НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Ли А.А. 1, Курышова Л.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация на сегодняшний день успешно преодолевает последствия политического и социально-экономического кризиса последних лет. Она остановила падение уровня и качества жизни граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующегося многополярного мира.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что интерес мирового сообщества к проблемам безопасности неуклонно растет, что связано с кризисными явлениями конца XX - начала XXI в., острота которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей судьбе всего человечества. Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, международное положение России и условия ее внутреннего развития, активизация международного терроризма, негативные факторы социально-экономического развития страны, новые тенденции в обострении угроз интересам граждан, обществу и государству ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разработки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обеспечения национальной безопасности.

Актуальность исследования определяется ещё и той опасностью, которую таят в себе скрытые и явные очаги напряженности в разных точках земного шара. Рост политического насилия, агрессивного национализма, международной организованной преступности требуют незамедлительного ответа на все эти вызовы, подрывающие национальную безопасность государства. Необходимость решения этих задач приобретает также особую актуальность в условиях всё большего распространения новейших видов оружия, включая оружие массового поражения, серьёзных экономических проблем общества, кризисных явлений в экономике, снижение социального уровня жизни отдельных слоёв населения.

Предмет исследования – национальная безопасность России.

Объект исследования - основные закономерности возникновения, формирования и развития отношений в сфере правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Методы исследования – общенаучные и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и деятельности по правовому обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Исходя из научной и политической значимости избранной проблемы поставлена цель исследования, которая заключается в выявлении сущности национальной безопасности России и изучении пути её укрепления.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

- проанализировать понятие национальной безопасности;

- изучить основные составляющие национальной безопасности;

- рассмотреть угрозы национальной безопасности РФ, ее виды и формы;

- раскрыть содержание современной доктрины национальной безопасности России.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплине: "Политология. Социология", "Философия". Данная работа имеет познавательное значение для автора и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.

Реферат представлен на 35 страницах, содержит приложение на 2 листах. Список использованных источников и литературы состоит из 23 наименований.

Работа снабжена видеоматериалом, характеризующим угрозу и последствия международного терроризма на современном этапе, а также последние достижения ВС РФ в области оборонно - промышленного комплекса для обеспечения национальной безопасности страны.

1 Основные понятия и структурные элементы национальной безопасности

Нашу научно-исследовательскую работу хотелось бы начать с высказывания великого мыслителя Цицерона:

«Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь»

Разработка парадигм выживания человечества стала сегодня важнейшей проблемой большинства областей научного знания и техники. Этими вопросами занимаются в равной степени и философия, и медицина, и экология, и информатика, и биология, и социология, и политология, и ноосферология и т.д.

Вот уже второй десяток лет Россия находится в условиях интенсивных социально-экономических и политико-правовых реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических сил, усилилась социальная дифференциация общества, трансформировались представления о роли и месте личности, общества и государства в новом меняющемся мире.[10]

Наиболее значимыми и приоритетными направлениями внутри- и внешнеполитической деятельности Российской Федерации на современном этапе является безопасность личности, общества и государства.[2] Анализ именно этой проблемы обусловлен рядом факторов.

Во-первых, решение этих задач обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие и обновление России, достижение масштабных целей национального развития, которые лежат в основе общероссийской национальной идеи.

Во-вторых, задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства носят всеобъемлющий характер и требуют для своего решения проведения комплекса мероприятий в различных сферах. От успешного решения этих задач зависит само существование России как суверенного демократического, правового федеративного государства.

В-третьих, 28 декабря 2010 года принят Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности», в основу концепции которого легла триада обеспечения безопасности: личности, общества, государства. Закон уточняет принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, закрепляет основные цели международного сотрудничества в данной области, расширяет функции Президента РФ в сфере безопасности.

Сегодня Россия предпринимает меры по развитию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации наряду и в соответствии с названным Законом и со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 и послужившей основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности.

Конституция РФ отражает различные стороны реализации безопасности, во-первых, правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность и др., информационную безопасность экономическую безопасность и др., во-вторых, безопасности государства, в-третьих, безопасности общества и др.[1]

Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. [2]

Национальная безопасность России включает в себя:

-экономическую безопасность. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому национальные интересы России в экономической области являются ключевыми;

-внутриполитическую безопасность, то есть обеспечение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти, гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и единства правового пространства, поддержание правопорядка, а также нейтрализация причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

-международную безопасность, то есть обеспечение суверенитета, упрочение влияния России на международной арене, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и объединениями государств;

-военную безопасность, то есть защита независимости, территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного развития государства;

-пограничную безопасность, то есть обеспечение надежной защиты государственной границы, соблюдение, установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве РФ;

-социальную безопасность, то есть обеспечение высокого уровня жизни народа;

-экологическую безопасность, то есть сохранение и оздоровление окружающей среды;

-информационную безопасность.[23]

В современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству - его целостности и независимости, угрозы обществу - его демократическим институтам, угрозы личности - ее правам и свободам[2]

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.[2]

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности. Возьмём понятие силы и средства государства отдельно:

-силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

- средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

2 Сущность и содержание национальной безопасности

2.1 Содержание национальной безопасности страны

Для того чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что подлежит защите.

Действительно, любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.

Поскольку в нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по выражению западного политолога К. Дойча. Это понятие ключевое для обозначения конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности. При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.

При этом государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества, а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные. Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в функциях государства. В то же время общество располагает собственными (внегосударственными) механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это функции государства и образ жизни общества.

В этом контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и образ жизни в конкретных условиях обстановки.[3] При этом основными элементами национальной безопасности выступают:

-безопасность личности. Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;

-общественная безопасность. Ее объекты — материальные и духовные ценности общества;

-государственная безопасность. Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».

В нашей стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина «безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».[2] Однако сам термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство и нация. Так, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них».

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.[2]

Система обеспечения национальной безопасности - это силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Понятие «безопасность» принадлежит к числу наиболее употребляе­мых понятий политологической мысли. Так, безопасность, в зависимости от культурных контекстов, может предпола­гать: обеспеченность; уверенность; страховку; спокойствие; отсутствие угроз.

Термин "безопасность" увязывается с такими важными составляющими, как:

• парадигма безопасности - глубоко укоренённые в обществе мировоззренческие взгляды на коренные устои безопасного развития. Следствием существования парадигм безопасности является определённый способ позиционирования в об­ласти безопасности, основанный как на доктринальной составляющей, так и на наборе конкретных мер по нейтрализации опасностей;

• культура безопасности - совокупность символов, образов, идей и представлений о том, что лежит в основе выделения данной социальной группы от "других", "чужих". Культура безопасности формирует свои "коды", которые маркируют "пространства безопасности", отграничивают их друг от друга;

• граница безопасности - это такая граница, которая очерчи­вает различные "пространс­тва безопасности", которые зависят от меняющихся представлений, формирующихся в области публичной политики;

• режим безопасности - это совокупность принципов, пра­вил и норм, которые задают рамки поведения для акторов безопасности и обеспечивают взаимность и позитивное взаимодействие между ними;

• управление безопасностью - это порядок сотрудни­чества между акторами безопасности в важнейших сферах, определяю­щих их жизненно важные интересы;

• комплекс безопасности - это транснациональный регион, включающий в себя страны, которых объеди­няют устойчивые представления о безопасности и отношения в области безопасности;

• сообщество безопасности - это форма "комплек­са безопасности", которая формируется на основе совместимости цен­ностей, регулирующих поведение в сфере безопасности. Часто можно встретить точку зрения о том, что "сообщество безопасности" включает в себя страны Северной Америки и Западной Европы;

• геобезопасность - этот широкий концепт вбирает в себя совокупность "практик безопасности" и "идентичностей безопасности'', которые формируют "пространс­твенный образ безопасности" на определённой территории, очерченной границами.

Безопасность необходи­мо рассматривать, прежде всего, как сочетание трех явлений:

а) как отсутствие опасностей и угроз;

б) как достаточную степень устойчивости к возникающим угрозам, определенный иммунитет, запас прочности тех или иных объектов;

в) как готовность и способность защищаться или устранять эти угрозы и восстанавливать статус-кво.

Таким образом, безопасность - это состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчи­вости развития.

Безопасность - это положение (состояние), при котором на некий объект не могут воздействовать факторы опасности и угрозы. Но та­кое практически недостижимо, отсутствие опасности, вообще, в абсолютном смысле, невозможно. В реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Опасности могут различаться по масштабу: быть частными, ограниченными (по отно­шению к отдельным людям, объектам и т.п.); локальными и всеобщими или глобальными. Поэтому целесообразно говорить об уровнях безопасности величине, которая выражает степень реальной возможности воздействия на объект факторов опасностей и угроз, или характеризует результат стол­кновения двух противоположно направленных сил: факторов опасностей и угроз и мер, противостоящим этим факторам.[5]

Различают следующие уровни безопасности:

1. Абсолютный (идеальная, совершенная безопасность, не - опасность) - характеризуется отсутствием опасностей и угроз тому или иному объ­екту.

2. Реальный (фактическая безопасность) - это действительно существующая, не воображаемая безопасность, характеризуется объективно сущес­твующими опасностями и угрозами для того или иного объекта, сохраня­ющимися, несмотря на действие (бездействие) сил, им противостоящим; показывает реальные возможности сил, противостоящих опасностям и угрозам.

3. Достаточный (приемлемая безопасность) - это такое состояние, которое удовлетворяет потребностям устойчивого развития того или иного объ­екта. При таком уровне наличие опасностей и угроз не влечет для объек­та потерю его существенных свойств.

4. Предельный (минимально допустимая безопас­ность) - такое пограничное состояние, когда дальнейшее воздействие опасностей и угроз повлечет за собой для объекта, на который они дейс­твуют, потерю существенных свойств, качественной внешней и внут­ренней определенности, целостности. Запредельный уровень безопасности есть утрата существенных свойств объекта, его фактическая смерть.

5. Иллюзорный (мнимая, воображаемая, ложная, кажущаяся безопасность) - субъективный образ существующих, реальных опасностей и угроз - ложно воспринимаемый как их отсутствие или минимальное наличие (неадекватное отражение опасностей и угроз субъектом).[3]

2.2 Механизм обеспечения национальной безопасности

Под механизмом обеспечения национальной безопасности понимается единство организационно оформленных государством специальных органов, которые решают задачи обеспечения безопасности страны и в этих целях осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности.

Отсюда система обеспечения национальной безопасности включает в себя две взаимодействующие подсистемы: государственную СОНБ и общественную СОНБ.[22]

Государственная СОНБ — совокупность госорганов:

защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников;

обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.

Общественная СОНБ — это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:

предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений;

отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества;

формирование общественного мнения и воздействие на него;

привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.[22]

3 Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.[12]Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.[18]

Внутренние угрозы национальной безопасности:

•попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

•планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

•создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

•незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

•широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

•деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Внешние угрозы национальной безопасности;

•развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

•территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

•вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

•наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

•вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

•действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

•дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.[20]

3.1 Военная политика РФ, направленная на обеспечение национальной безопасности государства

В настоящее время Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, проходит процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, получают развитие новые социально–экономические связи и отношения. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности России. В начале XXI в. в мире обозначились процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов некоторых государств. Это поставило на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важное значение в этом комплексе придается вопросу о месте в обществе и роли Вооруженных Сил Российской Федерации.[8]

В последние годы военная организация прошла сложный путь. Она, как и страна в целом, до сих пор находится в процессе активного реформирования, связанного с коренными изменениями геополитических условий в мире и становлением обновленного Российского государства. Сегодня создана практически новая правовая база, обеспечивающая их функционирование и развитие. Принят целый ряд важных законодательных актов. Это Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный конституционный закон РФ «О военном положении»[4], Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»[5], Федеральный закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[6], Закон РФ «О Государственной границе».

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации (ВСРФ), составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военными методами, а также органы управления ими. В эту организацию также входит часть промышленного и научного комплекса страны, выполняющая задачи обеспечения военной безопасности.[4]

Главной задачей военной организации является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.[5]

Военная организация России постоянно развивается. На современном этапе основными направлениями ее развития являются:

•приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;

•повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;

•совершенствование военно–экономического обеспечения военной организации на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;

•совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

•повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;

•совершенствование системы комплектования (на базе контрактно–призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально–экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров и специалистов ведущих боевых специальностей);

•повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;

•совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;

•укрепление в войсках законности, правопорядка и воинской дисциплины;

•реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы;

•развитие международного военного (военно–политического) и военно–технического сотрудничества;

•совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации, а также системы ее отношений с обществом.[5]

Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.[3]

Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также другие функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.[13]

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством.[14]

Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, но вместе с ними обеспечивают выполнение задач, связанных с обороной государства. К этим войскам относятся пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны Российской Федерации.

Пограничные войска предназначены для защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа нашей страны и природных ресурсов.

Основными задачами пограничных войск являются:

•защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы;

•охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.

Структурно пограничные войска сведены в 10 региональных управлений: Арктическое, Северо-Западное, Калининградское, Западное, Северо-Кавказское, Юго-Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное.[20]

Задача войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации состоит в защите прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств, а также в:

  • предотвращении и пресечении вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства;

  • разоружении незаконных формирований;

  • соблюдении режима чрезвычайного положения;

  • усилении охраны общественного порядка там, где это необходимо;

  • обеспечении нормального функционирования всех государственных структур и законно избранных органов власти;

  • охране важных государственных объектов, специальных грузов и т.д.

Важнейшей задачей внутренних войск МВД РФ является совместное с Вооруженными Силами России участие в территориальной обороне страны.

Проводимые во внутренних войсках организационные преобразования направлены на то, чтобы повысить их мобильность, способность быстро концентрировать силы и средства там, где это необходимо, реально обеспечивать охрану жизни, здоровья и имущества граждан.[15]

Важной частью сил обеспечения безопасности являются войска гражданской обороны. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эти войска в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.[7] Организационно они входят в состав МЧС России.

3.2 Вызовы и риски в системе международной политики

Радикальные изменения в мировой политике ведут свой отсчет от 11 сентября 2001 г., когда террористической атакой были уничтожены Всемирный торговый центр и часть Пентагона. Это событие высветило ряд проблем, ставших в центре современного этапа международных отношений.

Во-первых, нарастающая пропасть между «Севером» и «Югом» —бедными и богатыми странами. До сентября 2001 г. подлинная пропасть в уровне жизни 30 стран—членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — «золотого миллиарда» — и остальных 5 миллиардов мирового населения была предметом статистики, делом справочников, обстоятельством страноведения. После 11 сентября это различие (примерно 30 к 1) стало главным фактором мировой политики.[9]

Отныне невозможно игнорировать тот факт, что за последние 15 лет доход на душу населения понизился более чем в 100 странах потребление сократилось более чем в 60 странах. В начале XXI столетия пятая — богатая — часть населения планеты (Запад) имела 86% мирового внутреннего продукта, 82% мирового экспортного рынка, 74%мировых телефонных линий, главного средства современных коммуникаций.91% пользователей Интернета живут в «богатой части». Эта пропасть не уменьшается, а увеличивается. За последние десять лет доля 10% наиболее процветающего населения планеты увеличилась в продукте с 50 до 60% и соответственно уменьшилась доля остальных90% мирового населения. Совокупный капитал 225 богатейших людей превышает 1000 млрд. долл., что равняется ежегодному доходу 2,5млрд. бедняков, составляющих 47% человечества. Общее состояние трех самых богатых людей планеты превышает совокупный валовой внутренний продукт 48 наименее развитых стран. Потерявшие надежду на привлекательное будущее молодые и энергичные горожане Каира, Джакарты и Мехико-Сити, которым нечего терять, являются потенциальными рекрутами мирового терроризма-. Тем самым проблема Север— Юг обозначилась страшной новой гранью.

Во-вторых, произошло крушение мифа о глобальной гегемонии США в мировой политике. До сентября 2001г. колоссальный отрыв военной системы Соединенных Штатов Америки от менее оснащенных вооруженных сил остального мира, казалось, давал Вашингтону шанс на десятилетия силового доминирования, на роль конечного судьи в международных спорах. После 11 сентября уязвимость Америки стала фактором мировой политики. Возникли сомнения, которых ранее не было: зачем Соединенным Штатам Америки электронное высокоточное оружие, слежение из космоса, колоссальные по мощности боеголовки, самолеты-невидимки, глобальные по охвату радарно -командные системы, если противник, вооружаясь ножом, просто берет билет на внутренние рейсы американских авиакомпаний? Буквально на глазах радикально изменился характер внешней угрозы.[21]

И, несмотря на 33 миллиарда долларов, идущих на глобальную разведку, США не знают, кто их атаковал, с какой целью и с какими мотивами. Действительно, страшной для Запада стала истина, что традиционное, привычное сдерживание больше «не работает». Если противник готов ради достижения своих целей совершить самоубийство, то ничто не заставит его отступить. «Холодная» война не превратилась в «горячую» именно потому, что обе противостоящие стороны были согласны в одном: нужно избежать взаимоуничтожения. Но вот пришли люди, на которых этот неписаный кодекс выживания не действует.11 сентября 2001 г. стал очевидным довольно удивительный факт:

Североатлантический союз (НАТО), об уникальной эффективности которого было столько сказано, оказался неэффективным военным и внешнеполитическим инструментом. Ценность партнеров США понизилась чуть ли не до нуля. Да, все члены военного союза впервые за 52 года существования НАТО заявили о введении взаимной обороны. На деле же европейские союзники послали лишь пять самолетов с экипажами патрулировать американское воздушное пространство.

Как выяснилось, старый альянс способен решать только старые цели.

Мегатонны ядерных взрывов, точечная аккуратность современных ракет, гарантированный ответный удар —все эти понятия уходят из реальной политики в область динозавров. Когда твой противник готов умереть, его не страшит уничтожение.

В-третьих, на первый план вышел фактор противостояния мировых цивилизаций. До сентября 2001г. отчетливые различия в языке культуре, традициях семи мировых цивилизаций были предметом изучения этнографов и культурологов, делом музейных работников.

После 11 сентября цивилизационные различия стали одним из ведущих факторов политики. Мир обернулся на Восток. Исламская, китайская, индуистская цивилизации активны до агрессивности. Две из них в последние годы обрели ядерное оружие. На Западе уже созданы многомиллионные «филиалы» этих цивилизаций. Лица 19 террористов хорошо известны, их фотографии распространило американское правительство. Каждому заинтересованному видно общее — их принадлежность Востоку и исламу. Практически все границы исламского мира представляют собой линии фронта —от Сараево и Грозного на севере до Коломбо на юге, от Алжира на западе до Филиппин на востоке. Однако при этом сотни тысяч молодых и энергичных защитников ислама приобщились к современной технике и западной организации в ходе этого периода «бури и натиска».

В-четвертых, современная фаза геополитического противостояния связана с борьбой за перераспределение энергетических ресурсов. В связи с этим нефть является самым сильным оружием мусульманского мира. 65% разведанных мировых запасов нефти располагается в регионе Среднего Востока. Четверть мировых запасов этого драгоценного сырья находится под юрисдикцией Саудовской Аравии. Немудрено, что американцы не желают покидать военные базы, созданные на территории Саудовской Аравии в 1990 г. Сразу же после событий11 сентября 2001 г. президент Буш призвал к большей независимости Соединенных Штатов Америки от импорта нефти — всем было ясно, почему, все знают, откуда берет начало этот поток. И против самого острого оружия мусульманского мира был выставлен достойный клинок. Осенью 2001 г. на фоне рушащихся нью-йоркских башен Росси проявила себя как подлинный конкурент Аравийского полуострова. На мировой арене появилось нечто новое —российские нефтяные компании. Обнаружилось, что СШ А и индустриальный Запад могут ослабить свою исключительную зависимость от арабской нефти. У Ближнего Востока появляется энергетический конкурент—Россия и ее ближайшие соседи.

В-пятых, Россия превращается в самостоятельного игрока на мировой сцене, правда, пока благодаря своим запасам углеводородов. В феврале 2002 г. Россия обошла Саудовскую Аравию по добыче нефти и стала ее крупнейшим производителем в мире. Открытые на Каспии месторождения оказались богаче, чем ожидалось. В октябре 2001 г. завершилось строительство трубопровода, по которому к Новороссийску пошла неожиданно богатая казахстанская нефть. Российское руководство оценило новые возможности. Президент В. Пуган совершил поездку по региону, стремясь создать нечто вроде каспийского общества стран—экспорта нефти, руководимого Россией. Скоростными методами построен нефтяной терминал близ Петербурга - выход в Финский залив. Россия создала гигантский, уступающий лишь Новороссийску, порт Приморск, затратив2 млрд. долл. Энергетическая экспансия России заставляет Запад с опаской относится к ее возрождению в качестве глобального игрока. Новые вызовы и угрозы требует нового ответа. Чтобы найти его, необходимо нетрадиционное мышление, ставящее во главу угла обозначенные проблемы.

3.3 Россия в системе современных международных отношений

Первые годы ХХI в. принесли новые вызовы и угрозы безопасности Российского государства. С окончанием «холодной войны» на передний план стали выходить проблемы распространения ядерного оружия и международного терроризма. В условиях глубокого кризиса мирового порядка и резкого обострения международной обстановки Россия проводила независимую много векторную политику[Приложение А]. Саммит «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. впервые прошедший под председательством России способствовал укреплению ее позиций в мире, стал свидетельством ее растущего веса в мировых делах. Президент Путин неоднократно заявлял, что внешняя политика не самоцель, а средство обеспечения подъема страны. Цели России на международной арене, сформулированные в новой редакции Концепции внешней политики России, принятой еще летом 2000 г. предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем. Исходя из этих целей и задач Россия активно участвовала в выработке новой системы договоренностей, в создании нового баланса сил, чтобы обострения международной обстановки не привели к хаосу или войне всех против всех, или к гегемонии одной державы. Международный терроризм, вновь драматически заявивший о себе захватом 1 сентября 2004 г. школы в Беслане, в результате которого по официальным данным погибло 330 человек и более 1300 пострадало, заставил великие державы отвергнуть идею ядерного разоружения как «романтизм» времен «холодной войны». Борьба с терроризмом вышла на первый план и в международной политике России.

После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты активизировали свою политику на постсоветском пространстве. В Центральной Азии появились американские войска и базы. С началом иракской кампании открыто обозначились стремление США включить в зону своей ответственности экономически и стратегически важный черноморско-каспийский регион. Активизировалась военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах регионов коллективной безопасности стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Расходящиеся векторы политических интересов Запада и России стали заметны уже в 2003–2005 гг. Выступая в Вильнюсе на конференции балтийском- черноморских государств вице-президент США Д. Чейни обвинил Россию в том, она уже не идет по пути демократии и предложил ей сделать недвусмысленный выбор. Затем Запад обвинил Россию в политическом, энергетическом шантаже своих соседей, в том, что нефть и газ служат для нее инструментом политического давления. Результатом политики США стали и так называемые «цветные революции» в странах СНГ. Стремление США переделать мир по своему образу и подобию, в том числе и насильственным путем, негативно сказалось на российско-американских отношениях. Так называемое «дело Литвиненко», связанное с загадочной смертью бывшего офицера российских спецслужб, стало дополнительным предлогом для подхлестывания нарастающей на Западе кампании «презумпции виновности» России во всех бедах – от Грузии до Ирана, поводом объявить Россию врагом «врагом всего цивилизованного мира». Безусловно попытки Запада поставить Россию «на место» стали следствием укрепления позиций России в мире, ее более активной политики по защите национальных интересов. Вследствие ценностного размежевания Россия и Америка стали «дрейфовать» в противоположных направлениях. Вынужденно укрепляя свой вооруженный потенциал (в 2005 г. резко вырос государственный оборонный заказ – с 1,7 до 5 млрд.долларов, а в 2006 г. он составил уже 8 млрд.) Россия одновременно демонстрирует свое стремление иметь тесные связи с европейскими странами, взаимовыгодные партнерские отношения с США. Выступая в начале 2007 г. в Мюнхене Президент объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась, и что в новом мире Россия будет одним из основных игроков. Если Запад хочет, чтобы Россия была его партнером, следует перестать игнорировать ее интересы. При этом Россия стремиться глубже интегрироваться в мир, занять в нем важные экономические позиции.

Происшедшие в первые годы нового столетия на постсоветском пространстве значимые геополитические изменения создали серьезную конкуренцию экономическим и политическим интересам России, а значит и ее притязаниям на особую роль державы, ответственной за подержание региональной безопасности в бывшем СССР. «Цветные революции» в Грузии, на Украине, в Киргизии вновь сделали актуальной проблему СНГ. Реагируя на новейшие вызовы, Россия попыталась выстраивать со своими соседями по СНГ новую модель взаимоотношений, в том числе и в конфликтных зонах Юга – Центральной Азии и Закавказья. Знаковыми событиями этого явились: попытка России активизировать переговоры по разграничению дна Каспийского моря, углубление экономического сотрудничества в рамках Единого экономического пространства в составе России, Беларуси, Украины и Казахстана.

Россия прилагала большие усилия, чтобы снизить уровень межнациональной напряженности существующий в СНГ, чтобы помочь своим южным соседям погасить давние очаги напряженности на Кавказе и в Молдавии.

Россия шагнула в предвыборный 2007 г., имея в своем багаже немалые достижения, как во внутренней, так и в международной политике. За восемь лет устойчивого экономического роста к динамичному развитию нефтегазового сектора добавились успехи в производстве стали, алюминия, вооружений, сельскохозяйственной продукции, наблюдается существенный рост потребления населения. Страна смогла выплатить значительную часть внешнего долга. За последние пять лет вдвое выросли бюджетные ассигнования на образование, и в три раза – на здравоохранение. Частично это было связано с благоприятной мировой конъюнктурой – высокими ценами на энергоносители и с импортозамещением после дефолта 1998 г. Однако не последнюю роль сыграла проводимая в последние годы макроэкономическая и финансовая политика. В последние годы Россия продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей, что открыло более широкие возможности для выхода российской продукции на рынки Запада. Были установлены тесные отношения со многими странами Азии, особенно с Китаем и Индией. Вместе с тем переговоры о членстве России в ВТО неоправданно затянулись.

Благодаря быстрому экономическому росту в первые годы нового века, у России появляется реальная возможность выйти к 2020 г. из категории среднеразвитых стран, в которой она находилась на протяжении всего ХХ в. и присоединиться к группе развитых.

К началу тысячелетия российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Результатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содержит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения этой Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000 г., июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.

Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».

Реализуя идею разно векторной политики, Россия в 2000—2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Российско-американские отношения. Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000-2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Руководство России считало, что создание национальной ПРО Соединенными Штатами разрушает стратегическую стабильность, сложившуюся между СССР и США – двумя ядерными державами во время «холодной войны», и способно привести к стратегическому превосходству Вашингтона. Сотрудничество России и США в области ядерного разоружения развивалось, напротив, успешно. 14 апреля 2000 г. Государственная Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). В развитии сотрудничества в этой сфере 24 мая 2002 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). Договор является компромиссом, минимизирующим для России последствия выхода США из договора по ПРО. К 2012 г. стороны наметили сократить ядерные силы до 1700-2200 ядерных боеголовок. Договор гарантирует сохранение ядерного паритета между США и Россией. Договором снимаются ограничения на развертывание Россией межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с несколькими боеголовками, предусмотренные Договором СНВ-2.[11]

Огромное влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового терроризма. Сентябрьские события объективно способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть Россия в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.

В октябре 2001 г. США начали крупную акцию возмездия в Афганистане, где, по их мнению, находился центр главной «виновницы» американской трагедии 11 сентября — руководимой Ладеном организации «Аль-Каида». Правительство России согласилось предоставить российское воздушное пространство самолетам антитеррористической коалиции и не возражало против предоставления США баз в бывших среднеазиатских республиках СССР. Этот шаг России был обусловлен возросшей угрозой распространения влияния терроризма на страны Центральной Азии, что напрямую угрожало безопасности южных границ России.

Пресс-секретарь Белого дома заявлял в мае2002 г., что новые отношения России и США являются «историческим прорывом» и могут «войти в историю». Успешно развивались связи Москвы и блока НАТО. К началу 2003 г. можно было говорить уже о полноценном стратегическом партнерстве двух государств. Эксперты обсуждали возможность заключения официального политического союза России и США. Однако США к этому оказались не готовы. В течение всего 2003 г. США вели себя по отношению к России крайне сдержанно, а в Москве нарастало разочарование как в американской политике, так и в перспективах партнерства. Визит Президента России в США 23-27 сентября 2003 г. не смог поправить ситуацию, нового прорыва не произошло. Более того, наметились первые признаки того, что США готовы свернуть сотрудничество с Россией по ряду направлений. В частности, это касалось сотрудничества в сфере стратегической безопасности, а также исследований российской экономики. На американском рынке российские корпорации часто подвергались необоснованной дискриминации, что также вызывало недоумение у руководства страны.

Несмотря на активное сотрудничество, многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранялись. США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток ( в 2004 г. в альянс вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония) стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР,

Москва выступила с инициативой создания нестратегической ПРО для Европы. Это предложение встретило поддержку со стороны Франции и Германии, однако США не согласились с предложением России. В октябре 2002 г. президент США Дж. Буш-младший принял политическое решение приступить в 2004 г. к развертыванию системы НПРО. Однако эксперты уверены, что в течение ближайших десятилетий имеющиеся у России силы ядерного сдерживания будут способны преодолеть несовершенную систему НПРО США.

Центральным событием международной жизни в 2003 г. стала начатая 20 марта США и Великобританией антитеррористическая операция в Ираке. Формальным предлогом для вооруженного вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «непредсказуемого» иракского руководства оружия массового уничтожения. Однако подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало агрессию «серьезной ошибкой США». Резко против выступили Китай и даже ряд союзников США по антитеррористической коалиции и НАТО. Военные действия в Ираке завершились в апреле. С. Хусейн бежал, но в декабре 2003 г. попал в руки американцев, а в декабре 2006 г. казнен. События в Ираке привели к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма. Вновь, как и после югославских событий 1999 г., возобновилась дискуссия о месте ООН в структуре современных международных отношений.

Серьезные разногласия между Россией и США возникли по вопросам глобального видения мира. Последовательное стремление России видеть мир многополярным вызвало раздражение США, которое открыто было продемонстрировано в начале февраля 2007 г., когда глава Минобороны США Р. Гейтс в своем выступлении перед Конгрессом причислил Россию к вероятным противникам США, назвав ее в ряду «непредсказуемых стран» вместе с Ираном и Северной Кореей. Тогда же США начали форсировать размещение элементов ПРО в Чехии и Польше. Уже 19 февраля 2007 г. руководители Польши и Чехии, несмотря на протесты населения, высказались за размещение на собственной территории американской ПРО. Поддержку российской позиции, рассматривающей американское ПРО в Европе как недружественный шаг ведущий к росту напряженности, высказала Германия.

Россия выступила с инициативой по ПРО. 8 июня Президент В. Путин в ходе двусторонних переговоров с американским президентом Дж. Бушем-младшим на саммите «Большой восьмерки» предложил США совместно использовать радиолокационную станцию, которую Россия арендует в Габале на территории Азербайджана. Позже российская сторона вы тупила с предложением о создании общеевропейской и, шире, общемировой системы ПРО, что существенно бы повысило уровень доверия между странами. Инициативы Москвы были отвергнуты.

В связи с необходимостью укрепления российской обороноспособности на фоне роста международной напряженности 26 апреля 2007 г. на ежегодном послании Федеральному Собранию РФ В. Путин предложил объявить мораторий на исполнение Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Также было предложено обсудить в ОБСЕ планы размещения в Европе элементов американского стратегического оружия. После этого как дискуссия в рамках ОБСЕ не дала результатов, мораторий был введен. Это вызвало резко негативную реакцию США.

Непросто складываются отношения России со странами ближнего зарубежья. Наиболее конфликтные отношения с государствами постсоветского пространства сложились у Москвы и Грузии, а также Прибалтики. Грузия в период правления Э. Шеварнадзе являлась плацдармом для действия чеченских боевиков, что не могло не вызвать возмущения России. После свержения Шеварнадзе в конце 2003 г. и победы на президентских выборах в начале 2004г. М. Саакашвили Грузия стала страной, полностью зависимой от США, постоянно занимала антироссийскую позицию. В 2006 г. Россия вела против производителей ряда грузинских товаров санкции, связанные с низким качеством продукции, а также подняла цены на энергоносители, существенно приблизив их к общемировым и прекратив дотирование грузинской экономики. В Тбилиси это расценили как политическое давление.

В отношениях с прибалтийскими государствами основным фактором стало их вступление в НАТО. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы постоянно выдвигают претензии к России за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. Наиболее остро этот вопрос был поставлен на праздновании 60-летия Победы 9 мая 2005 г. В Россию отказались приехать президенты Эстонии и Литвы. Москва не признает ни факта наличия каких-то претензий со стороны прибалтийских государств, ни их версии трактовки исторических событий.

Сложными в этот период были взаимоотношения России и Украины. Во время президентских выборов в Украине в 2004 г. Россия поддерживала кандидатуру занимающего тогда пост премьер-министра Украины В. Януковича. Он выступал с программой построения более тесных связей с Россией, предоставления русскому языку на Украине официального статуса. Основным его противником был В. Ющенко, известный, в частности, призывами вступить в НАТО.

Ющенко оказывали поддержку многочисленные западные общественные организации, а также ряд государств, таких, как США и Польша, и некоторые международные организации. В Украине нагнеталось напряжение. Во втором туре выборов, прошедших в ноябре 2004 г., победу с небольшим перевесом одержал Янукович. Однако Ющенко не признал результаты выборов, объявил их сфальсифицированным и призвал своих сторонников выйти на площадь Независимости в Киеве.

После давления на действующего тогда президента Украины Л. Кучму со стороны Вашингтона, Брюсселя и Варшавы было принято решение о проведении так называемого «переголосования», по сути, третьего тура. Согласие Кучмы на эту процедуру означало поражение кандидата, выигравшего во втором туре, - его победа объявлялась фальсифицированной. В результате третьего тура победил Ющенко.

После победы Ющенко Украина проводила в отношении России непоследовательную политику. В конце 2005-начале 2006 г. произошло обострение российско-украинских отношений, связанное с нежеланием Украины платить за поставленный из России газ по рыночной цене. В результате «газового кризиса» все же было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Украина будет покупать российский газ по ценам, близким к общемировым. Также были достигнуты договоренности о фиксированной оплате транзита газа через Украину.[19]

Свержение режима Шеварднадзе в Грузии осенью 2003 г., «оранжевая революция» на Украине, а также произошедший после парламентских выборов в марте 2005 г. переворот в Киргизии, в результате которого был свергнут президент этой республики А. Акаев, поставили перед Москвой задачу более активного взаимодействия с республика СНГ и проведения более амбициозной внешней политики на постсоветском пространстве.

Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прагматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке российской диаспоры за рубежом. Всего в настоящее время за пределами РФ проживает до 30 млн. человек. Из них 20 млн. живут в странах СНГ. Этой теме посвящался Конгресс соотечественников в Москве в октябре 2001 г. 22 июня 2006 г. была принята программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Программа предусматривает содействие переселяющимся в стратегически важные приграничные территории. Предусматривается выплата подъемных средств, а также выделение ипотечных кредитов для решения жилищных вопросов переселенцев. Также участники программы могут получить гражданство России по упрощенной схеме, через полгода, а не в обычном порядке.

Все эти усилия Россия на постсоветском пространстве позволили более плодотворно работать с бывшими республиками СССР. После восстания в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 г. инспирированного исламистским подпольем, Россия поддержала президента республики И. Каримова. Вскоре после этого Узбекистан покинул антироссийскую организацию ГУУАМ. Ташкент стал членом ЕврАзЭС, а также активизировал свою работу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Отношения России с международными организациями строятся на конструктивной основе. Россия является последовательным сторонником укрепления роли ООН в международных делах. Обозначился новый этап в связях России с Евросоюзом. На саммите Россия-ЕС, прошедшем 10 мая 2005 г., были утверждены «дорожные карты» по четырем «общим пространствам» - экономическому; свободы, правосудия и безопасности; внешней безопасности; культуры и образования, включая науку. Идея четырех «общих пространств» возникла в мае 2003 г. на саммите Россия –ЕС в Санкт-Петербурге. «Дорожные карты» призваны заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1994 г. и вступившее в силу в 1997 г. Однако развитие отношений с ЕС происходит неравномерно, что обусловлено позицией ряда новых членов Евросоюза. Так, в ноябре 2005 г. из-за постоянных претензий к качеству Россия ввела эмбарго на поставки польской мясной продукции и овощей, на что Польша ответила блокированием начала переговоров о новом соглашении о сотрудничестве между ЕС и Россией.

Россия активно участвует в работе такой организации, как Евразийское экономическое сообщество. ЕврАзЭС было учреждено в октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане с целью выработки единых подходов при интеграции в международную экономику, а также создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран-участниц. Среди основателей организации – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Наблюдателями являются Украина, Молдавия и Армения. С января 2006 г. Узбекистан стал полноправным членом организации. Помимо ЕврАзЭС, действенной структурой на территории стран СНГ является ОДКБ.

Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Стороны обязались не участвовать в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной целостности обеих стран. В договоре зафиксировано также отсутствие взаимных территориальных претензий. По результатам визита В. Путина в Китай в 2004 г. были подписаны соглашения о восточной части государственной границы. Россия уступила Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский неподалеку от Хабаровска, а граница между Россией и Китаем была проведена по фарватеру реки Амур. Это окончательно урегулировало пограничные вопросы между двумя странами. Россия также добилась от Китая согласия на вступление нашей страны в ВТО.[19]

Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках ШОС, объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан. Организация была создана 15 июня 2001 г. на базе неформального клуба лидеров России и азиатских стран «Шанхайская пятерка». ШОС наиболее динамично развивающаяся на постсоветском пространстве организация. В настоящее время в организации состоят четыре наблюдателя – Индия, Иран, Монголия и Пакистан, работает контактная группа ШОС – Афганистан, налажены отношения сотрудничества с ООН, СНГ, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом. Организация выступает с самостоятельных позиций, отстаивая интересы стран-членов. Летом 2005 г. после вмешательства США во внутриполитические дела Узбекистана и Киргизии организация выступила с требованием к США определиться со сроками вывода военных баз с территории этих государств. В подтверждение серьезных намерений организации в 2007 г. прошли первые военные учения стран – членов ШОС.

Энергетическая дипломатия стала играть важную роль в российской политике. Энергетические ресурсы конечны, в то время как потребности человечества в энергии возрастают. Поэтому вопросы доступа к энергоресурсам приобретает все большее значение. В ходе энергетического диалога с ЕС Россия отстаивала свое право строить энергетическую политику в соответствии со своими национальными интересами, которые подразумевают и учет интересов других сторон через установление отношений сотрудничества и взаимосвязи. Не случайно обеспечение международной энергетической безопасности по инициативе Президента России стало главной темой саммита «Большой восьмерки» в 2006 г.[19]

Россия является серьезным партнером на международной арене, который открыто декларирует свои национальные интересы и стремиться их отстаивать [Приложение Б]. Свидетельство этому - председательство в 2006 г. нашей страны в «Большой восьмерке». В 2007 г. очевидным признанием достижений России как в развитии экономики, обеспечении политической стабильности, так и на внешнеполитическом пространстве стала победа города Сочи в борьбе за право проведения зимних Олимпийских игр в 2014 г. Это решение было принято 4 июля на сессии Международного олимпийского комитета Гватемале. Россия вернулась на мировую арену. Мир стал многополярным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная безопасность - это важнейшее условие эффективного функционирования всех институтов общества. Основными слагаемыми безопасности нации являются: экономическая, политическая, экологическая, духовная, социальная и военная безопасность. Для будущих офицеров наибольший интерес и значимость приобретает военная составляющая.

Определяющими условиями повышения эффективности военной безопасности являются: профессионализм, ответственность, организаторские способности политической и военной элиты; высокая легитимность государства, его политики в области национальной безопасности; согласованность усилий всех ветвей, различных военно-силовых структур. Вместе с тем предполагается и чёткое разграничение их функций.

Военная безопасность, являясь одним из слагаемых национальной безопасности страны, сама имеет сложную структуру, обеспечивающую вооруженную защиту интересов личности, общества и государства. Система военной безопасности призвана обеспечить защищенность национальных интересов от реальных и возможных опасностей и угроз, их оперативное обнаружение и пересечение на самой ранней стадии зарождения.

В настоящее время субъектам военной безопасности России приходится решать задачи по её обеспечению в крайне неблагоприятных условиях: ухудшения геостратегического положения страны; острых кризисных процессов во всех сферах общественной жизни; появления новых грозных опасностей для личности, общества и государства.

В такой обстановке особое значение приобретает преодоление кризиса в стране и модернизация всех компонентов механизма обеспечения военной безопасности. На передний план выдвигается осуществление военной реформы, укрепление морального потенциала Вооруженных Сил.

Литература:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Конституция Российской Федерации - Москва: К65 Проспект, 2011

        2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

        3. Военная доктрина Российской Федерации // Утверждена Указом Президента Российской Федерации 25 декабря 2014года.

        4. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ "О военном положении".

        5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

        6. Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

        7. Федеральный закон Российской федерации от 31 мая 1996 года №61-ФЗ "Об обороне"

        8. Борщевский Г.А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. – №1 (январь – февраль).

        9. Военная политология – ИД «Красная звезда» 2006.Под общей редакцией генерал-полковника Резника Н.И.

        10. Василенко И.А. Политология // Москва, Юрайт,2013 .

        11. Зеленков М. Россия в современном мире и основные направления ее военной политики // Ориентир. – 2011. – №10

        12. Кравченко А.И. Политология // Издательство Проспект, 2008.

        13. Ловцов Д.А., Сергеев Н.А. Проблема обеспечения социально-экономической безопасности России // Обозреватель - Observer. 1999. № 5.

        14. Мухаев Р.Т. Политология // ЮНИТИ – ДАНА,2014.

        15. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. № 2.

        16. Панарин А.С. Политология // Учебник – 2 издание, П50 Дело, 2003.

        17. Погорелый Д.Е. Филиппов К.В Политологический словарь - справочник // Москва, 2008.

        18. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. 2005. № 12.

        19. Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Государство и право. 2005. № 1.

        20. Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система, ее сущность и структура // Безопасность. 2009. № 1 - 2.

        21. Федоров В.П. Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России//»Право и политика», 2007, № 8.

        22. Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М., 2009.

        23. Цисар Л.А. Проблемы определения понятия «национальная безопасность» в России и ее виды. «Безопасность бизнеса», 2005, № 1.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Приложение Б

Просмотров работы: 18956