АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ

Тельминова Е.И. 1, Санникова Л.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день одной из актуальных психологических проблем у детей дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение. И как следствие этой проблемы – рост детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Именно поэтому на первый выдвигают план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. В связи с чем исследования, посвященные детской агрессивности, ее профилактике и коррекции, приобретают на современном этапе особую значимость.

Данные, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях показывают, что агрессивное поведение формируется уже в раннем дошкольном возрасте. Агрессия как предмет научных изысканий выступала в научных трудах таких зарубежных исследователей, как К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др. Также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих отечественных авторов и нашло отражение в ряде работ - Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой.

Агрессивное поведение - одна из часто наблюдаемых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место адекватным формам, то у определенной категории детей агрессия, как постоянная форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Из – за чего наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и нарушается личностное развитие, возникают конфликты [5, с. 194-197.]. Агрессивный ребенок способен приносить массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Обосновав актуальность проблемы детской агрессивности, мы обратились к ее изучению в теории и практике.

В первую очередь мы опирались на анализ разных точек зрения отдельных педагогов и психологов, поэтому и обратились к содержательному определению понятия агрессивности в трудах отдельных педагогов и психологов.

В трудах Р.С. Немова, понятие агрессия определяется, как поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред[4, с.4.].

По мнению Л.А. Карпенко, агрессия понимается, как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вредобъектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям иливызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д[4, с.4.].

Исходя из данных понятий, можно сделать вывод, что агрессия – это особый вид поведения человека, который отражает его негативные эмоции и направлено на избавление от них с помощью нанесения вреда окружающим.

Обратимся к проявлению агрессивности в дошкольном возрасте.

Агрессия ребенка в раннем возрасте является элементом его здорового развития. Однако, в ряде случаев она может помешать малышу познавать окружающий мир и привести к социальным проблемам в будущем. Агрессия для ребенка - это один из способов познания окружающего мира. Преимущественно, это связано с тем, что ребенок еще не научился контролировать свои импульсы и желания. То есть, если ребенок чего-то хочет, но не может этого получить, то он может начать проявлять агрессивное поведение – закричать, толкнуть, или ударить, чтобы получить желаемое.

В большинстве случаев высокий уровень агрессии ребенка выражает его темперамент – активным детям по своей природе сложнее управлять эмоциями, чем более спокойным, и они в большей степени полагаются на действия для выражения своих чувств. Пик агрессивности может начать проявляться на период от 18 месяцев до 3 лет, это выражено тем, что ребенок начинает осознавать свою личность, самостоятельность, отдельность от родителей. Потребность к вниманию увеличивается, а умение контроля своих действий еще не сформировано, ребенок ориентируется только на свои потребности и желания. И поскольку он только начинает использовать слова для общения, то для того, чтобы выразить свои чувства и мысли, ему приходится полагаться на действия, которые могут содержать элементы агрессии, такие как кусание, толкание или плач.

Во многих случаях агрессивное поведение можно предотвратить, именно поэтому очень важно для начала изучить причину возникновения, а также вид агрессии, чтобы более эффективно использовать метод профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Учеными выделено пять самых распространенных причин, побуждающих дошкольника к агрессии:

1. стремление привлечь к себе внимание сверстников;

2. стремление получить желанный результат;

3. стремление быть главным;

4. защита и месть;

5. желание подчеркнуть свое превосходство, но при этом ущемить достоинство других[3, с. 22-35].

В зависимости от ситуации и в результате различных профилактик уровень агрессивности детей может уменьшаться, но чаще всего агрессия в поведении детей принимает устойчивые формы.

Благодаря многочисленным изучениям такой проблемы как детская агрессия, существует типология агрессивного поведения, позволяющая более точно определить направленность агрессии у ребенка и как можно раньше её искоренить.

Классификации агрессивных проявлений:

По направленности на объект агрессию разделяют на: внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.; внутреннюю (ауто), она направленна на самого себя и выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании). Аутоагрессия - это, как правило, низкая самооценка и неприятие себя. В последствии это станет основанием для возникновения трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения.

По способу выражения существует агрессия: произвольная, возникающая из желания, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, ребенок, который не хочет, чтобы его вели утром в детский сад, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же входит и совершение мести в случае обиды, выжидание удобного момента для нанесения ответного удара; непроизвольная, резкие взрывы ярости и гнева, которые возникают у ребенка не осознано, чаще всего в состоянии аффекта. Одним из распространенных примеров, являются детские истерики и ломания игрушек.

По конечной цели выделяют агрессию: инструментальную (конструктивную), этот вид несет за собой положительный настрой и направлен для достижения какой- либо цели. Такой вид агрессии выделяют, в частности, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Например, врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь, причиняет ему совершенно определенную физическую боль и душевные страдания; враждебную (деструктивную), в данном виде прослеживается нанесение вреда другому человеку, порой выступает в ответ на угрозу с причинением умышленного вреда здоровья.

По форме выражения различают: вербальную агрессию - выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других); косвенную агрессию - непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

С помощью разделения агрессии на различные классификации, упращается задача в её коррекции. Так как у каждого вида агресии имеется своя причина возникновения, а значит и профилактика для каждого вида индивидуальна.

Для изучения проблемы нашего исследования в практике мы обратились к подбору диагностических методик. Для выявления наличия, вида и уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста, можно использовать диагностический инструментарий, в который входят такие методики как: анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова); тест Бендера[2, с. 5-9.]

После выявления наличия агрессии у детей дошкольного возраста, выстраивается профилактическая и коррекционная работа, направленная на устранение причин агрессивного поведения. При построении коррекционных и профилактических программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции с агрессивными детьми выступает игровая терапия, специально организуемая психологом. Она не только предоставляет особые возможности для изучения эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением, но и является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии. Именно это может дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, невротического состояния, страхов, а так же развития сплоченности коллектива и взаимодействия со сверстниками у детей дошкольного возраста возможно использование таких игр как: «Волшебные шарики», «Добрые привидения», «Сороконожка», «Кляксы» и другие.

После проведения систематического комплекса игровой терапии у детей дошкольного возраста с выраженным агрессивным поведением ожидается, снижение уровень проявления агрессии, а так же развитие таких навыков как, самоконтроль, решение конфликтных ситуаций, проявление заинтересованности окружающей средой и потребности в общении.

Дети станут более внимательными к переживаниям, желаниям, проблемам других людей, станут чаще помогать и сочувствовать другим людям, научатся контролировать свое поведение в соответствии с моральными нормами.

Давно доказано, что агрессия влияет на формирование личности ребенка, но не всегда носит отрицательный характер. Если ребенок проигрывает сцены из боевика, беря на себя роль супермена, который защищает и отстаивает справедливость, это вдвойне полезно: в такой игре «выпускается пар» и формируются морально-нравственные установки. Важно не переступить границу, чтобы нормальная агрессивность не переросла в чрезмерную.

Литература:

  1. Самохвалова Л. В. Проблема агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и его коррекция/ Самохвалова Л. В.//Сборники конференций НИЦ Социосфера 2013 - №56. С. 23-56.

  2. Елисеева О. Н. Психолого-педагогическая технология коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста / Елисеева О. Н // Педагогическое образование в России 2012 - №1. С. 1-23.

  3. Краснова М. В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии/ Краснова М. В //Научные проблемы гуманитарных исследований 2009 - №1. С. 22-35.

  4. Виноградова Н. В. Особенности агрессивного поведения детей и методы психологической коррекции агрессии/ Виноградова Н. В. //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения 2011 - № 20. С.4.

  5. Санникова Л. Н., Терякова А. В. К проблеме профилактики и преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста//Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. -С. 194-197.

Просмотров работы: 969