Итак, под интеллектуальной собственностью понимаются результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом.

К результатам интеллектуальной деятельности относятся:

- Художественные, литературные и научные произведения, программное обеспечение (ПО) - объекты авторского права.

- Исполнения артистов и дирижеров, постановки режиссеров, передачи по кабелю и в эфир, фонограммы, базы данных - объекты смежных правам.

- Изобретения, промышленные образцы, полезные модели – объекты патентного права

Новыми (часто называемыми также нетрадиционными) объектами промышленной собственности являются селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

К средствам индивидуализации относятся: знаки обслуживания, товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, наименования мест происхождения товаров

Согласно статье 1225 Гражданского Кодекса РФ результатами интеллектуальной собственности признаются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

Если какой-либо результат интеллектуальной деятельности не указан в 1225 статье ГК РФ, то он не признается им, а значит и интеллектуальные права на него не возникают. Следовательно, и граждане и юридические лица вправе использовать этот результат без чьего-либо разрешения.

Но в отличие от объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не являются результатами интеллектуальной деятельности, т.е. они могут лишь приравниваться к ним по своему правовому режиму.

Анализ объектов интеллектуальной собственности.

  1. Произведения науки, литературы и искусства.

Под данными терминами в законодательстве понимается произведения с чётким изложением мыслей, образов и чувств в оригинальной композиции. Под эту категорию входят не только литературно-художественные произведения, но также и публицистические, учебные, научные работы. В частности к ним можно отнести: интервью, переводы, программы для ЭВМ, речи, лекции, доклады, письма, дневники и т.д. .

  1. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы

Под изобретением понимается техническое решение, которое относится непосредственно к продукту (устройству, культуре клеток растений или животных, штамму микроорганизмов) или способу осуществления действий над материальным объектом.

Полезной моделью считается любое устройство, обладающее мировой новизной. Некоторые учёные правоведы называют полезные модели малыми изобретениями. Но в отличие от изобретений к полезным моделям не предъявляется требование изобретательского уровня.

Промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, которое определяет его внешний вид.

  1. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации).

Фирменное наименование подразумевает под собой – это уникальное обозначение услуги, работы, товара, предприятия или организации

Под термином товарный знак понимается определённое средство индивидуализации товаров, т.е. такое обозначение, с помощью которого мы можем выделить этот товар из других похожих товаров. Стоит отметить, что понятия "товарный знак и торговая марка" по своей сути являются синонимами.

Знаком обслуживания называют такое обозначение, которое помогает выделить одну услугу физических или юридических лиц от других аналогичных услуг. К знакам обслуживания в Российском законодательстве предъявляются такие же требования, как и к товарным знакам.

Наименованием места происхождения товара, считается такое обозначение, которое содержит историческое или современное, официальное или неофициальное, полное или сокращённое наименование страны, городского либо сельского поселения, местности или другого географического объекта. Это обозначение, произведённое из наименования определённого места, как правило, представляет товар, ставший известным благодаря характерным для данного географического объекта условиям (природные и людские факторы).

  1. Топология интегральной микросхемы.

В соответствии с п.1. ст. 1448 Гражданского кодекса РФ топологией интегральной микросхемы признается пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов, связей между ними, закрепленное на материальном носителе. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие.

  1. Секреты производства (ноу-хау).

Секретом производства признается информация либо сведения(изобретения, оригинальные технологии, умения, знания и т.п.) которые находятся под защитой государства. Ноу-хау охраняются режимом коммерческой тайны.

  1. Селекционные достижения.

Селекционным достижением признается результат интеллектуальной деятельности в области создания биологически новых объектов с определенными свойствами. Объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения признаются сорта растений и породы животных, которые прошли регистрацию в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Итак, в современных экономических и политических условиях всё большую роль играют творческие процессы, происходящие в интеллектуальной сфере. Ведь всем известно, что данная сфера является одним из главнейших ресурсов государства, который определяет его научно-технический потенциал, что впоследствии определяет судьбу экономических реформ и преобразований.

Значительным шагом в развитии общества стало восприятие интеллектуального продукта как категории собственности. В свою очередь понимание необходимости охраны и защиты этой категории позволило законодательно урегулировать правоотношения, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности.

Список использованных источников:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

  2. А.П. Сергеев. «Право интеллектуальной собственности ».–«Проспект», 2006г.

  3. Интеллектуальная собственность. Основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие: М. А. Рожкова – Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.

Просмотров работы: 520