ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Киселева н.А. 1, Орешкина В.Н. 1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), филиал в г. Миасс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выбранная тема актуальна, поскольку в Российской Федерации участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работников.

На современном этапе в российском законодательстве прослеживается тенденция в сторону расширения судебного регулирования трудовых конфликтов. Однако необходимо учитывать, что судебная процедура для разрешения индивидуальных трудовых споров дорогостояща, длительнаи слишком формальна, причем суд не может в равной степени удовлетворить интересы обеих сторон. Все это негативно сказывается на взаимоотношениях работника и работодателя, что способствует росту социальной напряженности1.

Предметом исследования трудового права являются трудовые и теснос ними связанные отношения.

Объектом исследования являются законодательство регулирующее примирительные процедуры при разрешении коллективных трудовых споров.

Цель данной работы – исследование важнейших форм самозащиты трудящихся по трудовым спорам, а также вынесение рекомендаций.

На основании поставленной цели задачами работы являются:

1. Определить понятия, виды и причины трудовых споров.

2. Выявить принципы рассмотрения трудовых споров и подведомственность трудовых споров.

3. Исследовать примирительные процедуры.

4. Рассмотреть забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Методологическую и теоретическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод познания, эмпирический метод, формально-логический метод. Общетеоретической и информационной базой является действующее законодательство, а именно: Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и другиенормативно-правовые акты.

Новизна курсовой работы определяется содержанием ряда сформулированных в ней научных положений и практических рекомендацийпо совершенствованию трудового законодательства. Они касаются нормативного закрепления примирительной процедуры при разрешении коллективных трудовых споров.

В написании курсовой работы использовались теоретические базы, такие как работы многих авторов, которые затрагивали изучение примирительной процедуры при разрешении коллективных трудовых споров: Л.Н. Анисимов, А.Я. Анцупов, М.В. Баглай, А.К. Бондарев, Е.П. Данолов, ,Г.А. Корнийчук,Н.Л. Лютов, Е.А. Суханова, П.Я. Трубников, Н.С. Шумелев.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В первой главе рассматриваются понятия, виды, причины трудовых споров, а также подведомственность их разрешения.Во второй главе рассматривается примирительные процедуры, а также забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.В заключении формулируются основные направления совершенствования законодательства.

ГЛАВА 1 ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

§ 1.1 Понятие, виды и причины трудовых споров

Трудовые споры–это разногласия между субъектами трудового правапо поводу установления условий труда или заключения трудового договора, или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры), а также в применении норм трудового законодательства.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом для спора. Трудовым правонарушениемявляется невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей в сфере труда, также распределения, и, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Если же субъект считает действия неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Наличие трудового правонарушения устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным2.

Разногласие работник может урегулировать самостоятельно или с участием представляющего его интересы профсоюзного органа при непосредственных переговорах с работодателем (администрацией).

Динамика возникновения трудового спора такова:

1) трудовое правонарушение;

2) различная его оценка субъектами правоотношения (разногласие);

3) попытка урегулировать разногласие сторонами при непосредственных переговорах;

4) обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступившиена разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства илиоб установлении новых условий труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами,и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера3.

На основании ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации4(далее – ТК РФ) индивидуальным трудовым спором будет спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от заключения такого договора. Также индивидуальным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работником и работодателем, заявленные в орган по рассмотрению трудовых споров.

В ст. 37 Конституции Российской Федерации5 (далее – Конституция РФ) признается право на индивидуальные и коллективные трудовые спорыс использованием установленных федеральным законом способових разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»6 (далее – Федеральный закон РФ № 10) в ст. 23 Федерального Закона РФ предусматривает право профсоюзовна защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Для защиты социально-трудовых прав профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. В соответствии со ст. 14 Федеральным Законом РФ № 10 они могут участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний уличных шествий, демонстраций, пикетированияи других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям:по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения7.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальныеи коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес.В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочияи интересы всего трудового коллектива (или его части). Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организациис работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профсоюзного органа с администрацией, из социально партнерских правоотношений, представителей работников и работодателейс участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевоми территориальном уровнях.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на:

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, соглашения о правахи обязанностях. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюзного органа, или полномочие трудового коллектива. В иностранных государствах такие споры называют «спорыо правах»;

2) споры об установлении новых или изменении существующих условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры этого вида могут возникать из четырех правоотношений: а) из трудового – об установлении работнику порядке новых условий труда; б) профсоюзного органас работодателем, его администрацией; в) трудового коллективас работодателем, его администрацией; г) профсоюзов, как представителей работников с представителями работодателей, их ассоциаций на различных уровнях социально-партнерских отношений. Их называют «спорыоб интересах».

Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений: 1) трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоящий орган управления;2) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией; 3) социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателейс участием органов власти на федеральном, отраслевом, региональноми других уровнях.

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор,все трудовые споры делятся на споры из правоотношений: 1) трудовых;2) по трудоустройству; 3) по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда; 4) по подготовке кадрови повышению квалификации работников на производстве; 5) по возмещению материального ущерба работником предприятию; 6) по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровьяна работе или нарушением его права трудиться; 7) профсоюзного органас работодателем по вопросам труда, быта, культуры; 8) коллектива работников с работодателем; 9) социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность8.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров «выявляети обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению», что направленона устранение как причин, так и условий трудовых спорови на их профилактику.

Таким образом, трудовые споры – это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства,о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган. В основном, все споры делятся на индивидуальные и коллективные, однако споры также подразделяются по характеру спора (споры о применении норм трудового законодательства, споры об установлении новых или изменении существующих условий труда и быта, не урегулированных законодательством) и по виду спорного правоотношения (по трудоустройству, по надзору и контролюза соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда,по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве и другие). Причинами возникновения трудовых споров являются правонарушения в сфере труда и ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей, являющиеся непосредственным поводом для спора.

§ 1.2. Принципы рассмотрения трудовых споров и подведомственность трудовых споров

Принципы рассмотрения трудовых споров – это характерные черты конкретного института трудового права. В кратком виде они определяют сам порядок рассмотрения трудовых споров, его организационное построениеи действия в нем субъектов процессуальных правоотношений.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты этого порядкаи направленность развития системы его норм9.

Принципами рассмотрения трудовых споров являются:

  1. демократизм порядка, то есть участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы в разрешении споров;

  2. простота порядка, то есть его бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором;

  3. законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовым спорам, то есть законность его разрешения;

  4. быстрота разрешения трудовых спора, то есть обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками;

  5. решения по трудовому спору, то есть восстановления нарушенных трудовых прав;

  6. принцип обеспечения реального восстановления нарушенныхправ – выражается в том, что если работодатель добровольно не выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава-исполнителя по соответствующим исполнительным документам.

Трудовые споры рассматриваются в Комиссии по трудовым спорам,в которой участвуют из числа сотрудников избранные члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры рассматриваютсяв примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза.

Согласно ст.ст. 42, 44 Гражданско-процессуального кодекса РФ(далее – ГПК РФ)10 представители профсоюзов могут выступать в судев защиту интересов трудящихся, а также в вышестоящем органе.При предъявлении искапо трудовому спору истцы – рабочие и служащиево всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлиныи других расходов по ведению дела. Каждый трудящийся и представитель профсоюзного органа, трудового коллектива может получить по возникшему трудовому спору бесплатную юридическую помощь в юридических консультациях профсоюзных органов (вышестоящих). Заседания Комиссиипо трудовым спорам проводятся открыто, публично.

Сроки рассмотрения в Комиссии по трудовым спорам – не более10 дней, в суде – до 10 дней, в вышестоящих органах – не более месяцасо дня принятия заявления, в примирительной комиссии и в трудовомарбитраже – до 5 рабочих дней со дня их создания, а с участиемпосредника – до 7 рабочих дней с момента его приглашения (назначения). Сроки выдачи решений, выписок из них, а также подачи замечанийна протокол заседания – 3 дня со дня вынесения решения по трудовому спору. Сроки обжалования решений по трудовому спору в вышестоящийсуд – 10 дней со дня получения копии решения.

Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам орган, рассматривающий спор. Установленные же законом процессуальные срокион менять не может, но вправе восстановить или продлить пропущенныйпо уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны.

Исковой, или давностный, срок– это установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Поскольку пропуск срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению защиты материального права. Последствием истечения давностного срокапо трудовому спору является утрата права на иск, а если иск уже предъявлен,то может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об этом11.

Иск по трудовому спору – это обращение в соответствующий органза защитой нарушенного и оспариваемого права или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права. Споры об установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так как здесь имеет место требование не о восстановлении нарушенного права(как в исковых спорах), а об установлении нового права, новых условий трудаи права на них. Исковые сроки по трудовым спорам следующие:1) для обращения работника с заявлением в Комиссию по трудовымспорам – три месяца; 2) для обращения работника с иском непосредственнов суд – три месяца, а по делам об увольнении – месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки; 3) для обращения работника в вышестоящий орган со спором – три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а об увольнении – месяц;4) для обращения администрации в суд с иском к работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию – годичный исковый срок со дня обнаружения ущерба12.

По признаку подведомственности можно выделить три вида разбирательств этих споров: 1) общий порядок, который включает в себя последовательное рассмотрение спора в Комиссии по трудовым спорами в суде; 2) судебный порядок, при котором рассмотрение трудового спора начинается непосредственно с обращения в суд, минуя комиссию по трудовым вопросам; 3) особый порядок, при котором отдельные категории споров либо трудовые споры работников определенных категорий рассматриваютсяв соответствии со специальными процессуальными нормами.

Таким образом, необходимо выделить основные принципы рассмотрения трудовых споров: демократизм порядка, простота порядка, законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовым спорам, быстрота разрешения трудовых споров, восстановление нарушенных трудовых прав, принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав. Определяя подведомственность, следует отметить, что трудовые споры рассматриваются в Комиссии по трудовым спорам, коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза, в ходе судебного разбирательства, существует также особый порядок, при котором отдельные категории споров либо трудовые споры работников определенных категорий рассматриваются в соответствии со специальными процессуальными нормами.

Подводя итог первой главы, можно сделать вывод, что, трудовыеспоры – это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, о которых заявленов соответствующий юрисдикционный орган. В основном, все споры делятсяна индивидуальные и коллективные, однако споры также подразделяютсяпо характеру спора (споры о применении норм трудового законодательства, споры об установлении новых или изменении существующих условий трудаи быта, не урегулированных законодательством) и по виду спорного правоотношения (по трудоустройству, по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, по подготовке кадрови повышению квалификации работников на производстве и другие). Трудовые споры рассматриваются в Комиссии по трудовым спорам, коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза, а также в ходе судебного разбирательства.

ГЛАВА 2 УРЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

§ 2.1 Примирительные процедуры

Коллективные трудовые споры в РФ в настоящее время могут разрешаться только с помощью примирительных процедур, по завершении которых работники имеют право объявить забастовку. К таким процедурам,в соответствии со ст.ст. 401 – 404 ТК РФ относят примирение, посредничествои трудовой арбитраж.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоитиз следующих этапов: 1) рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; 2) рассмотрение коллективного трудового спорас участием посредника; 3) рассмотрение коллективного трудового спорав трудовом арбитраже.

Таким образом, органами, уполномоченными рассматривать коллективные трудовые споры, являются: примирительная комиссияи трудовой арбитраж, посредник – участник разрешения спора.

На основании ст. 418 ТК РФ действия сторон коллективного трудового спора, соглашения, рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколом представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

В соответствии со ст. 408 ТК РФ соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль над его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

На основании ч. 3 ст. 398 ТК РФ днем начала коллективного трудового спораявляется день сообщения решения работодателем (его представителем) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщения работодателем (его представителем) своего решенияв соответствии со ст. 400 ТК РФ.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Этот срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом. Для сторон оно имеет обязательную силу, исполняется в порядкеи в сроки, которые установлены этим решением.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией были утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 года № 5713.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могутв течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны могут обратиться в соответствующий государственный органпо урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Задача посредника – помочь сторонам коллективного трудового спора выработать согласованную позицию и тем самым разрешить этот спор.Сам посредник решение по спору не принимает. На основе законодательстваи оценки ситуации он рекомендует пути выхода из конфликтной ситуации.

Для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника установлен срок – до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием его сторонами согласованного решения, которое оформляется письменно. При не достижении соглашения составляется протокол разногласий. Рекомендации об организации работ по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника были утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 года № 58.

На основании ст. 404 ТК РФ коллективный трудовой спор рассматривают в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж – временно действующий органпорассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной формеоб обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующими решениями работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитражес участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих днейсо дня его создания. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документыи сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправленияо возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, принимает решение по существу коллективного трудового спора 14.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 413 ТК РФ в случаях, когда законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный органпо урегулированию коллективных трудовых споров.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 года № 59.

Статьей 405 ТК РФ предусмотрены следующие гарантии: для членов примирительных комиссий, трудовых арбитров, для участвующихв разрешении коллективного трудового спора представителей работников,их объединений.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателябез предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа. Если представителями работников, участвующими в разрешении коллективного трудового спора, являются руководители (их заместители) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций или структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненныхк ним) и они не освобождены от основной работы, то на них помимо приведенных выше гарантий распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные ст. 374 ТК РФ.

В соответствии со ст. 407 ТК РФ предусмотрено участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споровв их разрешении. Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере регулирования коллективных трудовых споров: 1) проводит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета;2) содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;3) ведет базу данных по учету трудовых арбитров; 4) организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующиев урегулировании коллективных трудовых споров проводят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением тех, регистрация которых отнесена к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, отнесенных к сфере их деятельности.

Таким образом, органами, уполномоченными рассматривать коллективные трудовые споры, являются: примирительная комиссияи трудовой арбитраж, посредник – участник разрешения спора. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируетсягл. 60 (ст.ст. 381 – 397) ТК РФ. По характеру трудовые споры подразделяютсяна исковыеи неисковые. Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл. 61 (ст.ст. 398 – 418) ТК РФ.

§ 2.2 Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 398 ТК РФ забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Признаками забастовки являются: 1) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей; 2) временный характер такого отказа;3) добровольный характер такого отказа; 4) его цель – разрешение коллективного трудового спора. 15

Признаком забастовки служит также коллективный характер действий работников, прекращающих работу. Временный характер забастовки означает, что работники, не прекращая трудовых отношений с работодателем,на определенный срок прекращают работу.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участияв забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Возможность проведения двух видов забастовок предусматривает ТК РФ: 1) забастовки, проводимые по единым общим правилам; 2) предупредительные забастовки, проводимые по специально для нее предусмотренным правилам.

Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в случаях, если: 1) примирительные процедуры не привелик разрешению коллективного трудового спора; 2) работодатель(его представители) или представители работодателей уклоняютсяот примирительных процедур; 3) работодатель (его представители) или представители работодателей не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. 4) на основании ч. 2 ст. 409 ТК РФ они не исполняют решение трудового арбитража, имеющее для сторон обязательную силу16.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовкуи принимать в ней участие.

В соответствии со ст. 411 ТК РФ о предстоящей забастовке работодатель предупреждает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Забастовку возглавляет представительный орган работников.

Основываясь на ст. 55 Конституции РФ, а также на ст. 413 ТК РФ приводят основания, по которым забастовка может быть признана незаконной, и перечень организаций, в которых забастовки при определенных обстоятельствах не должны проводиться.

Незаконными признаются забастовки: 1) проводимые в нарушение законодательства, устанавливающего процедуру их объявления и проведения; 2) проводимые там, где законом запрещается или ограничено проведение забастовок; 3) забастовки, не являющиеся способом разрешения коллективных трудовых споров. Есть суд практика по не законным забастовкам от 26 августа 2015 года Пермского краевого суда № 3-140/201517, а также судебная практика по незаконным забастовкам от 25 января 2013 года Ленинградского областного суда № 3-5/201318.

Также в соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконнымии не допускаются забастовки: 1) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствиис законодательством о чрезвычайном и военном положении; 2) в органахи организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированныхи иных формированиях, организациях, непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; 3) в правоохранительных органах; 4) организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования,на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; 5) в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Поскольку право на забастовку признано законом, участие в законной забастовке не может повлечь для работников негативных последствий.

В ст. 417 ТК РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров. Работодатель, его представителимогут понести ответственность, если коллективный трудовой спор, забастовка обусловлены их виной. Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средствв размере, определенном судом.

Таким образом, Российское законодательство также подробно регламентирует порядок использования права на забастовку в качестве одного из способов разрешения коллективных трудовых споров. В отличиеот примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка – это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований,не урегулированных в примирительных процедурах. Она является крайней, исключительной мерой разрешения трудового конфликта.

Подводя итог второй главы, можно сделать вывод, что, органами, уполномоченными рассматривать коллективные трудовые споры, являются примирительная комиссия и трудовой арбитраж, посредник – участник разрешения спора, по завершении примирительных процедур работники имеют право объявить забастовку, которая является одним из способов разрешения коллективных трудовых споров, а также является ультимативным действием работников, оказывая давление на работодателя путем прекращения работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, трудовые споры – это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган.

Основными нормативно-правовыми актами разрешения трудовых споров являются Конституция РФ и ТК РФ. В основном, все споры делятсяна индивидуальные и коллективные, однако споры также подразделяютсяпо характеру спора и по виду спорного правоотношения. Трудовые споры рассматриваются в Комиссии по трудовым спорам, коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии, а также в ходе судебного разбирательства. Участниками индивидуального спора являются работники работодатель, а в коллективном споре участниками являются коллективи работодатель. Органами, уполномоченными рассматривать коллективные трудовые споры, являются примирительная комиссия и трудовой арбитраж, посредник – участник разрешения спора, по завершении примирительных процедур работники имеют право объявить забастовку, которая является одним из способов разрешения коллективных трудовых споров, а также является ультимативным действием работников, оказывая давлениена работодателя путем прекращения работы.

Затронутая проблема коллективных переговоров сложна, многоаспектна и в достаточной степени не регламентирована законодательством. В качестве рекомендаций, по решению индивидуального трудового спора с работодателем, можно сказать, что в большинстве случаев досудебный порядок решения спора, а именно обращение в надзорные органы, имеет действенное значение, тем самым необходимо обратиться в прокуратуру, а также ликвидировать правовую неграмотность как работниками так и представителями нанимателя.

1.Предложение о соблюдении прав работников и их представителей

Законодательно установлено

В ст. 399 ТК РФ установлено, что правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Требования, выдвинутые работникамии (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной формеи направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению. Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийскихи межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаютсяих выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства. Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

Недостатки

Отсутствует обязанность работодателя направлять требования работников и их представителей в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), деятельность которой регулируется Постановлением Правительства РФот 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службепо труду и занятости»19, в том числе в форме электронного документа. В этом случае работодатель злоупотребляет своим правом и, тем самым, существенным образом нарушаются права работников и их представителей.

Предложение

Необходимо изменить абз. № 6 в ст. 399 ТК РФ, сформулировав его следующим образом: «Требования (копия требований) должны быть направлены (должна быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числев форме электронного документа. В этом случае государственный органпо урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора». Данное новшество позволит обязать работодателяв категорической форме направлять в Федеральную службу по трудуи занятости копию требований работников, а последняя должна регистрировать возникший коллективный конфликт и на ранней стадии подключаться к его разрешению. Также было бы неплохим нововведением обязать данную службу подбирать трудовых арбитров, обучать их, обобщать опыт, в связи с чем, считаю необходимым увеличить количество сотрудников указанной службы для реализации своих полномочий.

Обоснование

Изменение позволит не только улучшить качество разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, позволит соблюдать права работников и их представителей, а также создаст новые рабочие местадля реализации трудового законодательства.

  1. Предложение о привлечении к ответственности представителейработников, уклоняющиеся от участия в примирительныхпроцедурах

Законодательно установлено

В ст. 416 ТК РФ установлено, что представители работодателя (представители работодателей), уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числене предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции)по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующиеего (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственностив соответствии с настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерацииоб административных правонарушениях.

Представители работодателя (представители работодателей) и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашениям, достигнутымв результате примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Недостатки

Оправданно полагать, что за уклонение от участия в примирительных процедурах могли бы привлекаться как к дисциплинарной, таки к административной ответственности не только представители работодателя, но и представители работников. В этом случае существенным образом нарушаются права представителей работодателя (представителей работодателей).

Предложение

Целесообразно изменить абз. 1 ст. 416 ТК РФ и сформулировать его следующим образом: «Представители работодателя (представители работодателей) и работников, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствиис настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерацииоб административных правонарушениях. Представители работодателя (представители работодателей), уклоняющиеся от получения требований работников, а также не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обоснование

Изменение повлияет на более активное участие в примирительных процедурах представителей работников, а также позволит привлечьих к ответственности в случае уклонения от участия в примирительных процедурах. Тем самым появится больше возможностей у представителей работодателей и работников прийти к консенсусу, а также позволит соблюдать права представителей работодателей и улучшит реализацию трудового законодательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законы и иные нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.

  2. Конвенция Международной Организации Труда от 19 июня 1981 года№ 154 о содействии коллективным переговорам // Библиотечка Российской газеты. – 1999. – № 22 – 23.

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерацииот 14 ноября 2002 года №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 183. – Ст. 4532.

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года№ 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 256.

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 года№ 48-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации – 1995. – № 48. – Ст. 4557.

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 года№ 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4557.

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996. – № 3. – Ст. 148.

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 30 июня 2006 года№ 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации – 2008. –№ 30. – Ст. 3613.

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Справочно-правовая система Гарант.

Судебная практика

  1. Приговор Ленинградский областной суд от 25 января 2013 года№ 3-5/2013 // [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://rospravosudie.com/court-leningradskij-oblastnoj-sud-leningradskaya-oblast-s/act-491019400/(дата обращения: 26.11.2015).

  2. Приговор Пермский краевой суд от 26 августа 2015 года № 3-140/2015 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-permskij-kraevoj-sud-permskij-kraj-s/act-496185809/(дата обращения: 26.11.2015).

Учебники и учебные пособия

12. Анисимов, Л.Н. Трудовой договор и индивидуальные трудовые споры / Л.Н. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 400 с.

13. Анисимов, Л.Н. Трудовые договоры. Трудовые споры / Л.Н. Анисимов. – М.: Бератор, Пресс, 2003. – 344 с.

14. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Учебник для ВУЗов, 3-е издание /А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

15. Гусов, К.Н. Практикум по трудовому праву. 2-е издание, переработанное и дополненное / К.Н. Гусов. – М.: «Проспект», 2000. – 256 с.

16. Гусов, К.Н. Трудовое право России / К.Н. Гусов. – М.: Проспект,2006. – 496 c.

17. Данилов, Е.П. Трудовые споры / Е.П. Данилов. – М.: КНОРУС,2006. – 643 c.

18. Корнийчук, Г.А. Разрешение трудовых споров / Г.А. Корнийчук. – СПб.: Питер, 2004. – 96 c.

19. Лютов, Н.Л. Коллективные трудовые споры: сравнительно-правовой анализ / Н.Л. Лютов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 256 c.

20. Трубников, П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельных категорий / П.Я. Трубников. – М.: Былина, 1999. – 526 c.

21. Шмелева, Н.С. Практика разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации и перспективы ее развития / Н.С. Шмелева. – М.: «Права человека», 2004. – 196 c.

Статьи и научные публикации

22. Чашина, О.Ю. Примирительные процедуры при коллективных трудовых спорах / О.Ю. Чашина // Некоммерческие организации в России. – № 4. –2011. – С. 6–13.

23. Рябухина, С.Б. Коллективный трудовой спор: Правовое регулирование реализации гарантий при его разрешении / С.Б. Рябухина // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – № 2. – 2013. – С. 14.

1 Шмелева Н.С. Практика разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерациии перспективы ее развития. М., 2004. С. 20.

2 Гусов К.Н. Трудовое право России. М., 2006. С. 36.

3 Анисимов Л.Н. Трудовые договоры. Трудовые споры. М., 2003. С. 120.

4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

5 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах,их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3.Ст. 148.

7 Гусов К.Н. Указ. соч. С. 42.

8 Гусов К.Н. Указ. соч. С. 215.

9 Гусов К.Н. Указ. соч. С. 220.

10 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 7 // СЗ РФ. 2002.№ 183. Ст. 4532.

11 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

12 Корнийчук Г.А. Разрешение трудовых споров. СПб., 2004. С. 86.

13 Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 года № 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» // СЗ РФ. 2002. № 57.Ст. 26.

14 Шмелева Н.С. Указ. соч. С. 122.

15 Гусов К.Н. Указ. Соч. С. 300.

16 Гусов К.Н. Указ. соч. С. 305.

17 Решение Пермского краевого суда от 26 августа 2015 года № 3-140/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-permskij-kraevoj-sud-permskij-kraj-s/act-496185809/(дата обращения: 26.11.2015).

18 Решение Ленинградского областного суда от 25 января 2013 года № 3-5/2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-leningradskij-oblastnoj-sud-leningradskaya-oblast-s/act-491019400/(дата обращения: 26.11.2015).

19 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положенияо Федеральной службе по труду и занятости» // Справочно-правовая система Гарант.

 

Просмотров работы: 2521