Цельнашего исследования - показать актуальность латинских фраз в современном мире, раскрыть универсальность и перманентную релевантность латинской фразеологии при проецировании на проблемы современного общества как свидетельство практического, общекультурного, философского и пророческого гения её создателей. Накопленный веками человеческий опыт подсказывает, что порой, чтобы глубже понять современность, есть смысл обратиться к истории человечества. В связи с филологическим характером исследования в целом и в связи с универсальностью латинской фразеологии рассматриваем ее как ценнейший источник сведений о практической деятельности человека, который по своему содержанию может, при проецировании на современность, служить в качестве информационно-побудительной базы для эффективной организации жизнедеятельности человека.
В последние 15-20 лет в среде ученых разных специальностей, а также в политических кругах многих стран мира все более активно обсуждается вопрос о необходимости выработки международной и национальных стратегий устойчивого развития. Дело в том, что масштабы современной производственной, общественно-политической и даже бытовой деятельности людей в рамках мирового сообщества оказываются столь внушительными, что порождают все больше глобальных противоречий и новых кризисных ситуаций, которые ставят перед правительствами, учеными, всем населением Земли кардинальные проблемы о возможностях дальнейшего существования человеческой цивилизации.
Такого рода опасности для всего человечества стали осознаваться в последние десятилетия уже на уровне правительств, политических деятелей разных стран, международных политических и экономических организаций. Это проявилось в созыве ряда международных конференций, форумов, встреч руководителей некоторых стран, на которых обсуждалась складывающаяся ситуация. Так, в 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств, которая указала на возникающие перед мировым сообществом проблемы и на необходимость глобальногоустойчивого развития (sustainable development). Смысл оригинального английского понятия — самоподдерживаемое развитие, т. е. развитие общества, как бы согласованное с состоянием и развитием окружающей среды, природы, в результате чего общество и природа должны рассматриваться как единая целостная система. Установление термина «устойчивое развитие» (‘sustainable development’) позволило учёным составить концептуальную модель с тремя базовыми аспектами: экологический, социальный, экономический [1,2]. Ограниченные рамками статьи мы спроецируем содержание латинских изречений на проблемы, определённо относящиеся к экологической сфере.
Развитие мирового технического прогресса, увеличение численности населения и нерациональное использование природных ресурсов Земли, привело к появлению серьезных глобальных проблем в области экологии. Нарушение природного равновесия проявляется на локальном и глобальном уровне в виде ухудшения экологической обстановки, климатических и иных изменений на планете. Эта тема является довольно актуальной в современном мире. Глобальные проблемы человечества связаны не только с загрязнением окружающей среды, но и с изменением человечества, как социальной структуры. В итоге природная среда обитания человека деградирует везде, т. к. техногенез и урбанизация на современном уровне техники человечества уже опережают по своим губительным последствиям естественные возможности самоочищения и самосохранения Природы. Проводя аналогии с древними цивилизациями, отметим, что в Древнем Риме жители обращали внимание на загрязнение вод Тибра, а афиняне – на загрязнение вод порта Пирея, а также на оскудение земель вследствие эрозии почв. То есть, уже в те времена создавались концепции сохранения «здоровья» земель, подвергшихся длительному антропогенному воздействию. Такие сельскохозяйственные угодья выводились из оборота. В известном трактате «О законах» (De Legibus) римский политический деятель Марк Туллий Цицерон развивает идеи о восстановлении земель. При изучении законов природы он приходит к выводу о способности окружающей среды к самовосстановлению: OMNEMNATURAMCONSERVATRICEMESSESUI – Вся природа стремится к самосохранению.
Во времена античности отношение к земле было почти сакральным – ведь на крестьянском труде строилась вся экономика Древнего Рима. Римлянин воспринимал землю как нечто священное, считал ее своей прародительницей, поскольку существовал благодаря ее дарам. В наши дни отношение к природе значительно изменилось, стало потребительским. Сейчас мы воспринимаем природу как данность, не определяя ей какой-либо важной роли в нашей жизни. Однако предки оставили нам наставления, например, в Библии мы можем встретить такие строки:
DETERRAEST, DETERRAETEST, DETERRAEEBESLIBERTES - Из земли происходишь, от земли питаешься и в землю обратишься.
DA REQUIEM, REQUIETUS AGER BENE CREDITA REDDIT - Дай пашне отдохнуть, отдохнув, она вернет долг с избытком [3].
В древнеримском представлении человек составлял неразрывное единство с природой, мыслился частью природы. Близость понятий «природа» и «человек» была обусловлена сходными формами отношения людей к этим понятиям. Насильственные методы овладения природой, стремление во что бы то ни стало исправить или усовершенствовать изначально сложившиеся отношения исключалось самим античным миропорядком:
OMNIAREGINATURA - Всем управляет природа. (ЛукрецийКар, “De Rerum Natura”
– «О природе вещей»)
NATURANONNISIPARENDOVINCITUR - Природу побеждают, только повинуясь ей
Современная экологическая ситуация складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей. Подобная антропоцентрическая стратегия преобразования природной Среды, изменения отдельных элементов природного окружения без учета системной организации природы в целом привели к изменениям ряда факторов, которые в своей совокупности понижают качество природной Среды, вызывают необходимость все большей затраты сил, средств, ресурсов для их нейтрализации. В конечном счете, случилось следующее: стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные результаты [4].
Философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Философы разделили все потребности человека на две большие группы. Первичные потребности, или, по Гераклиту, DIRANECESSITAS – Жестокая необходимость, например, потребность в пище и воде, можно удовлетворить с помощью того, что нам дает природа:
SUFFICITADIDNATURA, QUODPOSCIT - Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.
Вторичные же потребности, например, необходимость общества для нормального развития личности – требуют обязательного присутствия человека в обществе. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Сенеки, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека:
NILALIUDSCITNECESSITASQUAMVINCERE - Необходимость не знает ничего, кроме как побеждать [5].
В современных условиях требования человечества к природе все более и более возрастают, поэтому серьезные конфликты с природой, приводящие к антропогенным катастрофам и разрушающие нашу планету, возникают гораздо чаще. Поэтому если мы не ограничим своим растущие потребности, мы будем конфликтовать с природой. Отсюда – призыв древних мыслителей:
UTI, NONABUTI! — Употреблять, но не злоупотреблять!
В качестве заключения следует отметить следующее: релевантность латинской фразеологии для человеческого общества практически на любом этапе его развития объясняется, прежде всего, ее универсальностью, что, в свою очередь, свидетельствует о высоте морально-нравственного и интеллектуального развития её создателей – мыслителей и практиков Древнего Рима. Несмотря на то, что латинский язык считают мертвым, он не умер с гибелью Римской Империи, многие его идиомы действительно актуальны и достойны глубочайшего анализа и в наши дни. Они не только позволяют выражаться точно и лаконично, но и содержат ценнейшую поучительную информацию для эффективной организации жизнедеятельности человека.
Список литературы:
1. Геворкян М.С., Гношева К.И. Устойчивость в архитектуре: обзор приоритетных направлений развития / М.С. Геворкян, К.И. Гношева, Е.А. Красильщик // Журнал «Международный студенческий научный вестник». — М.: Изд. Информационно-технический отдел Академии Естествознания. — 2016. — № 5. — 459
2. Виноградова Ю.В., Масленикова Т.В. Понятие «устойчивость» («Sustainability») в экономической терминологии (на материале англоязычных источников) / Ю.В. Виноградова, Т.В. Масленикова, Е.А. Красильщик // Журнал «Международный студенческий научный вестник». — М.: Изд. Информационно-технический отдел Академии Естествознания. — 2016. — № 5. — с.458
3. Латынь с переводом [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: https://litafor.ru /, своб. – Загл. с экрана
4. Экологические проблемы современности [Электронный ресурс] :электронно-библиотечная система– Режим доступа: https://ecologyproblems.ru/, своб. – Загл. с экрана
5. Латинские пословицы, изречения и цитаты [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: https://latinpro.info /, своб. – Загл. с экрана