ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Беликова Е.С. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие каждого человека на протяжении всей жизни имеет свои особенности. Внимание как одно из высших психических познавательных процессов имеет свои особенности, виды и структуру.

В данной статье обобщаются исследования учёных-психологов, непосредственно связанные с развитием внимания, а так же приводятся данные об уровне развития свойств внимания у современных школьников старших классов.

Некоторые родители считают, что их юные дети уже большие и могут с некоторыми задачами справиться сами. Но они ошибаются, ведь именно в этот период подростки часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д. Хэмилтон считает, что «невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причин плохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности. Сейчас проводится большое количество исследований, направленных на изучение развития и особенностей формирования внимания обучающихся.

Юность определяется как период жизни после отрочества до зрелости (от 15-16 до 21-25 лет). Это тот период, когда человек может пройти путь от непоследовательного и неуверенного отрока, который притязает на взрослость, до действительного повзросления. Вступая в юность подростком, молодой человек завершает этот период уже истинной взрослостью.

В юности внимание приобретает личностный эмоциональный характер. Человек проявляет всё больший интерес к различным мировоззренческим проблемам. Внимание, связанное с воображением, новые взгляды на различные вещи нередко находят отражение в творчестве человека.

Внимание неразрывно связано с чувствами, волей, характером человека, поэтому с развитием внимания меняются не только какие-то общие представления человека о чём-либо, но и качества и способности его самого. Он меняется и растёт как личность, если внимание действительно развивается. В том случае, когда у внимания нет развития, то и сам человек не развивается в умственном плане.

Объектом исследования является внимание. Предметом исследования – уровень развития свойств внимания в период юности.

Цель исследования: изучить проблему развития свойств внимания в юношеском возрасте.

Достижению поставленной цели служат следующие задачи:

  1. определить уровень развития свойств внимания у школьников 10-11 классов;

  2. выявить факторы, влияющие на развитие внимания школьников, а так же уяснить средства, повышающие его развитие.

Исследование проходило в три этапа:

1) Теоретический анализ психологической и педагогической литературы о значении роли развития внимания у школьников.

2) Разработка и осуществление программы эмпирического исследования.

3) Обработка и интерпретация полученных данных, а так же подведение итогов исследования.

Исследование было проведено на базе МКОУ Заволжского лицея (г.Заволжск Ивановской области). В исследовании приняло участие 35 человек. Из учеников 10 класса – 15 человек, из 11 класса – 20 человек.

Сроки проведения исследования: май 2016 года.

I. Тест на проверку избирательности внимания.

Уровень оценки:

  1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Нужно больше читать, записывать интересные мысли.

  2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме.

  3. Если удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Два респондента получили низкий уровень, что означает, что у некоторых школьников в большей или меньшей степени плохо развито внимание (13.4%). Те, кто обнаружил не более 20 слов: ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. (20%). 20 % испытуемых обнаружили от 21 до 23 слов. То количество слов, которое они выделили, свидетельствует о том, что нужно уделять время для корректирования внимания. Часть респондентов (7 человек (47%)) получили высокий уровень. Это означает, что их уровень развития внимания достаточно хорош. Для старшего школьного возраста это довольно хороший результат.

II. Тест на определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Респондентам предлагалось 5 картинок с цифрами от 1 до 25, расположенными в хаотичном порядке. Цель – найти все цифры по порядку, затратив как можно меньше времени, с началом выполнения задания включают секундомер.

По результатам этого теста мы так же можем увидеть, что все респонденты имеют определенно хорошее внимание. 7 человек (35%) имеют средний уровень внимания. Именно этот процент людей являются школьниками, что означает – их навыки развития внимания с опытом будут расти. 13 человек (65%) показали высокие результаты. Это значит, ученики 10-11 классов, имеют высокий уровень внимания, а так же отличную зрительную память. Безусловно, это хороший показатель как для каждого ученика, так и для школы в целом.

В результате проведения эмпирического исследования можно сделать ряд выводов. Из 19 человек – 54% (т.е. 17 человек) имеют средний уровень развития внимания. Это вполне хорошо, если учесть, что они ученики средней и старшей школы. Остальные 46 % (или 16 человек) имеют достаточно высокое и развитое внимание. Проанализированные результаты говорят о том, что уровень развития внимания в пределах нормы. Ученикам средний и старшей школы свойственен средний уровень развития внимания.

Анализ результатов показал, что уровень развития внимания во многом зависит от организации работы дома и в школе.

Просмотров работы: 633