ЛИЧНОСТЬ – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНДИВИД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛИЧНОСТЬ – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНДИВИД

Николаева А.К. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Каждый из нас имеет свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У некоторых эти качества проявляются более отчетливо, а других - менее. Личность – одна из центральных тем в современной психологии. Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание. Личность в самом широком понимании – это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Личность в самом узком понимании – это культурный субъект [3, c. 8]. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Цель работы: овладеть общими представлениями о подходах к исследованию психологии личности.

Понятие личности. Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом. В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность – это, «во-первых, отношение одного лица к другому, никакая личность не должна быть терпима в службе; во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности» [1, с. 106].

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять что такое личность и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность» в предложенной Б.Г. Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом. Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую это человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан прежде всего со взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу. Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений [1, с. 108].

Социальные роли личности. Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях или забастовках, личность выступает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на преобразование макросреды. Более того, личность – это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо. Итак, социально – психологический подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего, имеются в виду социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того, чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности. Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в 1-2 вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так он заявлял: «Не забудь – ты актер и играешь в пьесе роль, длинна – длинна и она. Даст он тебе роль нищего – старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека». Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила [1, с. 381-382].

Развитие личности. Основная форма развития личности – жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения. Первое, вертикальное, можно назвать селекцией, т.е. изменением места человека в социуме, социального статуса, ролей, которое, в свою очередь, определяет состав жизненных событий и специфику предметной деятельности и приводит к изменению субъективной позиции человека, его отношения к действительности, появлению личностных отличий от других людей, социально – типических и индивидуальных особенностей. Второе, горизонтальное – временное измерение как определенная, регламентированная обществом последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерным для каждой стадии ограничением возможных ролей и статусов. В этом смысле общество задает определенную логику смены статусов, ролей, видов деятельности, т.е. временную структуру развертывания жизненного пути и профессиональной карьеры, последовательность возникновения значимых событий, и определяет фазы процесса инкультурации и социализации человека.

Характер можно определить как «каркас», «конституцию», в переносном смысле – «тело» личности. О том, что такое понимание является распространенным, говорят многочисленные попытки связать особенности и строение тела человека как устойчивую и заметную биологическую характеристику с самой устойчивой и заметной личностной характеристикой – характером: известны попытки классификации характеров на основе особенностей строения тела (Э. Кречмер, У. Шелдон), понимание характера как «мышечного панциря» (В. Райх), попытки связать характер с особенностями психомоторики [1, с. 113-114].

Потребности и мотивы личности. Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека. В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие – социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей – это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении. Мотив – это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь, и другие, в которых отражается наличие в человеческой психике некой готовности, направляющей к определенной цели. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий [1, с. 129-131].

Выводы. Психология личности является значимым разделом общей психологии. Однако она охватывает такое множество проблем, что вполне резонными представляются позиции тех исследователей, которые считают психологию личности самостоятельным автономным разделом психологического знания. Такое мнение обязывает к пересмотру сложившейся структуры психологических исследований, выдвигая на первый план человеческую проблематику. Таким образом, мы пришла к выводу, что психология личности обращается не только к изучению нормы, к неким идеальным особенностям человека. Она стремится открыть огромный потенциал человека, его богатейшую субъективность. Проводимые до сегодняшнего дня исследования помогают выявить новые, весьма перспективные направления психологических исследований. Такие исследования дают возможность судить также и о поведении человека в экстремальных ситуациях, об отклонениях от норм и различных патологиях. В этих условиях возникает потребность в более глубоком изучении психологических аспектов здоровья, в рассмотрении природы тех или иных отклонений. Рождается необходимость еще раз вернуться к вечной философской проблеме – что такое человеческая природа. Дело в том, что часто психологические исследования осуществляются на локальном уровне и объективно соотносятся с «разорванными» характеристиками человека при отсутствии координации научных сил разных школ и стран. Актуальной становится также потребность в сопоставлении всего многообразия данных об общих и специфических особенностях, тенденциях, намечающихся в развитии человека.

Список литературы:

1. Аллахвердов В.М. Психология: учебник: 2-е изд. / отв. ред. А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2011.

2. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / гл. ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Рогов Е.И. Психология человека. / под ред. Т.Б. Слизковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Просмотров работы: 939