ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Поздняков В.И. 1, Куликова В.В. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка), Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность работы заключается в том, что стабильность и прогнозируемость основных макроэкономических переменных является критически важным условием в обеспечении благоприятных условий в экономике, особенно для инвестиций и ускорения экономического роста. При этом для стран с высокой долей конъюнктурных доходов, в структуре экспорта задача минимизации зависимости внутренних макроэкономических условий от динамики внешних конъюнктурных условий, особенно актуальна. Как показывает богатый международный и отечественный опыт оптимальная конструкция макроэкономической политики в таких странах должна включать механизм, изолирующий внутреннюю экономику от волатильности конъюнктурных доходов.

В отсутствии такого механизма изменчивость структуры относительных цен (реального эффективного обменного курса или REER) повторяет волатильность конъюнктурных доходов, что губительно сказывается на частных инвестициях. Начиная инвестиционный проект с одной структурой цен, инвестор ожидает определенный возврат на капитал, однако в процессе реализации проекта структура цен может существенно и непредсказуемо измениться, сделав проект убыточным. По существу, любой инвестиционный проект в стране с высокой долей нестерилизуемых конъюнктурных доходов - вмененная ставка на конкретную траекторию цен на этот конъюнктурный товар, правильно определить которую крайне нетривиальная задача. Очевидно, что уровень инвестиционных рисков по любому проекту в такой стране многократно превышает типичный уровень рисков, присущий сравнимым проектам в других странах - отсюда высокий уровень требуемой доходности, короткий инвестиционный горизонт и низкий уровень частных инвестиций в такой экономике.

Единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры для сырьевых стран являются бюджетные правила. При этом конструкция действенных бюджетных правил должна обеспечивать абсорбирование циклических колебаний цен на нефть в изменении иностранных активов государственного сектора, обеспеченном бюджетными сбережениями.

В России бюджетные правила были изначально введены в 2004 г., после чего модифицировались два раза: в 2008 г. и с завершением периода приостановки их действия (2009-2012 гг.) в 2013 г. При этом следует признать, что, несмотря на положительный вклад в обеспечение стабильности бюджетной системы, действовавшая до приостановки на 2016 год конструкция бюджетных правил не позволяла надлежащим образом обеспечить снижение отрицательного влияния волатильности цен на нефть и на предсказуемость макроэкономических условий и устойчивость бюджета, что объясняется несколькими причинами.

Анализ исторической динамики показывает, что базовая цена на нефть, рассчитанная как средняя ее величина за 10 лет, носит явно проциклический характер. Усредненные за 10 лет значения цены на нефть обеспечивают сглаживание среднесрочных отклонений от тренда, но при этом современем повторяют долгосрочный тренд.

Избыточная гибкость. Согласно прежней конструкции бюджетных правил при неожиданном падении бюджетных доходов допускается компенсация из суверенных фондов потерь не только нефтегазовых, но и ненефтегазовых доходов. При высоких ценах на нефть, допускается частичное направление нефтегазовых сверхдоходов на замещение «выпадающих» поступлений от заимствований и приватизации, что формировало склонность к завышению прогноза.

Отсутствие надлежащей координации между бюджетной, валютной и денежно- кредитной политиками. Неполная и несвоевременная стерилизация валютных интервенций влечет нестабильность основных макроэкономических и денежно-кредитных условий, создает негативные последствия для финансового сектора и повышает уровень неопределенности в экономике.

Повышенная изменчивость структуры относительных цен (реальный эффективный курс рубля) в последние 12 лет по сравнению с динамикой в других сырьевых странах с действенным механизмом бюджетных правил является наглядной иллюстрацией недостатков предшествующих конструкций бюджетных правил в России.

Основные направления экономической политики в среднесрочной перспективе. В условиях действующего законодательства в течение планового периода ожидается сокращение объема доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Такая тенденция, в первую очередь, объясняется снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, и обусловлено основными факторами. Укажем их:

− ожидается, что в отсутствие серьезных перемен в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке сохранятся вблизи структурно сбалансированного уровня (Юралс 40 долларов США за баррель), в то время как курс рубля к доллару США будет оставаться стабильным в реальном выражении [1].

Во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции.

В-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот по НДПИ и экспортной пошлине.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета также будут иметь тенденцию к снижению по отношению к ВВП в условиях действующего законодательства главным образом по причине выпадающих с 2017 г. «разовых» доходов (приватизация АО «Роснефть», прибыль Банка России, дотация на сбалансированность из ФОМС, софинансирование высокотехнологичной медицинской помощи), а также в связи с сокращением поступления импортной пошлины со снижением тарифных ставок в соответствии с обязательствами перед ВТО, а также стабильностью в номинальном выражении ряда неналоговых поступлений.

В этих условиях планируется ряд мер по мобилизации доходов, которые в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Таблица 1 - Доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг., млрд, рублей [2]

Показатель

2017

2018

2019

Доходы

13 492

13 955

14 823

ВВП, %

15,5

15,1

15,0

в том числе мены по мобилизации доходов:

983

1 020

1 104

ВВП,%

1,1

1,1

1,1

модификация налогообложения в нефтяной отрасли

150

175

210

НДПИ на газ (продление меры 2016 года «+»)

170

170

170

дивиденды госкомпаний (50% чистой прибыли)

339

296

263

индексация акцизов на табачную продукцию (дополнительно +10% в 2017-2019 гг. ежегодно)

35

82

122

повышение акцизов на нефтепродукты

126

167

199

продажа мат.ценностей из государственного резерва в связи с освежением, заменой и в порядке разбронирования

40

-

-

централизация 1 п.п. налога на прибыль в ФБ с распределением на дотации субъектам

122

130

140

В соответствии со стратегией финансирования по мере снижения структурного дефицита федерального бюджета ожидается постепенное снижение роли средств суверенных фондов с поступательным ростом доли внутренних заимствований в структуре источников его финансирования. При этом в условиях стабильной динамики платежного баланса объем заимствований на внешних рынках будет определяться в первую очередь задачей по поддержанию ликвидности рынка суверенных еврооблигаций.

Необходимо также отметить, что помимо покрытия дефицита федерального бюджета дополнительного привлечения источников финансирования потребует исполнение обязательств по межгосударственным кредитам.

Реализация такой стратегии финансирования дефицита позволит сохранить объем суверенных фондов на минимально безопасном уровне - около 500 млрд. рублей; и сохранить уровень государственного долга в приемлемых объемах - до 20% ВВП. При этом в течение планового периода потребуется использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета уже с 2017 года.

Приватизационные сделки в трехлетний период смогут выступить дополнительным инструментом финансирования дефицита, на их объем будут уменьшаться заимствования на внутреннем рынке и использование средств суверенных фондов.

Завершение подстройки российской экономики к внешним шокам, а также ожидаемое сохранение непростых внешних условий и сохранение/усугубление действия внутренних ограничений для развития предопределяет выход на первый план повестки государственной экономической политики цели по обеспечению сбалансированного развития страны и расширению потенциала отечественной экономики.

Осуществление данной цели можно достигнутьпроведя экономическую политику, которая обеспечит:

1. На макроуровне - достижение целевого макроэкономического равновесия, характеризующегося:

- постоянством и прогнозируемостью внутренних экономических показателей и их низкой восприимчивостью к колебаниям цен на нефть;

- устойчиво низкой инфляцией;

- низкой стоимостью долгосрочного капитала;

- стабильными налоговыми условиями.

2. На микроуровне - устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью распределения ресурсов, в том числе посредством мер, направленных на:

- снижение государственного участия в экономике и повышение его эффективности

- повышение эффективности распределения труда и капитала в экономике;

- снижение степени монополизации рынков и обеспечение равных конкурентных условий;

- увеличение экономической активности и продолжительности активной жизни;

- повышение эффективности рынка труда и мобильности трудовых ресурсов.

Список источников

1 Минфин предложил сократить расходы на оборону. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/75981/print (дата обращения: 23.01.2017 г.)

2 Основные направления бюджетной политики на 2017-2019 годы. Режим доступа:http://saratov.ifinmon.ru/DocumentsByudjet dlyagrajdan2016ZakoniRF (дата обращения: 23.01.2017 г.)

Просмотров работы: 1291