Аддиктивное поведение— одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к от реальности.
Основным мотивом подростков, склонных к аддиктивному поведению, является бегство от реальности, у них встречаются внутренние причины, такие как: переживание в школе и конфликты с родителями, педагогами, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность. От этого «реального» хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в лучшую сторону.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям среды. Подросток своим поведением сигнализирует о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
Выделяют следующие формы аддиктивного (зависимого) поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкоголь-зависимость); нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); гэмблинг-игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (трэксбиционизм, садомазохизм и др.); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту) [2].
Для обеспечения нормального развития ребенка и преодоления аддикции большое значение имеет их профилактика.
Профилактика— это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
В вопросах предотвращения аддиктивного поведения подростков профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем, а также туберкулеза, педикулеза и чесотки). Однако без решения экономических и финансовых вопросов реализация названных направлений профилактики является проблематичной.
В студенческой среде развитие зависимостей является результатом сложного взаимодействия социальных и личностных факторов (деформация социальных норм, выражающаяся в разрыве между содержанием норм и потребностями реального времени, а также неопределенности норм; трансформация образа жизни и ценностных ориентаций юношей и девушек, поступающих в вуз; изменение структуры и функций семьи; несистематическая и неэффективная организация досуга и профилактической работы), действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности в процессе обучения в вузе.
Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и ее эффективность обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, сотрудников правоохранительных органов. В настоящее время, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Фактически вся работа с подростками «группы риска» носит лечебно-реабилитационный характер и касается явных, уже запущенных случаев токсикомании, наркомании и алкоголизма.
Эффективность и результативность профилактической работы определяется соблюдением основных принципов:
1. Универсальность. Единством факторов риска всех видов аддиктивного поведения обусловлен комплекс мер, направленных на предупреждение не только наркомании, но и внутреннего напряжения подростка, которое проявляется уже не в виде наркомании, а, к примеру, в виде агрессии или суицида. То есть профилактика аддиктивного поведения должна предупреждать девиантное поведение в целом.
2. Единство профилактики и диагностики. Этот принцип реализуется в двух аспектах: во-первых, профилактической работе предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основании которого составляется первичное заключение, и формулируются цели и задачи профилактической работы. Во-вторых, профилактическая деятельность специалиста требует постоянного контроля динамики изменений, поведения, деятельности личности, контроля динамики эмоциональных состояний человека, его чувств и переживаний в процессе работы.
3. Конструктивность. Профилактика изначально строит установки рационального поведения. Конструктивная профилактика служит предупреждению аддиктивного поведения и способствует формированию стабильно здоровой личности.
4. Опережающий характер воздействия. Создание стойких положительных установок на рациональное поведение.
5. Комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности).
6. Личная заинтересованность и ответственность участников.
Рассмотрим основные методы по организации профессиональной профилактики аддиктивного поведения [4]:
• Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
• Модель воспитания, в рамках которой формируется стойкое неприятие аддиктивного образа жизни. У детей уже в младших классах накапливаются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление ПАВ.
Данный метод реализуется в форме психологических групповых тренингов. В психотерапии тренинг — совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
Базовыми методами проведения тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
• Информированность. Метод основан на предоставлении информации о конкретных ситуациях, представляющих опасность. Может проводится в виде бесед, лекций, изучения специальной литературы, видеофильмов.
• Аутогенная тренировка – методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме, либо в любой его системе [3].
• Поведенческая психотерапия используется в целях построения новых стереотипов поведения или подавления имеющихся неадаптивных. Управление поведением осуществляется через предъявление стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение определенным образом, можно формировать определенное поведение у человека.
• Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях изобразительным творчеством. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Использование на арт-терапевтической технологии способствует развитию высших психических функций, сохранению и укреплению психического здоровья.
• Активное социальное обучение социально-важным навыкам.
а) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, в ходе которого изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников и т.д.;
б) тренинг ассертивности. Основан на представлении о том, что аддиктивное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями;
в) тренинг формирования жизненных навыков – это умение общаться, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения.
• Медиация – это метод воздействия, в результате которого снижается не только эмоциональное и когнитивное напряжение, но участники еще и получают удовольствие, удовлетворяя свои духовные, психологические и социальные потребности
В социальной работе с девиантными подростками медиатор может использовать разнообразные формы и методы медиации. В качестве примере приведем комплекс мероприятий с использованием технологии медиации:
1. Лекция «Конструктивные и деструктивные способы взаимодействия».
2. Медиативная беседа «Причины проявления агрессии и насилия, применение способов конструктивного взаимодействия».
3. Групповая дискуссия «Правила и нормы поведения: нужны ли они обществу?».
4. Мозговой штурм «Суицид: причины и последствия».
5. Групповой диспут «Для чего нужны законы?» .
6. Тренинг «Стратегии межличностного познания у подростков» [1].
Таким образом, в организации профилактической работы работе со студенческой молодежью целесообразно учитывать основные принципы и применять разнообразные методы с целью снижения склонности к аддиктивному поведению.
Литература
Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростками // Сборник: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.
Бибикова Н.В. Молодежная субкультура как фактор социализации личности в современных условиях / Н.В. Бибикова // Поволжский педагогический поиск. УлГПУ.- Ульяновск, № 4 (1)- 2013.-С. 154-157
Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Н.С. Гилева. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 128 с.
Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына и др. - М. : Прометей, 2012. - 86 с.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д.Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.
Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т.В. Шипунова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.