АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМКОЙ ОБЛАСТИ.

Молодцова К.Г. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П. А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. При разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Тарский муниципальный район является социально-экономическим центром Северной экономической зоны Омской области. Город Тара - старейший город Омской области, по численности жителей второй после областного центра и первый среди пяти малых городов Омской области. Тарский муниципальный район обладает значительным кадровым, экономическим и природным потенциалом, являясь перспективным северным районом Омской области по развитию сельскохозяйственной отрасли экономики и вовлечению полезных ископаемых в хозяйственный оборот.

Приоритетным направлением в экономическом развитии района является развитие малого и среднего предпринимательства, число субъектов которого составило в 2015 году в расчете на 10 тыс. человек населения 201,97 единиц. Доля среднесписочной численности работников этих предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций составила по итогам 2015 года 24,14 процента. Дальнейшее увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства до 213,54 в расчете на 10 тыс. населения и доли численности работников малых и средних предприятий до 26,52 процентов к 2018 году планируется достигнуть благодаря расширению мер финансовой, организационной и консультационной поддержки предпринимательства, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.

Развитию бизнеса способствует финансовая и организационная поддержка, оказываемая субъектам малого предпринимательства Администрацией района в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тарском муниципальном районе». В 2015 году в рамках подпрограммы 600,0 тыс. рублей направлено на предоставление грантовой поддержки Тарским предпринимателям из районного бюджета. Благодаря участию района в конкурсном отборе муниципальных образований области удалось привлечь в местный бюджет федеральные и областные средства в размере 2 653,8 тыс. рублей, которые по результатам конкурса были предоставлены 7 начинающим предпринимателям для организации собственного дела. Таким образом, сумма средств из бюджетов всех уровней на оказание грантовой поддержки в 2015 году составил 3253 тыс. рублей, которой смогли воспользоваться 10 жителей Тарского района.

В целях повышения статуса предпринимательства, поощрения лучших представителей бизнеса был проведен традиционный районный конкурс на присуждение премий Главы Тарского муниципального района в номинации «Крупнейший налогоплательщик в бюджет Тарского муниципального района» 1, 2, 3 степеней, призовой фонд составил 50 тыс. рублей.

В районе действует 10 сельскохозяйственных организаций, причем все они на протяжении последних лет являются прибыльными.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог местного значения в 2015 году составляет 45,1 процента. Ухудшение данного показателя происходит из-за недостатка финансовых средств для приведения дорог в нормативно-техническое состояние.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром района, в общей численности населения составляет 1 процент (с. Усть-Тарское).

К основным показателям, характеризующим экономическое развитие района, относятся среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя.

Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций составила в Тарском муниципальном районе по итогам 2015 года 20 857,50 рублей. В 2015 году повысилась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в дошкольных образовательных учреждениях на 1,57 процентов (14 945,7 рублей). Заработная плата учителей муниципальных образовательных учреждений увеличилась с 25712,00 рублей в 2014 году до 25817,60 рублей в 2015 году, работников учреждений культуры и искусства – с 16684,4 рублей до 16741,50 рублей и учреждений физической культуры и спорта – с 14988,3 рублей до 19128,10 рублей соответственно.

Правовую основу бюджетного процесса в Тарском муниципальном районе Омской области составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные федеральные и областные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные акты федерального и областного законодательства, Устав Тарского муниципального района Омской области, настоящее Решение, муниципальные правовые акты.

Совет Тарского муниципального района Омской области:

рассматривает и утверждает районный бюджет;

осуществляет контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения районного бюджета;

формирует и определяет правовой статус органа внешнего муниципального финансового контроля;

рассматривает и утверждает отчет об исполнении районного бюджета за отчетный финансовый год (далее - годовой отчет об исполнении районного бюджета);

организует и проводит публичные слушания по проекту районного бюджета, а также по годовому отчету об исполнении районного бюджета;

в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливает ответственность за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

принимает решение о создании дорожного фонда Тарского муниципального района Омской области;

устанавливает порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Тарского муниципального района Омской области;

осуществляет иные полномочия в сфере бюджетного процесса в соответствии с законодательством.

Глава Тарского муниципального района Омской области:

принимает в пределах своей компетенции правовые акты, направленные на реализацию федеральных и областных законов, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бюджетного процесса;

осуществляет общее руководство деятельностью органов местного самоуправления Тарского муниципального района Омской области по составлению проектов решений о районном бюджете, о внесении изменений в решение о районном бюджете, отчетов об исполнении районного бюджета;

определяет основные направления бюджетной и налоговой политики Тарского муниципального района Омской области;

осуществляет иные бюджетные полномочия в сфере бюджетного процесса в соответствии с законодательством.

Администрация Тарского муниципального района Омской области:

принимает в пределах своей компетенции правовые акты, направленные на реализацию федеральных, областных законов и муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бюджетного процесса;

определяет порядок и сроки составления проекта районного бюджета с соблюдением требований, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Решением;

обеспечивает составление проекта районного бюджета;

вносит проект решения о районном бюджете с необходимыми документами и материалами на рассмотрение в Совет Тарского муниципального района Омской области;

определяет порядок разработки прогноза социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области;

одобряет прогноз социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области;

устанавливает порядок принятия решений о разработке муниципальных программ Тарского муниципального района Омской области, их формирования и реализации;

утверждает муниципальные программы Тарского муниципального района Омской области (далее – муниципальные программы);

устанавливает порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ;

устанавливает порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ;

обеспечивает исполнение районного бюджета;

устанавливает полномочия финансового органа, осуществляющего муниципальный финансовый контроль;

утверждает отчеты об исполнении районного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года (далее – ежеквартальные отчеты об исполнении районного бюджета) и представляет в Совет Тарского муниципального района Омской области годовой отчет об исполнении районного бюджета;

устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Тарского муниципального района Омской области, предусмотренного в составе районного бюджета, принимает решения об их использовании;

Приоритетным направлением в экономическом развитии района является развитие малого и среднего предпринимательства, число субъектов которого составило в 2015 году в расчете на 10 тыс. человек населения 201,97 единиц. Доля среднесписочной численности работников этих предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций составила по итогам 2015 года 24,14 процента. Дальнейшее увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства до 213,54 в расчете на 10 тыс. населения и доли численности работников малых и средних предприятий до 26,52 процентов к 2018 году планируется достигнуть благодаря расширению мер финансовой, организационной и консультационной поддержки предпринимательства, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.

Развитию бизнеса способствует финансовая и организационная поддержка, оказываемая субъектам малого предпринимательства Администрацией района в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тарском муниципальном районе». В 2015 году в рамках подпрограммы 600,0 тыс. рублей направлено на предоставление грантовой поддержки Тарским предпринимателям из районного бюджета. Благодаря участию района в конкурсном отборе муниципальных образований области удалось привлечь в местный бюджет федеральные и областные средства в размере 2 653,8 тыс. рублей, которые по результатам конкурса были предоставлены 7 начинающим предпринимателям для организации собственного дела. Таким образом, сумма средств из бюджетов всех уровней на оказание грантовой поддержки в 2015 году составил 3253 тыс. рублей, которой смогли воспользоваться 10 жителей Тарского района.

В целях повышения статуса предпринимательства, поощрения лучших представителей бизнеса был проведен традиционный районный конкурс на присуждение премий Главы Тарского муниципального района в номинации «Крупнейший налогоплательщик в бюджет Тарского муниципального района» 1, 2, 3 степеней, призовой фонд составил 50 тыс. рублей.

В районе действует 10 сельскохозяйственных организаций, причем все они на протяжении последних лет являются прибыльными.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог местного значения в 2015 году составляет 45,1 процента. Ухудшение данного показателя происходит из-за недостатка финансовых средств для приведения дорог в нормативно-техническое состояние.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром района, в общей численности населения составляет 1 процент (с. Усть-Тарское).

К основным показателям, характеризующим экономическое развитие района, относятся среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя.

По итогам 2015 года поступление налоговых платежей от налогоплательщиков Тарского района в бюджеты всех уровней составило 572 млн. рублей, что составляет 118,4 % к уровню 2014 года. Основными налогоплательщиками Тарского района являются: «Тарская центральная районная больница», «ТараСпецТранс», производственное отделение Северные электрические сети, Отдел Министерства внутренних дел РФ по Тарскому району, ООО «Газпромнефть-Восток» юго-западная часть Крапивинского месторождения, ООО «Ноябрьскэнергонефть», Дорожное ремонтно- строительное управление № 5. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по организациям (без субъектов малого предпринимательства) составил более 4 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в промышленном производстве района занимает добыча полезных ископаемых. Однако следует отметить снижение на 3 процента добычи нефти на Крапивинском месторождении. В 2015 году добывающая отрасль расширилась еще одним направлением - это добыча песков, которую ведет ООО «Гидротранссервис» на основании полученной лицензии, объем добычи за прошедший год составил более 40 тыс. тонн.

Фактическое поступление платежей от использования муниципального имущества составило 7 333,5 тыс. рублей (за 2014 год – 8 369,3 тыс. руб.), в том числе за аренду имущества поступила сумма в размере 3 744,9 тыс. рублей, за аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских и городских поселений – 3 188,2 тыс. рублей, возмещение коммунальных услуг – 127,4 тыс. рублей, от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских и городских поселений – 273,0 тыс. рублей.

Результаты исполнения доходной части бюджета позволили исполнить бюджетные обязательства, принятые на 2015 год. Были выполнены все планы по финансовому обеспечению социальных расходов, соблюдены условия софинансирования расходов областных программ в которых район принял участие в 2015 году.

Расходы консолидированного бюджета Тарского муниципального района за 2015 год исполнены в объеме 1039,0 млн. руб.

По-прежнему приоритетными в консолидированном бюджете были расходы на социально-культурную сферу. На финансирование образования направлено 620,5 млн. руб. или 59,7 % всех расходов консолидированного бюджета; на культуру направлено 82,7 млн. руб. или 8,0% всех расходов , на социальную политику направлено 87,5 млн. руб. или 8,4 % всех расходов бюджета, на физическую культуру и спорт направлено 3,1 млн. руб. или 0,3%.

Таким образом, на финансирование социально-культурной сферы направлено 793,8 млн. руб. или 76,4% всех расходов консолидированного бюджета. На общегосударственные вопросы направлено 131,1 млн. руб. или 12,6% всех расходов бюджета, на национальную оборону – 1,3 млн. руб. (0,1%), на национальную экономику – 75,7 млн. руб. (7,3 %), на жилищно-коммунальное хозяйство – 35,2 млн. руб. (3,4%). Расходы на обслуживание муниципального долга составляют 0,5 млн. руб. или 0,04 % всех расходов бюджета.

Список использованных источников:
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ в ред. от 03.07.2016

  2. Решение от 15 декабря 2014 № 71 О бюджете муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

  3. Решение от 21.12.2015 № 90 "О бюджете Тарского муниципального района Омской области на 2016 год

  4. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 703 с.

Просмотров работы: 346