ХАРАКТЕР КАК СОВОКУПНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАРАКТЕР КАК СОВОКУПНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА

Сергеева Э.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле говорят о чертах, характерных для данного человека. В переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. Понятие характер используется для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем заранее предполагается в этой уникальности черты, общие с другими людьми [3, с. 432].

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.

Цель реферата – изучить проблему характера как совокупность индивидуальных психических свойств человека.

Понятие о характере. При описании индивидуальности конкретного человека, принято говорить о его характере. В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами [2, с. 567].

Типология характера. Существует несколько подходов к изучению характерологических типов. Конституционные теории связывают особенности характера с внешним видом человека. Выделяют три типа характера: Астеник - худой человек среднего или высокого (за счет длинных ног) роста с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Соответствующий тип характера - шизотим. Шизотимы отличаются лишенной юмора серьезностью, замкнутостью, раздражительностью, холодностью, они не общительны, или общительны избирательно, в узком, замкнутом кругу, или поверхностно-общительны, без глубокого внутреннего контакта с окружающим миром. Пикник – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера - циклотим. Циклотимический темперамент в целом характеризуется повышенной эмоциональностью, быстрыми переходами от радости к печали, легкой контактностью с окружением, реалистичностью. Циклотимы отличаются общительностью, реалистичностью и легкой адаптацией к окружающему миру. Они не являются людьми строгой последовательности, продуманной системы и схемы, а склонны к уступчивости и компромиссам. Атлетик - средний или высокий рост, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот. Соответствующий тип характера — иксотим, «вязкий характер». Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный, с трудом приспосабливается к переменам [1, с. 179].

Акцентуальные теории связывают особенности характера с его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями. Выделяются следующие типы: Гипертимный тип (отличается подвижностью, общительностью, склонностью к озорству). Циклоидный тип (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии). Лабильный тип (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо). Астеноневротичесчий тип (характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью). Сензитивный тип (этому типу свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает). Психастенический тип (характеризуются склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей). Шизоидный тип (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость). Эпилептоидный тип (их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие). Истероидный тип (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе). Неустойчивый тип (им свойственна склонность и тяга к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности). Конформный тип (данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе) [1, с. 179].

Социальная типология характеров, в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции [1, с. 179].

Черты характера. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.

Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов [4, с. 576].

Работа с литературными источниками позволяет в заключение сформулировать следующие выводы. В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Характер формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности. Таким образом, характер, несмотря на свою многогранность, является лишь одной из сторон его личности. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).

Список литературы:

1. Камышев Э.Н. Психология и педагогика. – Томск: Изд-во ТПУ, 2014. – 179 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001. – 567 с.

3. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.Петровского. - М.: «Просвещение», 2011.- 432 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 576 с.

4

Просмотров работы: 914