В настоящее время основное и дополнительное образование являются составными частями общего образования, но дополнительное образование является особым, специфическим видом образовательной деятельности. Для того чтобы разобраться, что собой представляет дополнительное образование обратимся к закону об образовании РФ. Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование детей осуществляется, начиная с дошкольного возраста, а также охватывает детей школьного, студенческого возраста. Оно реализуется в различных образовательных учреждений, таких как:
центры дополнительного образования детей;
дворцы детского творчества;
дома детского творчества;
станции юных натуралистов;
детские школы искусств, в том числе по видам искусств;
детско-юношеские спортивные школы;
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и т.д.
Дополнительное образование может осуществляться в детских садах, школах в качестве дополнительных образовательных услуг.
Дополнительное образование имеет свои особенности и уникальные черты. Именно дополнительное образование является начальным этапом формирования гражданского и профессионального самоопределения детей (многие знаменитые ученые, люди искусства, спортсмены определялись со своей профессиональной деятельностью, начиная с детских кружков, секций). Дополнительное образование имеет направленность на удовлетворение познавательных потребностей детей, потребностей в самореализации, развития способностей и талантов. Зачастую дошкольные, школьные организации не способны в полной мере предоставить теоретические знания и развить практические навыки, которое может дать дополнительное образование, например, в эстетическом, спортивном направлении и др. Деятельность таких организаций способствует формированию детской культуры, духовных, нравственных установок и ценностей. В организациях дополнительного образования создаются условия для коммуникативных, межличностных отношений детей друг с другом. А также организуется свободное время детей, их досуговая деятельность. Способствует этому проведение различных мероприятий, праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований, выставок. Таким образом, дополнительное образование выполняет ряд функций: образовательные, воспитательные, функция самореализации детей, функция организации детского досуга.
В сфере дополнительного образования задействованы различные специалисты, осуществляющие образовательный процесс, которых условно можно разделить на группы (по Лебедеву О.Е):
лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы;
методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы;
администрация (управленцы);
специалисты профильных направлений.
В настоящее время, профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определяет основные трудовые функциипреподавания по дополнительным общеобразовательным программам, которые включают в себя:
Организацию деятельности учащихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
Организацию досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
Педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Разработку программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
2. Закон 273-ФЗ 2012 «Об образовании в РФ». 3.Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н).