ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ЕДИНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ЕДИНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белкова Е.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одним из важнейших приоритетов в государственном регулировании экономики становится создание механизмов для повышения эффективности системы государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг, которая рассматривается в качестве одного из стратегических инструментов обеспечения нового качества экономического роста.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Целью создания контрактной системы являлось повышение эффективности обеспечения общественных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, заключению и исполнению государственных и муниципальных контрактов, прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и оценки результатов.

Ключевым элементом контрактной системы являются ее участники, от профессионализма которых зависит эффективность всех процессов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следует отметить, что в соответствии с законом, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя [4].

В настоящее время российская контрактная система не сформирована окончательно, следовательно, возникают некоторые проблемы ее функционирования, которые не позволяют достичь необходимогосоциального и экономического эффекта в сфере закупок ни для ее участников, ни для государства.

Так, после вступления в силу закона о контрактной системы потери государственного сектора в 2014 году с учетом фактора инфляции составили порядка 258 млрд. рублей (табл.1).

Таблица 1 – Потери государства от завышенных цен

Наименование показателя

Федеральные органы государственной власти

Региональные органы государственной власти

Муниципальные заказчики

Госсектор в целом

Уровень завышения закупочных цен, %

9,2

5,4

4,5

6,3

Потери от закупок по завышенным ценам, млрд. руб.

162,5

72,4

50,9

285,8

Доля потерь в объеме размещенного заказа, %

7,9

5,1

4,9

5,96

Среднее число участников состоявшихся процедур, ед.

2,54

2,36

2,76

2,44

В свою очередь, статистика расторжения контрактов и жалоб показывает, что уровень конфликтности резко вырос. За весь 2015 год заказчики расторгли свыше 495 тысяч договоров на сумму около 1,15 триллионов рублей. Показатель увеличился на 31% по сравнению с предыдущим периодом. Тем временем, около 98% сделок стороны разорвали по обоюдному согласию, а подавляющее число решений было связано с невыполнением объемов работ по контрактам.

По линии контроля Федеральной антимонопольной службы имеются данные, представленные в таблице 2 [15].

Таблица 2 – Данные о результатах контроля Федеральной антимонопольной службы России (2015 г.)

Наименование мероприятия

Количественные и качественные показатели

Плановые и внеплановые проверки

  • комплексный контроль - свыше 11 000 организаций

  • оценка законности выбора поставщика - 52 940 процедур

  • выявленные нарушения - 16 838 эпизодов

  • выдано предписаний - 3 541 штук

Работа с жалобами

  • общее количество обращений - 69 883 (в 1,2 раза выше значений 2014 года)

  • число удовлетворенных заявлений - 21 781

  • возбуждено административных дел - 22 062

  • наложено штрафов на сумму в 205,4 млн рублей

  • количество требований о включении участников в РНП - 10 927 (рост на 15%)

  • внесено записей в РНП - 4 994

Таким образом, вопрос квалификации должностных лиц контрактной системы Российской Федерации стоит достаточно остро, о чем свидетельствует немалое количество административных и судебных дел, возбуждаемых в отношении заказчиков. В стране насчитывается более трехсот тысяч государственных и муниципальных заказчиков, при этом, многие из тех должностных лиц, которые непосредственно занимаются размещением заказов, не имеют ни специального образования, ни квалификации и выполняют функции не свойственные работе самой организации (библиотекари, учителя, доктора, воспитатели детских садов и т.д.).

В соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, сотрудники контрактной службы и члены закупочных комиссий должны проходить профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере закупок. Единственным требованием для учебного центра, предлагающего подобное обучение, является наличие лицензии на ведение образовательной деятельности. При этом какие-либо требования к учебным программам и квалификации преподавателей отсутствуют, а законодательство об образовании позволяет ограничить обучение всего 16 учебными часами.

Важно отметить, что до сих пор не приняты профессиональные стандарты для специалистов, связанных с закупочной деятельностью. Следствием является значительное число учебных центров, предлагающих получить необходимые для формального соответствия требованиям закона документы о повышении квалификации. В итоге принцип профессионализма, являющийся одним из ключевых в контрактной системе, не работает [13].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение в первую очередь интересно участникам контрактной системы, так как на них возложена административная и уголовная ответственность.

В Российской Федерации существует множество различных центров, учреждений по повышению квалификации в области государственных и муниципальных закупок. По причине отсутствия единого подхода к образовательному процессу (разные способы предоставления образовательных услуг, разная программа обучения, стоимость обучения и т.д.). Участники контрактной системы зачастую сталкиваются с проблемой выбора того или иного учреждения, предоставляющего образовательные услуги в сфере государственных закупок, что, не гарантирует получение требуемых знаний и навыков на должном уровне.

Для решения рассматриваемой проблемы предлагается создать сеть региональных государственных учреждений – Единых информационно-образовательных центров по вопросам организации государственных и муниципальных закупок (ЕИОЦ). На наш взгляд, внедрение сети Единых информационно-образовательных центров будет способствовать снижению административных правонарушений в области государственных и муниципальных закупок, а также приведет более эффективному расходованию бюджетных средств при реализации государственных и муниципальных заказов.

Блок программ по повышению квалификации участников контрактной системы в предложенном нами Едином информационно-образовательном центре представлены на рисунке 2.

Рисунок 1 – Направления образовательных программ ЕИОЦ

В предложенном проекте Единого центра предполагается реализация базовой программы по повышению квалификации для заказчиков и их представителей. Без сертификата о прохождении базовой программы, ни один сотрудник отдела закупок или контрактный управляющий не будет иметь право работать в сфере государственных и муниципальных закупок.

Базовая программа по повышению квалификации должна в полной мере охватывать законодательство, регулирующее закупочную деятельность, а так же процесс организации и проведения торгов.

Базовая программа повышения квалификации будет предназначена для: специалистов, работающих в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (представители государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных и контрольных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, участников закупок); сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих бюджетных учреждений; сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; иных заинтересованных лиц, желающих повысить уровень квалификации в области закупок.

В силу того, что в Закон № 44-ФЗ вносится большое количество изменений, раз в год обладатель сертификата базовой программы будет должен в обязательном порядке проходить ежегодное квалификационное повышение, где будут обсуждаться внесенные изменения.

Согласно требованиям Закона № 44-ФЗ к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы, комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Исходя из этого, предлагаем ввести дистанционное обучение для членов комиссии.

В дополнение ко всему, в предложенном Едином центре могут проводиться различные семинары для организаторов торгов (заказчиков) и участников торговых процедур (поставщиков, исполнителей, подрядчиков), а также тренинги экспертов и курсы лекций, прохождение которых предполагается на добровольной основе.

Семинары помогут узнать способы размещения государственного и муниципального заказа и основные его преимущества, информацию о последних изменениях, новые требования к закупкам, а также о планируемых изменениях в законодательстве в сфере закупок.

Также, на семинарах будет возможность узнать об электронной цифровой подписи и обсудить все вопросы, связанные с ней. Будет обсуждаться деятельность контрольного органа в сфере закупок – Федеральной антимонопольной службы России, а также способы решения проблем, возникающих при работе на электронных торговых площадках.

В рамках работы ЕИОЦ предусматривается программа обучения для поставщиков, исполнителей и подрядчиков, прохождение которой возможно по желанию участников.

Таким образом, на наш взгляд, предложенные мероприятия помогут решить проблему недостаточной квалификации всех участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации.

Как показывает практика, совершенствование только правовой базы государственных закупок без организации подготовки квалифицированного состава крайне неэффективно. Организации, заинтересованные в участии в госзакупках, должны иметь специалистов, которые подробно разбираются в этом вопросе. Курсы дают возможность подготовить таких сотрудников, которые в дальнейшем будут на профессиональной основе работать с законодательством, регулирующим организацию и проведение закупок для государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы определить эффективность предложенных нами мероприятий, определим на какие показатели эффективности функционирования контрактной системы они повлияют (табл. 4).

Таблица 4 – Оценка эффективности образовательных программ ЕИОЦ

Программы / Эффекты

Сокращение доли процедур с нарушениями

Снижение текучести кадров сотрудников контрактных служб

Сокращение штрафов в количественном и стоимостном выражении

Повышение прозрачности проведения процедур

Сокращение доли потерь от закупок по завышенным ценам

Повышение уровня конкуренции в рамках проводимых процедур

Базовая программа обучения для заказчиков и их представителей

+

+

+

+

+

 

Программа ежегодного повышения для заказчиков и их представителей

+

+

+

+

+

 

Программа обучения для членов комиссии по осуществлению закупок

+

 

+

+

   

Образовательные семинары, тренинги для всех участников контрактной системы

+

+

+

+

+

+

Программа обучения для участников закупок (поставщиков, исполнителей, подрядчиков)

   

+

   

+

Как видно из таблицы, обучение сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих позволит улучшить такие показатели эффективности функционирования контрактной системы, как доля проводимых процедур с нарушениями, текучесть кадров, количество штрафов по результатам проводимых проверок, прозрачность проводимых в рамках 44-ФЗ процедур, а также позволит сократить долю потерь государства от завышенных цен, что в свою очередь, безусловно приведет к повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Программы обучения участников закупок (поставщиков, исполнителей, подрядчиков) направлено в первую очередь на повышение уровня конкуренции проводимых процедур.

Обучение сотрудников, входящих в состав комиссии позволит сократить долю процедур, проводимых с нарушениями, сократить количество штрафов, а также повысить уровень прозрачности проводимых процедур.

Таким образом, в целях решения вопросов недостаточной квалификации и профессионализма участников контрактной системы РФ, в данной работе был предложен проект создания сети региональных государственных учреждений – Единых информационно-образовательных центров по вопросам организации государственных и муниципальных закупок. На наш взгляд, внедрение сети Единых информационно-образовательных центров будет способствовать снижению административных правонарушений в области государственных и муниципальных закупок, а также приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств при реализации государственных и муниципальных заказов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть III от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть IV от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).

  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  5. Варламов Л.В., Ульянов А.С. Должен ли антимонопольный орган регулировать госзакупки и к чему это приводит / сб. Развитие конкуренции и регулирование закупок. – М.: НАИЗ, 2012.

  6. Государственные и муниципальные закупки – 2013. Сборник докладов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 488 с.

  7. Гуральников С.Б. Развитие Официального сайта Российской Федерации в 2013 году // Госзакупки ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика. М. 2013, № 4.

  8. Настольная книга госзаказчика / А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.Н. Евсташенков [и др.]; отв. ред. А.А. Храмкин. – 10-е издание, дополненное. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 577 с.

  9. Размещение государственного и муниципального заказа (сборник нормативных материалов). 18-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 460с.

  10. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Государственная контрактная система: к новому качеству управления закупками // Общество и экономика. 2013. № 10.

  11. Доклад Минэкономразвития России, посвященный результатам работы № 44-ФЗ за 2014 год // http: www.szinfo.ru/node/513.

  12. Мировой опыт госзакупок // http: bujet.ru.

  13. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // http: www.barton.ru.

  14. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных закупках // http: www.zakupki.gov.ru.

  15. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России // http: www.fas.gov.ru.

  16. Сопровождение тендеров и аукционов: статистика контрактной системы России за 2015 год // http: www.good-tender.ru.

  17. Федеральная служба государственной статистики // http: www.gks.ru.

  18. Сопровождение тендеров и аукционов: штрафы по Закону № 44-ФЗ // http: www.good-tender.ru.

Просмотров работы: 378