Местный бюджет или бюджет муниципального образования — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии.
Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета. [4]
Полный анализ доходной части бюджета Крутинского муниципального района невозможен без анализа исполнения плана по доходам. Он будет произведен в Таблице 1
Таблица 1 – Анализ фактического исполнения доходов бюджета Крутинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2015/ 2013 факт |
|||||||||
План тыс. руб |
Факт тыс. руб |
Исполнение плана % |
План тыс. руб |
Факт тыс. руб |
Исполнение плана % |
План тыс. руб |
Факт тыс. руб |
Исполнение плана % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, ВСЕГО |
402241 |
392579 |
98 |
403361 |
393695 |
98 |
361486 |
353402 |
98 |
0,9 |
|||
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
73935 |
79336 |
107 |
80282 |
80506 |
100 |
61500 |
63269 |
103 |
0,8 |
|||
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ |
0 |
0 |
0 |
11977 |
10068 |
84 |
7415 |
7415 |
100 |
- |
|||
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
5893 |
5893 |
100 |
6242 |
6247 |
100 |
5804 |
5804 |
100 |
0,98 |
|||
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ |
9 |
9 |
100 |
15 |
15 |
100 |
9 |
9 |
100 |
0,98 |
|||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
482 |
483 |
100 |
972 |
976 |
100 |
1186 |
1188 |
100 |
2,46 |
|||
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА |
1675 |
1695 |
101 |
2080 |
2135 |
103 |
983 |
983 |
100 |
0,58 |
|||
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
103 |
103 |
100 |
97 |
97 |
100 |
99 |
99 |
100 |
0,96 |
|||
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ |
4139 |
4139 |
100 |
238 |
238 |
100 |
290 |
290 |
100 |
0,07 |
|||
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
1050 |
1051 |
100 |
548 |
548 |
100 |
178 |
178 |
100 |
0,17 |
|||
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
1067 |
1067 |
100 |
1355 |
1356 |
100 |
1690 |
1690 |
100 |
1,58 |
|||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
312004 |
296850 |
95 |
297509 |
289420 |
97 |
282331 |
272476 |
97 |
0,92 |
|||
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации |
0 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
3 |
|||
Субсидии бюджетам (межбюджетные субсидии) |
60264 |
60264 |
87 |
50949 |
50949 |
94 |
69273 |
69190 |
96 |
1,15 |
|||
Субвенции |
116496 |
101806 |
100 |
76184 |
71319 |
100 |
44327 |
42459 |
95 |
0,42 |
|||
Иные межбюджетные трансферты |
127337 |
127337 |
100 |
165875 |
165875 |
100 |
161106 |
153533 |
100 |
1,21 |
|||
Прочие безвозмездные поступления |
1969 |
1969 |
100 |
1770 |
1770 |
100 |
7385 |
7359 |
100 |
3,74 |
|||
ДОХОДЫ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
260 |
260 |
- |
210 |
210 |
1 |
240 |
240 |
- |
0,92 |
|||
ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
0 |
453 |
- |
2521 |
14 |
- |
0 |
0 |
- |
- |
На основании таблицы 1 можно сделать вывод, что средний процент исполнения плана по доходом составляет 97,66%. План зачисления от налога на прибыль 2013 году был переисполнен на 7,31%, а в 2015 году на 2,88%. План доходов от безвозмездных поступлений напротив недовыполнен за все года (в 2013 году на -4,86%; в 2014 году на -2,72; и в 2015 году на -3,49% ). Процент выполнения плана по субсидиям в 2013 году составил 87,39%, в 2014 и 2015 году план также был недовыполнен ( на -6,39% и -4,21% соответственно).
Таблица 2 – Анализ фактического исполнения расходов бюджета Крутинского муниципального района Омской области за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2015/2013 факт |
|||||||||
План (тыс. руб.) |
Факт (тыс. руб.) |
Исполнения плана % |
План (тыс. руб.) |
Факт (тыс. руб.) |
Исполнения плана % |
План (тыс. руб.) |
Факт (тыс. руб.) |
Исполнения плана % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||
Расходы бюджета в том числе: |
410371 |
391991 |
105 |
4053531 |
3942079 |
103 |
364866 |
353187 |
103 |
0,9 |
|||
Общегосударственные вопросы |
50379 |
50287 |
100 |
525982 |
525175 |
100 |
32926 |
32846 |
100 |
0,7 |
|||
Функционирование высшего должностного лица |
5523 |
5523 |
100 |
60232 |
60232 |
100 |
1359 |
1359 |
100 |
0,2 |
|||
Функционирование законодательных органов |
926 |
926 |
100 |
9752 |
9752 |
100 |
675 |
675 |
100 |
0,7 |
|||
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов |
24397 |
24393 |
100 |
264122 |
264122 |
100 |
11105 |
11105 |
100 |
0,5 |
|||
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов |
6180 |
6180 |
100 |
75718 |
75718 |
100 |
7730 |
7704 |
100 |
1,2 |
|||
Другие общегосударственные вопросы |
13352 |
13265 |
101 |
115478 |
114672 |
101 |
11758 |
11705 |
100 |
0,9 |
|||
Национальная оборона |
1194 |
1194 |
100 |
12199 |
12199 |
100 |
188 |
0 |
- |
0,0 |
|||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
22 |
22 |
100 |
647 |
647 |
100 |
481 |
481 |
100 |
22,2 |
|||
Национальная экономика |
17910 |
14899 |
120 |
409200 |
353573 |
116 |
13632 |
13562 |
101 |
0,9 |
|||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
50075 |
35998 |
139 |
128497 |
76250 |
169 |
4021 |
4021 |
100 |
0,1 |
|||
Образование |
229452 |
228551 |
100 |
2314659 |
2313631 |
100 |
226066 |
216879 |
104 |
0,9 |
|||
Культура, кинематография |
43809 |
43804 |
100 |
513546 |
513546 |
100 |
44635 |
43003 |
104 |
1,0 |
|||
Социальная политика |
16692 |
16396 |
102 |
139411 |
137669 |
101 |
16071 |
15549 |
103 |
0,9 |
|||
Физическая культура и спорт |
839 |
839 |
100 |
8836 |
8836 |
100 |
600 |
600 |
100 |
0,7 |
|||
Обслуживание долга |
0 |
0 |
- |
553 |
553 |
100 |
0 |
0 |
- |
- |
|||
Межбюджетные трансферты |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
- |
26247 |
26247 |
100 |
- |
|||
Результат исполнения бюджета |
-8130 |
589 |
-1381 |
-19919 |
-5131 |
388 |
-3381 |
214 |
-1578 |
0,4 |
Приведенные данные в таблице 2 свидетельствуют о том , что расходная часть бюджета Крутинского муниципального района за 2015 год в целом выполнена на 103,31 %, при плане расходов 364866390 рублей исполнение составило 353187394 рублей. Высокий процент исполнения плана наблюдается в статье социальная политика и составляет 103,36%. В 2015 году также наблюдается высокий процент исполнения плана по статье образование 104,24% В 2015 году в бюджете Крутинского муниципального района произошло уменьшение расходов по сравнению с 2013 годом на 38803181 рублей.
Сбалансированность местного бюджета – важное условие осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Сбалансированность бюджета предполагает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета.
Таблица 3 – Анализ сбалансированности бюджета Крутинского муницпального района Омской области за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темп роста 2015/2013 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доход, тыс.руб. |
392579 |
393695 |
353402 |
0,9 |
Расход, , тыс.руб. |
391991 |
394208 |
353187 |
0,901 |
Дефицит (-), профицит (+), тыс.руб. |
589 |
-513 |
214 |
0,364 |
За период 2013-2015 гг незначительный дефицит бюджета Крутинского района наблюдается только в 2014 году -0,13%. За 2013 и 2015 годы выявлен незначительный профицит (менее 0,1%).
Анализ бюджета Крутинского района на сегодняшний день выявил актуальные вопросы в сфере финансово-бюджетной политики:
- повышение поступлений налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет;
- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Крутинского муниципального района
В целях решения данных вопросов в части эффективности работы по укреплению доходной части консолидированного бюджета Крутинского муниципального района, укрепления налоговой дисциплины, для наиболее полного поступления текущих налоговых и неналоговых платежей. Администрацией Крутинского муниципального района разработан и утверждён план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Крутинского муниципального района.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Конституция Российской Федерации – М.: Проспект 2014.- 64с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Четвериков В.С., Муниципальное право [Текст]: Учебное пособие / В.С. Четвериков - 5-е изд - М.: РИОР : ИНФРА — М 2013. - 208
5. Бюджет для граждан Омская область [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://budget.omsk.ifinmon.ru
6. Омская Губерния [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/.