Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют интеллектуальная недостаточность не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств [3].
Впроцессе адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья нуждаются в очень больших временных затратах на процесс обучения [8]. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемости и приспособленности к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Психомоторное недоразвитие детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика [7].
Отставания в физическом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной недостаточной двигательной активности. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма [1].
Несмотря на то, что интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что она не поддается коррекции. На сегодня также доказано, что адаптивная физическая культура и спорт являются мощным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых младших школьников [6].
В работах С. П. Евсеева, А. А. Дмитриева и Л. В. Шапковой обосновано, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях способствует более активному формированию двигательных, в том числе и познавательных способностей, физическому развитию детей с ограниченными возможностями и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т.п.; они развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств социального развития человека [4].
Постепенность и доступность дидактического материала на занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для совершенствования уже сформированных навыков, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.
Именно степень развития психоэмоциональной сферы и физического здоровья определяют в ребенке его готовность вступать в контакт с людьми, приобретать новый жизненный опыт, навыки самоконтроля в поведении и общении [5]. Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка определяет уровень его «человечности» — способность чувствовать и воспринимать другого человека, его переживания, адекватно реагировать на происходящее.
Актуальность: изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на детей с интеллектуальной недостаточностью. Особое значение придается как развитию интеллектуальных навыков умственно отсталого ребенка, так и развитию психоэмоциональной сферы ребенка и его физическому здоровью [2].
Цель исследования: оценить динамику показателей физического развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, занимающихся ритмической гимнастикой
В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
Проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования.
Оценить динамику физического развития (состояния) детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в процессе занятий ритмической гимнастикой
Организация исследования. Основной метод исследования – экспериментальный.Исследование проходило на базе ГБОУ АО СКОШ №31 города Архангельска в два этапа. В педагогическом эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов, имеющих диагноз интеллектуальная недостаточность легкой степени тяжести, в количестве 15 человек. В исследовании принимала участие одна группа из 15 человек (девочки), имеющие основной диагноз – интеллектуальная недостаточность. Все исследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 9 лет, на конец исследования 10 лет.
Первый этап – декабрь 2014 года - сбор и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме исследования и проведение первичного тестирования.
.
Второй этап – ноябрь-декабрь 2015 года – проведение вторичного тестирования на той же группе детей.
Результаты исследования. В качестве основных показателей, для исследования оценки физического развития детей 9-10 лет с диагнозом интеллектуальная недостаточность, были взяты такие показатели как: длина тела, масса тела и обхват грудной клетки, динамометрия и жизненная емкость легких, которые представлены в таблице 1. Эти показатели являются наиболее значимыми и важными в процессе развития и легко подвергаются измерениям и анализу.
Таблица 1 - Динамика показателей физического развития у исследуемых детей
Показатели (у.е) |
Исследуемые группы |
t -Критерий Стьюдента |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
||||||
Фактические(э) |
Должные(к) |
Фактические(э) |
Должные (к) |
||||
Длина тела (см) |
133,49±1,56 |
138,49±1,02 |
139,37±1,82 |
142,26±0,94 |
2,456* |
||
Масса тела (кг) |
32,07±2,03 |
34,95±0,76 |
36,07±1,84 |
37,64±0,74 |
1,458* |
||
ОГК пауза (см) |
66,60±1,81 |
68,53±1,48 |
68,93±1,82 |
70,0±1,5 |
0,910* |
||
ОГК вдох (см) |
69,20±1,73 |
71,93±1,45 |
71,73±1,76 |
73,0±1,45 |
1,027* |
||
ОГК выдох (см) |
64,60±1,75 |
66,33±1,48 |
66,73±1,75 |
66,93±1,55 |
0,862* |
||
ЭГК (см) |
4,6±0,32 |
5,6±0,21 |
5,0±0,2 |
6,07±0,37 |
2,543* |
||
Динамометрия правой руки (кг) |
13,27±1,14 |
13,43±0,72 |
14,07±0,96 |
15,83±0,43 |
0,536 |
||
Динамометрия левой руки (кг) |
12,27±0,79 |
14,29±0,64 |
13,40±0,89 |
15,52±0,61 |
0,950* |
||
ЖЕЛ (л) |
1,12±0,04 |
1,5±0,04 |
1,27±0,05 |
1,62±0,03 |
2,295* |
Анализируя данные динамики антропометрических показателей за период исследования, мы наблюдаем прирост у исследуемых по всем показателям.
Прирост средних значений длины тела обследуемых за год составил 4,5 %, масса тела увеличилась на 12,5%. Прирост окружности грудной клетки за год составил 3%.
Прирост показателей динамометрии правой руки у обследуемых детей составил 7,6% в течение года, а показатели динамометрии левой руки увеличились на 8,3%. Прирост средних показателей жизненной емкости легких составил 13,3%.
Проведя статистический анализ динамики средних показателей у обследуемых за период исследования, мы выявили, что различия между средними показателями длины тела, массы тела, окружности грудной клетки на вдохе, окружности грудной клетки на выдохе, экскурсии, динамометрии правой руки и показатели жизненной емкости легких достоверные, статистически значимые на уровне значимости 0,05 (р