НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каземирова Е.В. 1, Шатохина И.В. 1
1ЮФУ Академия педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических и речевых проблем. На сегодняшний день самую многочисленную группу детей школьного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации. Формирование речи - одна из характеристик общего развития ребенка, а патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе [2].

В первый класс приходят дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, лексико-грамматического строя фонематических процессов, и связной речи. А так как нарушения и недоразвития устной речи влияют на формировании письменной речи, как следствие этого - неуспеваемость по русскому языку и чтению. Поэтому любые отклонения в речи должны быть вовремя замечены. Если в начале учебного года у первоклассников выявляется нарушение устной речи, то уже к концу первого полугодия, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в дальнейшем в стойкие нарушения данных процессов. Нарушения чтения и письма оказывает отрицательное влияние на процесс обучения в целом, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка [4].

Некоторые родители не обращают особого внимания на недоразвитие устной речи ребенка. Но нельзя недооценивать роль речевой функции, нарушения которой могу приводить к ряду неблагоприятных последствий. Развитие мышления, памяти в значительной мере зависит от развития речи. Именно она лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения. Из этого следует, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.

Существуют несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаций их проявления. Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, самое большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе этой классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Различные виды речевой патологии, имеют свою симптоматику и динамику проявлений. К основным относятся такие, как : нарушения голоса (О.С. Орлова отмечает, что в работах зарубежных исследователей указывается, что нарушения голоса у младших школьников определяется в 6-9%, а хроническая охриплость у детей в начальной школе – 24-38%, при этом около 3% из них связанные с нарушением голоса), нарушения темпа речи ( заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия), нарушения письма и чтения.Отклонения в речевом развитии детей, которые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях, имеют разную систему и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения, другие же затрагивают процесс фонемообразования и, как следствие, находятся в единстве с нарушениями чтения и письма; третьи находят выражение в недоразвитии как звуковой, так и смысловой стороны речи. Нарушения речи у детей классифицируют по степени возможности посещения ребенком обычной общеобразовательной школы, или специализированного образовательного заведения (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам нарушений речевой организации относятся дизартрия, алалия, анартрия, вызванные речевыми расстройствами, связанными с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

В зависимости от уровня поражения речевой системы можно выделить следующие формы:

афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;

алалия - позднее появление речи, системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;

дизартрия - искажение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения обеспеченности речевой мускулатуры.

Выделяют несколько вариантов дизартрий в зависимости от локализации поражения: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая. Так же нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания. Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, логопедов, психологов, но и специалистов по коррекционной педагогике. В зависимости от ведущих патологий, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Г.А. Волкова предложила приведенную ниже классификацию. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм). Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.) [3] . ………………………………………Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является существенным барьером в усвоении общеучебной программы школы. Согласно такому подходу, речевые нарушения условно делят на три группы: фонетические нарушения, фонематические нарушения, общее недоразвитие речи [1].

Чтобы как можно лучше понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь поэтапного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых и зависит его успешное протекание. Речь дает ребенку возможность выразить собственные чувства и переживания, помогает осуществлять самоконтроль и саморегуляцию деятельности, лежит в основе накопления культурного опыта [3].

От успешности освоения письменной и устной речи зависит благополучие учебной деятельности ребенка, развития личности в целом. Поэтому так важно учителю начальных классов уделять развитию речи школьника особое внимание, использовать различные методы и приемы диагностики развития и коррекции речевой сферы.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб., 1993.

  2. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.,1993.

  3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.

  4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.,2004.

Просмотров работы: 753