Как отмечают психологи подростковый возраст – это один из самых трудных этапов в жизни. Данный период сложен тем, что характеризуется повышенной возбудимостью, категоричностью, обострением собственного достоинства и др. Вследствие чего подросткам легче попасть под влияние негативных внешних факторов, которые увеличивают шансы проявления девиантного поведения.
Тем самым, проблема проявления отклоняющегося поведения является одной из главных в настоящее время, которое определяет будущее развитие страны, а также всего общества в целом.
Для лучшего понимая проблемы проявления девиантное поведения, следует раскрыть само понятие:
В.А Пятунин рассматривает девиантное поведение в широком и в узком смысле. В широком смысле девиантное поведение – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными [5, c.16].
А.В Торхова определяет девиантное поведение как отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе правовых, нравственных норм или норм психического здоровья [6, с.18].
Таким образом, под девиантным поведением понимается не соблюдение и противоречие нормам, установленным в конкретном обществе.Девиантное поведение принято воспринимать в контексте отрицательного феномена, выступающего препятствием прогрессивному развитию индивида и общества, либо угрожающего их существованию.
Среди отечественной литературы распространенна следующая классификация видов девиантного поведения, рассматривающая его с отрицательной точки зрения:
Отклонения по типу нарушения нормы:
отклонения, связанные с нарушением правовых норм, – это преступления и иные правонарушения;
отклонения в сфере общественной морали. Сюда относятся пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийства, бродяжничество и попрошайничество.
Отклонения по целевой направленности:
отклонения корыстной ориентации – корыстные преступления, в определённой ситуации – проституция;
отклонения агрессивной ориентации – насилие как средство для достижения какой-либо цели (выгода, самоутверждение, ревность), насилие как самоцель, например хулиганство;
отклонения социально-пассивного типа – уход от общественной жизни (пьянство и алкоголизм, наркомания и, видимо, крайняя форма – самоубийство) [1,с.12].
Тем не менее, некоторые ученые, предполагают рассмотрение отклоняющегося поведение и с положительной точки зрения.
Бабаева А.В. и Попова Н.А.отмечают, что не только преступники, но и гении, конфессиональные лидеры, ученые, творцы-новаторы являются людьми, в своем поведении отклоняющимися от общепринятых норм. По их мнению, позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения [2,C.60,62].
П.Д. Павленок, так же подчеркивает, что девиантное поведение может служить прогрессивному поведению общества. В пример он приводит социальное творчество в его различных проявлениях [4,с.385].
Что касается причин формирования девиантного поведения в обществе, то учёные выделяют множество факторов, примерно более двухсот. Они рассматривают их в социальных, педагогических, психологических, медицинских и в других аспектах.
Так П.Д. Павленок выделяет такие группы факторов появления отклоняющегося поведения, как:
общий уровень развития общества (нормальное, кризисное и т.д);
непосредственно окружающая человека среда (семья, школа, улица, производственная обстановка);
наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека;
действенность социальных институтов общества [4,с.386].
Овчарова Р.В. предлагает разделить причины девиантного поведения на следующие группы, такие как:
социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
глубокий психический дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные [3, C.28].
Однако следует сделать акцент на том, что зачатки девиантного поведения следует искать в детстве, вернее в семье, так как она является первоисточником социализации ребенка. Вследствие ухудшения социально-экономической ситуации в стране, большинство семей находятся за гранью бедности, что может стать причинной алкоголизма родителей, их агрессивного поведения, постоянного пропадания на работе, чтобы прокормить семью и др. факторы, которые могут сказаться на психике ребенка, увеличивающих шансы проявления отклоняющегося поведения.
Таким образом, девиантное поведение является отклонением от нормы, установленных в обществе, чаще всего воспринимается с отрицательной стороны понимания, и формируется за счет окружающей среды, особенно в зависимости от семейной ситуации.
Библиографический список:
Агапова Е.П. Проблемы социальных девиаций. Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. – Ростов-на-Дону: : Центр универсальной полиграфии, 2010. – 271 с.
Бабаева А.В. Попова Н.А. Классификация позитивной девиации и её проявления / А.В. Бабаева, Н.А. Попова // Научно-исследовательские публикации – № 3, – 2013. – С.58-63.
Жданова Н.Е. Причины и факторы девиантного поведения подростков / Н.Е. Жданова // Международная заочная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения» – Владимир: ВлГУ, 2009. – С. 27-31.
Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 4-е изд., испр.и доп. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 534 с.
Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В. А. Пятунин. – Москва: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – С. 281
Торхова А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В.Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.