ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Крупко А.О. 1, Кленина И.В. 1, Кузьмичева Т.В. 2
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
2ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В сентябре 2016 года в рамках форума Tourism EXPO Japan Forum состоялись: ежегодный Глобальный туристический форум (Global Tourism Forum), Форум азиатских туристических лидеров (Asian Tourism leaders' Forum), тематические симпозиумы (Thematic Symposia), семинары по сотрудничеству с международными партнерами (Seminars by Collaboration with External Parties) и панель нетворкинга Всемирного совета по туризму (WTTC Networking Reception).

По прогнозам экспертов, международная туристическая отрасль продолжит расти в ближайшие десять лет и станет одним из лидирующих социально-экономических секторов. Стремительно нарастающий поток международных путешественников оказал огромное влияние на различные аспекты туристических продуктов и возможностей, а также способствовал ускорению экономического роста и развитию инфраструктуры регионов. В рамках JATA 2016, была организована дискуссия, в ходе которой эксперты обсудили перспективы развития туристической отрасли Японии и всего мира и сформулировали ключевые долгосрочные стратегии.

Проведем краткий сравнительный анализ некоторых аспектов возникающих проблем в отрасли туризма на примере двух государств – соседях, где динамично растет и развивается туризм, - в Российской Федерации и Украине.

В экономической науке и практике для эффективного привлечения, рационального использования средств инвесторов применяется категория - инвестиционный климат. Отсутствие должного инвестиционного климата сдерживает создание новых предприятий гостиничного бизнеса, их реконструкцию. Для того, чтобы привлечь новые инвестиции в отрасль, и тем самым улучшить этот климат, необходима изменить управление инвестиционными процессами, таможенной и налоговой политики. Это возможно только при условии стабильной политической и экономической обстановки в стране и только тогда можно говорить о создании благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, становится понятно, что на его формирование большое влияние оказывают экономические, политические, социальные, правовые и др. факторы.

И Украина является ярким примером влияния этих факторов на развитие туризма. Страна имеет выгодное геополитическое положение, являясь своеобразным перекрестком транспортных и людских потоков. Она владеет большим туристско-рекреационным потенциалом – много объектов национального и культурного наследия. У нее прекрасные географические условия и благоприятный климат.

В 2000-2008 годах регистрировался статистический рост въездного туризма, в 2009-2011 годах разразился мировой экономический кризис – наблюдался спад его. С 2013 года и по настоящее время Украина переживает серьезный политический кризис, связанный со сменой руководства страны, что привело и к экономическим потерям. Инвесторы остерегаются вкладывать финансовые средства в такое нестабильное время.

Если говорить о России, то следует сказать, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие не могут и не должны рассматриваться единственным условием для обеспечения успешного развития туризма в стране.

Сегодня удельный вес туризма в России в общей структуре платных услуг населению составляет около 2 % и около 40% инвестиций направляется в гостиничное хозяйство, как в наиболее капиталоемкую сферу туризма и отдыха. (Официальные данные Госкомстата России).

А вот сведения по России от января 2017 года: «Несмотря на сокращение числа выездных российских туристов в целом за 2016 год, благодаря новогодним праздникам прослеживается позитивная тенденция роста туризма. В общей сложности, количество наших граждан, которые поехали за границу, примерно на 10% больше, чем было в сезоне 2015−2016 годов», — сказала директор АТОР Майя Ломидзе. И не зря Международная туристская организация в своем прогнозе до 2020 года отводит России почетное девятое место. Прогнозируется также, что Россия к этому времени будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.

Все мероприятия, которые направлены на развитие туризма, позволяют укрепить экономику страны и ее авторитет на международной арене, создавать новые рабочие места, развивать отрасли, обслуживающие сферу туризма, тем самым укрепляя материальное благополучие своих граждан.

И въездной, и внутренний туризм в любой стране положительно влияют на развитие торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров широкого потребления.

Общей проблемой для этих двух, сравниваемых стран является слабо развитая и неконкурентоспособная туристическая инфраструктура, вопросы нехватки отельного фонда, и низкое качество обслуживания, что не соответствует международным стандартам. Приблизиться к ним удалось благодаря подготовке и проведению спортивных соревнований мирового уровня - чемпионату Европы по футболу в 2012 году в Украине и XXII Олимпийским зимним играм в Сочи (Россия).

В августе 2013г. Кабинет Министров Украины утвердил Концепцию государственной целевой программы развития туризма и курортов до 2022г. на основании лучшего международного опыта. К работе были привлечены ведущие отечественные и мировые эксперты. И особое внимание уделялось совершенствованию въездного туризма и интеграции украинского туризма в мировой рынок. А въездной туризм набирает силу особенно во время проведения спортивных соревнований мирового уровня.

Несколько лет в Украине шла подготовка к чемпионату Европы по футболу в 2012 году. Были трудности всякого рода, но все можно преодолеть, если очень захотеть. Грамотная организация проведения Евро-2012 смогла решить для Украины несколько болезненных проблем в секторе гостеприимства. Во-первых, был обновлен отечественный гостиничный фонд за счет новых объектов и отреконструированных старых. Страна получила новые отели различных категорий, были построены новые стадионы, аэропорты, транспортные магистрали и пр.

В России, в г. Сочи, с 7 по 23 февраля 2014 года были проведены XXII Олимпийские зимние игры (Зимняя Олимпиада 2014 года). Перед открытием этих Игр западные СМИ писали, что на этом летнем курорте невозможно провести Зимнюю олимпиаду: не будут сданы в срок спортивные объекты, реально существующая угроза терроризма и т.д. Однако в реальности произошло совершенно противоположное: организовано все было великолепно, все вложенные средства вернулись с лихвой, а Олимпиада вызвала у всех восторг. Сочи стал не только любимым летним, но и зимним курортом россиян.

Мировая практика показывает, что в условиях рыночной экономики именно государство играет основную роль в постоянном развитии и совершенствовании туристской отрасли.

Говоря о правовых аспектах деятельности туристских предприятий в России и Украине, моей задачей является их сравнительная характеристика.

Туристское правоотношение, как составная часть гражданского правоотношения, имеет трех обязательных субъектов: продавец – туристская фирма, покупатель – турист и государство. Именно государство своими законодательными актами регистрирует туристские фирмы, контролирует качество оказываемых ими услуг, разрабатывает гос. стандарты и т.д., таким образом, законодательно регулирует взаимоотношения всех организаций, причастных к процессу туризма.

На основании вышеизложенного можно сказать, что:

И в России и в Украине намечается положительная динамика в развитии туристской отрасли;

Понятия «турагент» и «туроператор», их взаимосвязи, отношения и обязательства друг перед другом, этапы регистрации и условия оформления в двух странах одинаковы;

В обеих странах именно государство своими законодательными актами регулирует взаимоотношения всех организаций, причастных к процессу туризма.

Отличительной чертой является то, что: в Украине туроператорская деятельность лицензируется, а турагентская не нуждается в лицензировании; а в России для осуществления туроператорской и турагентской деятельности не нужно лицензирование, а лишь государственная регистрация в едином федеральном реестре, банковские финансовые гарантии и гражданское страхования.

В системе туристской отрасли и в РФ, и в Украине, как и в других отраслях экономики, создаются различные сообщества для совместной деятельности, но с разной ответственностью.

Так, например, публичное акционерное общество (ПАО) создается с целью привлечения масштабного капитала, но ввиду дороговизны создания и сложностей администрирования ПАО является менее популярной организационно-правовой формой в сравнении с тем же обществом с ограниченной ответственностью (ООО).

Если говорить об общих и отличительных чертах между РФ и Украиной в этих обществах, то следует подчеркнуть, что сами этапы и порядок регистрации их в обеих странах схожи, они имеют небольшие отличительные особенности. При этом есть основное отличие: при создании ПАО в Украине сразу создается публичное акционерное общество, а в России вначале можно создавать АО только, как непубличное, а уже потом оно может приобретать статус публичного. Сама суть публичных акционерных обществ в этих странах одинаковая, но процедуры оформления отличаются. Сам процесс государственной регистрации ООО мало чем отличается от регистрации других организационно правовых форм предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно сказать, что сегодняшний уровень развития туризма как в России, так и в Украине еще не отвечает мировым стандартам. Эффективное развитие туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, использование указанных ресурсов, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров в долгосрочной перспективе обеспечат повышение конкурентоспособности и российского, и украинского туристского рынка.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

  2. Закон України «Про акціонерні товариства»від 17.09.2008 № 514-VI (ред. від 19.10.2016).

  3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об акционерных обществах".

  4. ФЗ №129-ФЗ (ред. ОТ 03.07.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

  5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

  6. Закон № 324/95 – Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР (в редакции Закона Украины от 18.11.2003 г. № 1282-IV).

  7. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996г. в ред. ФЗ от 05.02.2007 № 12-ФЗ

  8. ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. № 12-ФЗ

  9. ФЗ РФ от 28 июня 2009 г. №123-ФЗ «О внесении изменения в статью 172 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

  10. «Правила страхования (стандартным) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта»

  11. Закон України «Про туризм» (зі змінами від 16.04.2009) // ВВР, 2009, № 38, ст.535

  12. Приказ Государственной туристической администрации Украины от 06.06.05г. № 50 «Инструкция о порядке оформления ваучера на предоставление туристских услуг и его использования»

  13. Алферов, О. Е.Понятие и признаки туристской деятельности как вида предпринимательства /О. Е. Алферов. //Актуальные проблемы правоведения. -2008. - № 2. - С. 130 – 132

  14. Анискин Ю.П., Бударов А.Ю., Попов А.Н., Привалов В.В. Управление

  15. Инвестиционной активностью // Под редакцией Ю.П. Анискина. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. 272 с.Вестник СГУТиКД. 2012. № 1 (19) 60

  16. Антонюк Н.В. Інструменти реалізації політики у сфері туристичних послуг // Актуальні проблеми державного управління: Зб. наук. пр. – Х.: Вид-во ХРІДУ УАДУ «Магістр», 2007. – № 2 (13): У 2 ч. Ч. ІІ. – С.179.

  17. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона:

  18. Методические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2002. № 5. С. 11-20.

  19. Международный туристический конгресс и выставка путешествий. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL http://tourjapan.ru/wiki/mezhdunarodnyy-turisticheskiy-kongress-i-vystavka-puteshestviy-jata-2016 ( дата обращения 31.01.2016)

Просмотров работы: 349