СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Голядкина М.В. 1, Корнилова К.В. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало развития системы дополнительного образования в России связано с именами таких выдающихся педагогов-экспериментаторов как, С.Т Шацкий, А.У Зеленко первая половина 20 века. Под их руководством предпринимаются первые попытки создания детских внешкольных организаций: «Бодрая жизнь» в 1911г, «Детский труд и отдых». Активное формирование системы внешкольных (дополнительных) детских учреждений приходится на 20-30 года 20 века. Государство осознает значимость создания подобных внешкольных учреждений. Постепенно, под государственным контролем с опорой на советскую коммунистическую идеологию расширяется сеть детских дополнительных организации, как в количестве, так и качественном содержании: дворцы и дома пионеров, кружки и секции различных направлений; а также учреждения культуры: детские библиотеки, театры, парки, летние лагеря отдыха и.т.д. Военное и послевоенное время 40-80г 20 века является периодом восстановления внешкольных (дополнительных) детских учреждений, развития новых. К примеру, в 1986 г. по сравнению 1950 г. численность дворцов и домов пионеров увеличилось примерно в 4 раза, насчитывалось 70 650 кружков в которых занималось около 1.5 млн. детей. Внешкольные учреждения того времени охватывали практически всю территорию СССР. В 90-е годы 20 века, в связи с изменениями в политической и социальной сфере в государстве, сокращается финансирование внешкольных учреждений и уменьшается количество и масштабы деятельности таких учреждений. Но происходят и положительные изменения: во-первых, дополнительное образование приобретает новый статус, становится самостоятельным видом образования; во-вторых, создаются новые виды организаций, например, появляются учреждения, предназначенные для детей раннего и дошкольного возраста (ранее учреждения были ориентированы преимущественно на детей школьного возраста).

В настоящее время основное и дополнительное образование являются составными частями общего образования, но дополнительное образование является особым, специфическим видом образовательной деятельности. Для того чтобы разобраться, что собой представляет дополнительное образование обратимся к закону об образовании РФ. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей осуществляется, начиная с дошкольного возраста, а также охватывает детей школьного, студенческого возраста. Оно реализуется в различных образовательных учреждений, таких как:

  • центры дополнительного образования детей;

  • дворцы детского творчества;

  • дома детского творчества;

  • станции юных натуралистов;

  • детские школы искусств, в том числе по видам искусств;

  • детско-юношеские спортивные школы;

  • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

  • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и т.д.

Дополнительное образование может осуществляться в детских садах, школах в качестве дополнительных образовательных услуг.

Дополнительное образование имеет свои особенности и уникальные черты. Именно дополнительное образование является начальным этапом формирования гражданского и профессионального самоопределения детей (многие знаменитые ученые, люди искусства, спортсмены определялись со своей профессиональной деятельностью, начиная с детских кружков, секций). Дополнительное образование имеет направленность на удовлетворение познавательных потребностей детей, потребностей в самореализации, развития способностей и талантов. Зачастую дошкольные, школьные организации не способны в полной мере предоставить теоретические знания и развить практические навыки, которое может дать дополнительное образование, например, в эстетическом, спортивном направлении и др. Деятельность таких организаций способствует формированию детской культуры, духовных, нравственных установок и ценностей. В организациях дополнительного образования создаются условия для коммуникативных, межличностных отношений детей друг с другом. А также организуется свободное время детей, их досуговая деятельность. Способствует этому проведение различных мероприятий, праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований, выставок. Таким образом, дополнительное образование выполняет ряд функций: образовательные, воспитательные, функция самореализации детей, функция организации детского досуга.

В сфере дополнительного образования задействованы различные специалисты, осуществляющие образовательный процесс, которых условно можно разделить на группы (по Лебедеву О.Е):

  1. лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы;

  2. методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы;

  3. администрация (управленцы);

  4. специалисты профильных направлений.

В настоящее время, профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определяет основные трудовые функциипреподавания по дополнительным общеобразовательным программам, которые включают в себя:

  • Организацию деятельности учащихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

  • Организацию досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

  • Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

  • Педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы.

  • Разработку программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Литература: 1. О.Лебедев, М.Катунова. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 -256с.

2. Закон 273-ФЗ 2012 «Об образовании в РФ». 3.Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н).

Просмотров работы: 495