ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ – ПИЩА ДЛЯ УМА ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ – ПИЩА ДЛЯ УМА ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Дремина А.В. 1, Комиссарова М.Н. 1
1Магнитогорский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Золотое сечение» было известно задолго до наших времен. Пифагор и его ученики (VI век до н.э.) изучали абсолютную гармонию. Они постарались выразить все закономерности мира через числа, полагая, что в основу мирового порядка было положено число.

Древнейшим литературным памятником, в котором встречается деление отрезка в отношении «золотого сечения», являются «Начала» Евклида (III в. до н.э.). Уже во второй книге «Начал», Евклид строит «золотое сечение», а в дальнейшем применяет его для построения некоторых правильных многоугольников и многогранников.

В 1202 году итальянский математик Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи обратил внимание на часто встречающуюся в природе последовательность ряда чисел, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих, т.е. получается ряд: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Эти числа называются – «ряд Фибоначчи», который отражает гармонию Природы и всего Мироздания. Графическое построение по этим числам создает спираль, которая напрямую связана со спиральностью окружающего нас мира рис. 1.

Рисунок 1 – Спираль «ряда Фибоначчи»

Спираль Фибоначчи показывает движение взгляда зрителя и элементы картины, расположенные на спирали – самые высокие точки восприятия. Картина вызывает чувство эстетического удовлетворения, т.к. она гармонична для визуального восприятия.

Всю свою жизнь человек находится в поисках внутренней гармонии и своей зоны комфорта, будь то социальное положение, любимое занятие или реализация каких-либо целей. Созерцая предметы искусства, человек испытывает определенный спектр эмоций, связанный с гармонией восприятия окружающего мира.

Одним из самых известных примеров применения «золотого сечения» в искусстве являются работы Леонардо да Винчи. Рисунок - витрувианский человек, сделанный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах, был создан, как указывает в сопроводительных записях сам автор, для изучения пропорций человеческого тела (мужского) рис. 2.

Рисунок 2 – Витрувианский человек

В современном мире, многие направления общественного бытия - фотография, изобразительное искусство, дизайн, графика, реклама и пр., повсеместно используют правило «третьей части». Использование «золотого сечения» позволяет созданную с его помощью продукцию сделать порой всемирно известными брендами. Для создания нужного образа товара дизайнеры применяют свод правил для разработки композиций, сочетаний цветов и прочих элементов имиджа, в строгом соответствии с «божественной пропорцией».

Знать о существовании «золотого сечения», правила третьей части или о «божественной пропорции» не значит, уметь грамотно его использовать. Для внедрения пропорций в свои проекты нужно понимать принцип его использования.

Отличным примером служат все современные фотоаппараты. На всех моделях фотоаппаратов (от любительских до профессиональных), владельцы могут заметить сетку на дисплее камеры. Вариаций расположения линий очень много, но при этом, все они грамотно пропорциональны и точно рассчитаны по правилу третьей части. Данные линии считаются линиями восприятия, а их пересечения называют точками максимального восприятия. Это означает, что предметы, расположенные на линиях и их пересечении будут максимально привлекать к себе внимание рис. 3.

Рисунок 3 – Сетка фотоаппарата

Не обошло это правило и рекламные фотографии. Именно в рекламной сфере дизайнеры и фотографы бьются за внимание потенциального потребителя. Использование правил композиции в рекламе позволяет располагать к себе зрителя и побуждает его к принятию решения о покупке.

Реклама в современном мире - это мощный информационный канал, с помощью которого регулируется политическая, экономическая, социальная и культурная жизнь общества. Реклама, безусловно, влияет на изменение общественного поведения. Невозможно игнорировать или отрицать тот факт, что реклама, формирует эстетический образ эпохи. Сегодня реклама - неотъемлемая часть нашего визуального пространства.

В основе рекламного сообщения не лежит вербальная информация, она не является главным, самодостаточным каналом передачи информации. Рекламная коммуникация не основана на рациональной информации. Это вызвано тем, что сверхзадачей рекламы является продвижение не конкретного продукта, а товарного знака, образа производителя, потому что продукты постоянно меняются, а производитель остаётся. Следовательно, всеми коммуникативными средствами необходимо поддерживать лояльность к образу производителя. Эта имиджевая (образная) реклама должна вызывать искренние, позитивные, долговременные эмоции и являться эффективной, когда апеллирует к эмоциональному и чувственному опыту субъекта. Имидж, рекламный образ, воплощает рекламную идею в выразительной, эмоциональной, символической форме. Важным становится не предмет, а его образное олицетворение. Как пример - несколько поколений людей мыслят не названиями предметов (напиток, одежда, машина), а имиджами (кока-кола, Армани, лексус).

Исследователями доказано, что общее восприятие не является простой суммой отдельных элементов. Объекты восприятия, обладающие свойствами симметрии, гармонии, простоты, выразительности, вызывают больше внимания и лучше запоминается. Любая компания имеет свой знак отличия, который отражает деятельность компании или несет смысловую зашифрованную информацию. Образ компании в главном объекте восприятия реализуется с помощью логотипа.

Сегодня практически невозможно увидеть продукт, фирму, компанию без логотипа, многие организации, отводят особое внимание этому делу, тратят миллионы на создания имени. Логотип помогает компании быть узнаваемой среди других. На сегодняшний день дизайну логотипа уделяется особое внимание. Создавая новый бизнес, предприниматели в первую очередь хотят создать запоминающийся логотип, очень точно и интересно характеризующий их дело. Хороший бизнес с плохим логотипом долго не протянет, поэтому, чтобы соответствовать современным критериям, необходимо создавать логотип для своего дела по последней моде, не забывая о пропорции и силе восприятия. В основе любого логотипа должна лежать гармония, не важно, в каком стиле он выполнен, будь то 3D графика или однолинейное изображение.

Примером использования «золотого сечения», при разработке логотипа служит продукция Apple, Toyota и другие известные компании. Любой представитель современного мира знает эти бренды, помнит их символику и высоко ценит продукцию. Таким успехом они обязаны дизайнерам, которые использовали «божественную пропорцию» при создании товаров и фирменного стиля.

Так эволюция ребрендинга компании Apple, имеет свою историю. С 1976г. компания имела логотип в стиле гравировки с изображением И. Ньютона под яблоне. Но в 2007 было принято решение о ребрендинге логотипа.

При разработке логотипа изначально не планировалось использование «золотого сечения», но он получился идеальным. При егоболее точном изучении можно рассмотреть маленькие неточности в использовании пропорций, легко заметить погрешности. Парадокс в том, что многие вещи для человека кажутся красивыми и идеальными, потому что они не идеальны и присутствует легкая погрешность в пропорциях. Погрешности и неточности должны присутствовать, в этом и есть смысл. Чувственное восприятие человеком, скорее всего, работает по принципу «раз красиво, значит правильно». То есть логотип Apple выглядит идеальным как раз потому, что таковым не является рис. 4.

Рисунок 4 – Логотип Apple

Это парадоксальное умозаключение можно проиллюстрировать наглядным примером - вот так выглядел бы iPhone в строгом соответствии правилу золотого сечения рис. 5.

Рисунок 5 - iPhone

Есть множество примеров, где «золотое сечение» легло в основу создания логотипа, но соблюдено с погрешностями и это только улучшает результат.

А вот создатели логотипа Toyota смогли соблюсти все пропорции с математической точностью. Логотип Toyota использует соотношение a и b, формируя сетку, в которой образуются три кольца. Данный логотип использует прямоугольники вместо кругов для создания «золотого сечения». Логотип состоит из латинского наименования компании и трех овалов, два из которых символизирует доверие между потребителями и компанией-производителем. В логотипе используются два цвета – белый и красный. Также, если приглядеться, то эмблема напоминает букву «Т», которая является первой в названии корпорации Toyota рис. 6.

Рисунок 6 – Логотип Toyota

Подводя итог сказанному, можно сказать, что попытка абсолютного удержания пропорции «золотого сечения» удаётся не всегда. Однако неточности и погрешности некоторых элементов, не соответствующих пропорциям «золотого сечения», придают очарование и красоту индивидуальному образу создаваемого материала.

В Приложении к данной статье ссылка на учебное пособие, в котором рассматриваются вопросы истории «золотого сечения» и практическое использование в решении ряда прикладных задач современности - https://cloud.mail.ru/public/FeZP/viac6RrWW

Просмотров работы: 301