Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют интеллектуальная недостаточность не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств [3].
Впроцессе адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья нуждаются в очень больших временных затратах на процесс обучения [8]. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемости и приспособленности к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика [7].
Отставания в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной недостаточной двигательной активности. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма [1].
Несмотря на то, что интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что она не поддается коррекции. На сегодня также доказано, что адаптивная физическая культура и спорт являются мощным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых младших школьников [6].
В работах С. П. Евсеева, А. А. Дмитриева и Л. В. Шапковой обосновано, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях способствует более активному формированию двигательных, в том числе и познавательных способностей, физическому развитию детей с ограниченными возможностями и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т.п.; они развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств социального развития человека [4].
Постепенность и доступность дидактического материала на занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для совершенствования уже сформированных навыков, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.
Именно степень развития психоэмоциональной сферы и физического здоровья определяют в ребенке его готовность вступать в контакт с людьми, приобретать новый жизненный опыт, навыки самоконтроля в поведении и общении [5]. Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка определяет уровень его «человечности» — способность чувствовать и воспринимать другого человека, его переживания, адекватно реагировать на происходящее.
Актуальность: изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на детей с интеллектуальной недостаточностью. Особое значение придается как развитию интеллектуальных навыков умственно отсталого ребенка, так и развитию психоэмоциональной сферы ребенка и его физическому здоровью [2].
Цель исследования: оценить динамику показателей физического развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, занимающихся ритмической гимнастикой
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
Проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования.
Оценить динамику физического развития (состояния) детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе занятий ритмической гимнастикой
Организация исследования. Основной метод исследования – экспериментальный.Исследование проходило на базе ГБОУ АО СКОШ №31 города Архангельска в два этапа. В педагогическом эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов, имеющих диагноз интеллектуальная недостаточность легкой степени тяжести, в количестве 15 человек. В исследовании принимала участие одна группа из 15 человек (девочки), имеющие основной диагноз – интеллектуальная недостаточность. Все исследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 9 лет, на конец исследования 10 лет.
Первый этап – декабрь 2014 года - сбор и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме исследования и проведение первичного тестирования.
.
Второй этап – ноябрь-декабрь 2015 года – проведение вторичного тестирования на той же группе детей.
Результаты исследования. В качестве основных показателей, для исследования оценки физического развития детей 9-10 лет с диагнозом интеллектуальная недостаточность, были взяты такие показатели как: длина тела, масса тела и обхват грудной клетки, динамометрия и жизненная емкость легких, которые представлены в таблице 1. Эти показатели являются наиболее значимыми и важными в процессе развития и легко подвергаются измерениям и анализу.
Таблица 1 - Динамика показателей физического развития у исследуемых детей
| Показатели (у.е) | Исследуемые группы | t -Критерий Стьюдента | |||||
| 2014 г. | 2015 г. | ||||||
| Фактические(э) | Должные(к) | Фактические(э) | Должные (к) | ||||
| Длина тела (см) | 133,49±1,56 | 138,49±1,02 | 139,37±1,82 | 142,26±0,94 | 2,456* | ||
| Масса тела (кг) | 32,07±2,03 | 34,95±0,76 | 36,07±1,84 | 37,64±0,74 | 1,458* | ||
| ОГК пауза (см) | 66,60±1,81 | 68,53±1,48 | 68,93±1,82 | 70,0±1,5 | 0,910* | ||
| ОГК вдох (см) | 69,20±1,73 | 71,93±1,45 | 71,73±1,76 | 73,0±1,45 | 1,027* | ||
| ОГК выдох (см) | 64,60±1,75 | 66,33±1,48 | 66,73±1,75 | 66,93±1,55 | 0,862* | ||
| ЭГК (см) | 4,6±0,32 | 5,6±0,21 | 5,0±0,2 | 6,07±0,37 | 2,543* | ||
| Динамометрия правой руки (кг) | 13,27±1,14 | 13,43±0,72 | 14,07±0,96 | 15,83±0,43 | 0,536 | ||
| Динамометрия левой руки (кг) | 12,27±0,79 | 14,29±0,64 | 13,40±0,89 | 15,52±0,61 | 0,950* | ||
| ЖЕЛ (л) | 1,12±0,04 | 1,5±0,04 | 1,27±0,05 | 1,62±0,03 | 2,295* | ||
Анализируя данные динамики антропометрических показателей за период исследования, мы наблюдаем прирост у исследуемых по всем показателям.
Прирост средних значений длины тела обследуемых за год составил 4,5 %, масса тела увеличилась на 12,5%. Прирост окружности грудной клетки за год составил 3%.
Прирост показателей динамометрии правой руки у обследуемых детей составил 7,6% в течение года, а показатели динамометрии левой руки увеличились на 8,3%. Прирост средних показателей жизненной емкости легких составил 13,3%.
Проведя статистический анализ динамики средних показателей у обследуемых за период исследования, мы выявили, что различия между средними показателями длины тела, массы тела, окружности грудной клетки на вдохе, окружности грудной клетки на выдохе, экскурсии, динамометрии правой руки и показатели жизненной емкости легких достоверные, статистически значимые на уровне значимости 0,05 (р