ЗАРУБЕЖНЫЙ ПРАВОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПРАВОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Новикова Л.В. 1, Острейковский И.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приемная семья создается в целях защиты прав, законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При этом должны быть созданы благоприятные условия, максимально приближенные к домашним условиям жизни, способствующих всестороннему развитию детей. В этой связи особую значимость приобретают исследования правового механизма создания приемной семьи по российскому и зарубежному законодательству.

Так, в Великобритании вопросами устройства детей в семью помимо местных властей вправе заниматься специализированные частные агентства. Этот факт отличает Соединенное Королевство от России, где любая частная посредническая деятельность по устройству ребенка в семью запрещена.

Для приемных родителей организуют курсы, их поддерживают специалисты-психологи, врачи и прочие. Все мероприятия бесплатны и добровольны. Помимо этого семьям, принявшим детей, предоставляется денежное пособие, покрывающее их возросшие затраты - на питание, одежду, карманные расходы детей и дополнительные коммунальные платежи. В любое время дня и ночи открыта телефонная линия, по которой приемные родители могут получить незамедлительную консультацию или помощь1.

В Великобритании существуют стандарты по вопросам приемной (фостерной) семьи, которые разрабатывались Совместной рабочей группой по вопросам воспитания детей в приемных семьях, в состав которой входили представители социальных служб, научных учреждений, детских организаций и приемных родителей. Стандарты вводят 25 показателей эффективной работы приемных родителей и местных органов власти, курирующих вопросы опеки и попечительства2.

В зарубежных странах основным пунктом законодательства становится помощь родителям и «государственный надзор» за процессом решения детских проблем, прежде всего с участием и поддержкой семьи. В эмоциональном плане приемные родители приобретают зачастую больше, чем отдают. Для таких людей нет чужих детей, чужих проблем. Задача социальных служб состоит в том, чтобы выявить именно этих родителей, которые готовы трудиться круглые сутки, без выходных дней и отпуска. В Европе существует институт «поддержки семьи», куда на несколько дней отправляется ребенок при незначительных проблемах с родственниками3.

В США существует «Приёмная семья «Передышка для родителей». Это прием детей на короткий срок от родителей - биологических, приемных или усыновивших ребенка - с очень зависимыми или трудными детьми, с тем, чтобы дать родителям возможность сделать передышку. Некоторые дети требуют заботы и внимания 24 часа в сутки, в результате чего родители очень устают. Часто такая забота дает положительные результаты, а между двумя семьями за годы могут установиться близкие отношения.

Обращаясь к опыту зарубежных стран, было бы неверным обойти вниманием азиатские государства. Власти Индии обращаются к состоятельным бездетным гражданам из Европы и США взять в свои семьи приемных детей из переполненных индийских детских домов. Гарантируется, что оформление устройства ребенка в семью займет не более 45 дней, что с учетом упрощенной процедуры, действительно, привлекает иностранцев после того, как в ряде стран ужесточили правила передачи детей, когда были выявлены случаи злоупотребления в этой сфере4.

Некоторые страны, например Китай, устанавливают достаточно спорные правила: люди, страдающие ожирением, старше 50 лет, не состоящие в браке или имеющие не более двух разводов, а также имеющие другие характеристики, не вправе создавать приемные семьи5. Кроме того переданные в приемную семью дети должны воспитываться в духе уважения к родине, даже если родители вывезли их за рубеж. Иностранным приемным родителям предлагают вступать в Ассоциацию приемных родителей китайских детей. С тем, чтобы прививать ребятам зачатки китайской культуры, языка6. Аналогичная позиция могла бы найти отражение и в российском законодательстве.

Остановимся на анализе английского законодательства, предусматривающего правовые основания устройства детей в приемную семью.

Так, в 1989 году в Англии был принят Закон о Детях (The Children Act), в основу этого Закона были положены следующие принципы:

- только родная семья может предоставить ребенку возможность для максимально полного развития и для обеспечения его благосостояния;

- признание безусловного приоритета в сохранении родительских прав (родительской ответственности) у кровных родителей. Родителям обеспечиваются условия для сохранения ими родительской ответственности и в случае содержания ребенка вне дома;

- государственные органы, родители замещающей семьи (фостеровские родители) и другие лица, обеспечивающие содержание ребенка вне дома, обязаны по Закону способствовать контактам ребенка с его кровными родителями или родственниками;

- государственные органы обязаны стремиться работать в сотрудничестве с кровными родителями и устанавливать это сотрудничество; - кровные родители имеют право участвовать в процессе принятия решения о мерах помощи ребенку, поскольку подобное партнерство является эффективным способом добиться прогресса в развитии ребенка в период его содержания вне дома;

- приоритетный характер имеет устройство ребенка в семью родственников или знакомых; если это невозможно, ему подыскивается семья, «замещающая кровную» (фостеровская семья);

- при содержании ребенка вне дома должны предприниматься активные меры по возвращению ребенка в семью;

- центральной обязанностью всех органов, предоставляющих помощь ребенку и его семье, является составление индивидуального плана мер, обеспечивающих достижение благосостояния и развития ребенка;

- при решении всего комплекса вопросов в отношении планирования жизни ребенка учитывается его мнение.

Таким образом, в законодательство вводится понятие о совместном исполнении «родительской ответственности» (например, отчимом и обоими кровными родителями, родителями и местными органами власти) с четким обозначением, кто и какую часть этой ответственности берет на себя. Решение суда о лишении родителей родительских прав (родительской ответственности) принимается только совместно с решением о передаче ребенка на усыновление. Родители сохраняют родительскую ответственность вплоть до решения суда о назначении усыновителей.

Чтобы определить необходимые формы государственной помощи и защиты ребенка, нужно знать, в каких случаях эта помощь требуется. Для этого Закон о Детях вводит понятие: «ребенок, нуждающийся в помощи». Это ребенок:

- не имеющий возможности или условий для достижения необходимого уровня здоровья и развития без помощи со стороны государства или других организаций;

- с определенными нарушениями в его здоровье и развитии;

- чье здоровье может ухудшиться, а развитие замедлиться без предоставления помощи;

- являющийся инвалидом.

В данном определении не используются названия «ребенок- сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», т.к. в контексте введенного понятия «родительской ответственности» таких детей не может быть. Если местные органы власти принимают на себя часть «родительской ответственности» с целью оказания ребенку помощи или для его защиты, либо просто предоставляют семье и ребенку определенные услуги, то в отношении таких детей Закон о Детях применяет термин «дети, о которых заботятся местные органы власти».

Закон о Детях подтверждает положение Конвенции о Правах Ребенка о том, что «общей обязанностью местных органов власти является обеспечение и защита благосостояния ребенка. Это означает, что должна быть создана система служб помощи семье и детям, обеспечивающая предоставление помощи для воспитания детей в родных семьях». Отсюда вытекает ряд специальных обязанностей местных органов власти по отношению к семье и ребенку:

- выявление детей, требующих особой помощи, и предоставление информации;

- исследование и оценка нужд ребенка и семьи;

- предотвращение насилия и пренебрежения интересами ребенка;

- предоставление возможностей для проживания и ухода за ребенком вне дома, в частности, его устройство в фостеровские семьи;

- обеспечение условий для сокращения числа обращений в суд и принятия судебных решений по всем вопросам, связанным с обеспечением перечисленных здесь обязанностей;

- обеспечение предоставления помощи семье и детям по их месту жительства;

- организация семейных центров;

- обеспечение детей-инвалидов и их семей всем комплексом необходимых услуг.

Как видно из этого перечня, устройство ребенка, предоставление возможности для его проживания вне дома, за рубежом, как и в России, является мерой защиты его прав7. Существенное отличие состоит в применяемых формах устройства и в том комплексе помощи, которая предоставляется ребенку одновременно с его устройством.

Помещение в фостеровские семьи - основная форма устройства ребенка, «о котором заботятся местные органы власти». Фостеровская семья (в переводе на русский язык «фостеровская семья» означает: семья, заменяющая кровную и обеспечивающая заботу, уход и воспитание) - это семья, предоставляющая условия для содержания и ухода за ребенком, «о котором заботятся местные органы власти».

Согласно Закону о Детях, этой семье не передается «родительская ответственность» по отношению к этому ребенку, (т.к. она совместно исполняется родителями и местными органами власти), но семья наделяется полномочиями действовать в «соответствии с разумной необходимостью с целью защиты и обеспечения благосостояния ребенка» в рамках составленного для него плана помощи. Фостеровские родители работают под руководством местных органов власти на основании заключенного с ними договора.

Помещение ребенка в фостеровскую семью является формой временного устройства, которая наиболее гибко учитывает интересы родной семьи и, следовательно, отвечает принципам, заложенным в основу системы социальной защиты детей в Англии. Поэтому эта форма устройства является наиболее распространенной.

В Законе о Детях подчеркивается, что планирование индивидуальной программы помощи ребенку является центральной и главной обязанностью всех государственных органов, предоставляющих те или иные формы помощи, или создающих службы для детей и их семей.

Определяется также, какая часть «родительской ответственности» передается местным органам8 власти. Оговаривается мера участия кровных родителей в воспитании ребенка и планируется схема поддержания их контактов друг с другом.

План является официальным документом, положения которого обязаны выполняться лицами, указанными в нем, в том числе и фостеровскими родителями. На основании Плана с фостеровскими родителями местные органы власти заключают Договор о воспитании ребенка, в котором фиксируются права и обязанности сторон. Иногда этот Договор могут подписать и ребенок, и его родители.

В случае насилия над ребенком в фостеровской семье меру ответственности фостеровских родителей и заключивших с ними договор местных органов власти решает суд.

Принятие индивидуального Плана помощи ребенку и заключение Договора с фостеровскими родителями обеспечивает как персональный подход к каждому ребенку и его семье, так и реализацию заложенного в Законе о Детях механизма охраны прав ребенка.

За рубежом давно отказались от системы детских домов, существующих у нас. В США успешно функционирует системе фостеровского воспитания детей. Такая система оправдала себя не только с морально-этической, но и чисто с финансовой точки зрения. Практичные американцы подсчитали все расходы, и оказалось, что на содержание ребенка в детском учреждении требуется больше9 средств, чем на его содержание в семье фостеровских воспитателей, даже если оплачивать труд последних. Постепенно эта система завоевала признание практически во всех развитых странах мира.

Основная цель деятельности подобных семей на Западе – социальная адаптация сирот к самостоятельной жизни. В 1981 году в Оксфорде создана интернациональная фостерная организация, которая распространяет свой опыт работы по всему миру. Мировая практика показывает, что усыновление не всегда проходит благополучно. По экономическим ли, психологическим ли, другим мотивам взаимоотношения приемных родителей и их детей зачастую становятся мучительными. В «фостерной» семье родители могут вернуть ребенка в государственное учреждение (Дом ребенка, интернат и т.д.), тем самым, избежав серьезных осложнений в семейной жизни.

Анализ научных источников, периодической печати и Интернет-ресурсов свидетельствует, что проблемы развития института приемной семьи находят то или иное решение в социальной практике органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ. Однако, как правило, речь идет лишь о незначительных усилиях государства и общества. В ряде регионов лишь обозначены приоритеты социальной политики в отношении развития семейных форм воспитания детей из сиротских учреждений, эта информация зачастую носит односторонний, локальный характер, нежели комплексный и системный подход решения проблем дезадаптированного детства.

1 Пример национальных стандартов по воспитанию в приемных семьях в Великобритании // Права ребенка в контексте становления гражданского общества: материалы научно-практической конференции. – М.: Издательство «Толос», 2007. С. 36. 114 с.

2 Там же. С. 48.

3 Фаддерн Д. Опека в Швеции: позитивный опыт. М.: «ТРИЭС», 2014. С.16. 134 с.

4 Индия раздаст детей // Сайт «Мир новостей». 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.mirnov.ru/arhiv/m№730/mn/05-3.php. 2015.

5 Китай ставит новые условия перед приемными семьями // Сайт социальных проектов. 2008. [Электронный ресурс] URL:http://www.medicinform. net/news/news1947.htm.2015.

6 На китайских улицах // Сайт социального проекта «Детский вопрос». 2015. [Электронный ресурс] URL: http://deti.radiorus.ru/content.html?id= 409&cid= 465.201.

7 Терновская, М.Ф. О системе социальной защиты детей в Великобритании / М.Ф. Терновская. М., 2006. С. 13.

8 Баранова, З.Я. Патронатное воспитание России и Великобритании: сравнительный анализ / З.Я. Баранова // Вестн.Удмурт. ун-та. Сер. Психология и Педагогика. 2014. №11. С. 217.

9 Терновская, М.Ф. О системе социальной защиты детей в Великобритании / М.Ф. Терновская. М., 2006. С. 14 с. 2 .

Просмотров работы: 1251