ВОЛЕЙБОЛ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЛЕЙБОЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Волейбол— видспорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальнойплощадке, разделённойсеткой, стремясь направитьмячна сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

1. Площадка, габариты

Волейбольная площадка— ровная и строго горизонтальнаяплощадьпрямоугольнойформы, ограниченная разметкой, являющаяся местом проведенияволейбольныхматчей.

Покрытие площадки может быть деревянным, пластиковым, из специальной смеси (теннисит) или земляным.

Размер площадки вдлину18метрови 9 метров вширину. Площадка разделена на две части размером 9×9 метров с помощью сетки метровой ширины. Сетка расположена таким образом, что её высшая точка находится на высоте 2,43 метра от земли на мужских соревнованиях и 2,24 метра— на женских (высота может изменяться для соревнований ветеранов и юниоров).

С двух сторон сетка ограничена двумя вертикальными антеннами, которые являются продолжением боковой линии площадки и определяют разрешённое правилами пространство игры мячом.

Параллельно сетке на расстоянии трёх метров с каждой стороны от неё проводятся линии, называемыелиниями атаки.

Площадка окружена свободным пространством (так называемаясвободная зона), имеющим сбоку не менее 3 метров, спереди-сзади не менее 5 метров и по высоте не менее 7 метров, на официальных соревнованияхFIVB. Игроки могут входить в свободную зону и играть в её пределах после подачи мяча.

Все линии, обозначающие границы командных площадок и зоны атаки наносятся в пределах размеров площадки и, следовательно, являются её частью.

Схематическое изображение волейбольной площадки

2. Расстановка

По правилам волейбола на площадке, с каждой стороны от сетки располагаются по 6 игроков. Волейбол на профессиональном уровне невозможен без специализации игроков, каждый член команды должен чётко выполнять свои функции. Вместе с тем все игроки разные, поэтому тактическая стартовая расстановка может сыграть как в пользу команды, так и против неё. Особенно остро встаёт вопрос “Кого куда поставить?” когда на площадку выходят несколько участников одного амплуа, но отличающиеся по силе. Рассмотрим принципы формирования расстановки команды на игровой площадке.

Стандартные стартовые расстановки

Всего в волейболе насчитывается четыре варианта расстановки команды, каждая из которых отличается соотношением связующих и нападающих игроков, и имеет свои плюсы и минусы.

Принцип “3 – 3″

Команда формируется из трёх связующих и трёх нападающих игроков, они располагаются в две линии, через одного. Данный принцип не нашёл своего применения в большом спорте, и используется для команд с новичками.

Принцип “4 – 2″

Расстановка игроков в волейболе согласно этому принципу, делит команду на четырёх нападающих и двух связующих. Связующие подают пас из второй (третьей) зоны, располагаясь по диагонали, друг от друга. Оба нападающих располагаются на первой линии, что не всегда работает на руку команде, потому как противникам не приходится далеко бегать, чтобы блокировать удар.

Это достаточно популярный вариант, но он имеет свои недостатки. Профессиональные связующие всегда в дефиците, а в этом варианте их требуется два. Кроме того, игроки задней линии с трудом могут быть использованы в качестве нападающих.

Принцип “6 – 2″

Вариант аналогичен “4 – 2″. Отличие заключается в том, что связующий, находясь на передней линии, становится сразу и нападающим. В этом заключается значительный плюс, на передней линии играют трое нападающих. Второй связующий выходит с задней линии на пас. После перехода они меняются местами, здесь кроется минус этой расстановки. Два игрока в команде должны обладать серьёзной подготовкой связующего и нападающего, а игроков такого уровня найти непросто.

Принцип “5 – 1″

Это самая сложная расстановка игроков в волейболе, схема представлена ниже (Рисунок 1), но она же является и самой распространённой. Участвует один связующий и пять нападающих.

С каждым переходом игроки меняют свои места, поэтому тактику просчитывают с учётом всех вариантов расположения участников. Рассмотрим на примере достоинства и недостатки. Вариант стартовой расстановки, представленный на схеме, имеет преимущество в том, что на линии нападения находится три игрока, в том числе сильнейший доигровщик в зоне номер 4, который сохранит положение на первой линии даже после двух переходов. Это обеспечит сильный старт команды.

После первого перехода позиция несколько ослабевает, на первой линии остаются два нападающих (сильнейший доигровщик и центральный блокирующий) и связующий игрок, но это компенсируется уровнем игроков.

Второй переход открывает одну из самых эффективных расстановок, так как на линии нападения оказываются сильнейшие доигровщик и блокирующий вместе со связующим игроком.

Третий переход снова снижает эффективность расстановки, но положение спасает сильнейший центральный блокирующий, играющий в центре линии нападения.

Следующий переход выводит на первую линию диагонального нападающего, который вместе с сильнейшим центральным блокирующим и доигровщиком, образует эффективнейшую расстановку.

Последняя возможная расстановка выводит на переднюю линию двух более слабых нападающих 1-го и 2-го темпа, но им помогает диагональный нападающий.

Какие цели стоят за выбором такой схемы игры?

  • Получить хороший старт, за счёт эффективной расстановки в начале партии.

  • Максимально усилить линию нападения, если на ней играют два нападающих, то один – сильнейший, а когда выходят слабые нападающие, их поддерживает диагональный.

Этот тактический вариант направлен на усиления эффективности линии нападения. Если планируется увеличить эффективность блокирования, нападения со второй линии или эффективность подачи, расстановка будет иная, но каждая из них даст положительный результат.

3. Функции игроков

Существует определенное распределение амплуа игроков на площадке:

1. Либеро – чистый защитник, который играет только в защите и может принимать мяч только снизу. Игроки данного амплуа должны обеспечить прием мяча и максимально точно подать мяч на разводящего. Обычно игроки данного амплуа принимают около девяноста процентов всех мячей.

2. Разводящий (пасующий) – это мозг команды. Он организовывает атаку команды и защиту при нападении команды соперника. От взаимодействия разводящего и нападающих игроков зависит успех нападения.

3. Нападающие:

- игроки первого темпа – это игроки, которые обладают высокой реактивной скоростью и способны при необходимости выходить на удар очень низких мячей. При такой атаке главным преимуществом является эффект неожиданности. Пасующий фактически вкладывает мяч в руку нападающему, находящемуся в воздухе.

- игроки второго темпа – выполняют основную роль при нападении. Нападение осуществляется по флангам из-за трехметровой линии. Зачастую удары могут проводиться даже, если игрок находится на линии защиты. Благодаря тому, что игроки этого амплуа растянуты по флангам это позволяет пасующему вывести нападающего на удар без блока.

- диагональный нападающий – начинает игру с пятого номера, осуществляет нападение со второй линии, а при переходе в линию нападения выполняет функции разводящего на момент, когда разводящий находится в пятом номере.

4. Игроки, которые играют исключительно в линии нападения, основной задачей считают заблокировать игрока нападения соперника, не дав возможность перебросить мяч на свою сторону.

4. Тактика игры

Схемы игры

Под схемой игры понимается качественный и количественный состав игроков различных амплуа на площадке. Наиболее распространённые схемы игры 4-2, 5-1 и 6-2, где 2-1-2— количество связующих на площадке, а 4-5-6— условное количество атакующих игроков. По схеме 4-2 играют 2 связующих, расположенных по диагонали друг к другу. Таким образом, во всех расстановках на передней линии есть только один связующий, он же и отдаёт передачи. По схеме 5-1, на площадке находится только один пасующий, который во всех расстановках выходит в 3-ю зону и оттуда отдаёт вторую передачу. Схема 6-2 аналогична схеме 4-2, за тем исключением, что пасует всегда тот связующий, который по расстановке на текущий момент находится на задней линии. Эта схема позволяет пасующему во всех расстановках иметь трёх нападающих на передней линии. Схема 4-2 является самой простой и используется на данный момент только любителями. Схема 5-1 сложна для пасующего, но используется повсеместно. Схема 6-2 такая же сложная, как и 5-1, использовалась только до появления игроковлиберо. Она накладывает особые требования к пасующим, которые должны принимать подачу как доигровщики и атаковать не хуже доигровщиков (находясь на передней линии). Для этой схемы идеально подходят универсальные игроки, пришедшие изпляжного волейбола.

Тактические комбинации

Групповые тактические действия игроков в нападении проявляются в определённых тактических комбинациях — заранее согласованных и разученных взаимодействиях, при которых один из игроков атакует первым темпом (с низкой скоростной передачи), а другой— вторым темпом (с высокой или средней передачи). Комбинации имеют определённые названия: «волна», «крест», «эшелон», «возврат».

В комбинацииволнавыход к сетке нападающих первого и второго темпа характерен наличием параллельных путей перемещения. Игрок зоны 3 совершает стремительный разбег для атаки с низкой передачи («идёт на взлёт»), но пас получает находящийся рядом с ним игрок зоны 4. Игрок зоны 3 при этом имитирует удар, отвлекая блокирующих соперника, что позволяет игроку зоны 4 успешно завершить атаку.

В комбинацииэшелондействия игрока зоны 3 те же, а игрок зоны 4 изменяет направление разбега таким образом, чтобы выпрыгнуть для удара за его спиной. Передача при этом несколько удаляется от сетки. Часто применяемая в современном волейболе комбинацияпайпотличается от «эшелона» тем, что в ней участвует игрок из 6-й зоны, выпрыгивающий на удар из-за линии нападения.

В комбинациикрестигрок зоны 3 «идёт на взлёт», а нападающий зоны 2, передвигаясь скрестно за спиной партнёра, выполняет атаку из 3-й зоны.

В комбинациивозвратвыход игрока первого темпа производится по обычной схеме, а игрок второго темпа демонстрирует выход к сетке по типу комбинации «крест» или «эшелон», после чего возвращается в свою зону и производит в ней нападающий удар.

Если комбинации выполняются таким образом, что рядом со связующим действует игрок второго темпа, то они являются «обратными» (обратный крест, обратная волна), а если оба атакующих действуют с разных сторон от связующего, то они называются «смешанными».

5. Система защиты, виды

Прием мяча— технический прием игры, используемый с целью противодействий его падению на площадку. Выделяют прием подачи, прием в защите и прием-передачу, когда игрок выполняет прием мяча снизу двумя руками с последующей передачей для атакующего удара.

В современном волейболе используются следующие способы и варианты приема мяча: двумя руками снизу (реже одной снизу); двумя руками сверху (крайне редко); одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину; одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе.

Прием подачи.Прием подачи в современном волейболе во многом определяет эффективность нападающих действий команды. Это настолько важно, что вполне правомерно прием подачи выделить в самостоятельный прием игры.

Показателем качества приема подачи служит точность первой передачи, т. е. траектория полета мяча по направлению к сетке после встречи рук с мячом. Если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий, которые имеются в арсенале команды, прием считается высокого качества (оценка 4—5 по пятибалльной системе). 70 и более процентов таких оценок считается очень хорошим показателем для команд высших разрядов и даже для сборных команд страны.

Самый распространенный способ приема подачи (и самый надежный)— снизу двумя руками. На рисунке 14 показано положение приема подачи. Ноги согнуты, одна нога впереди, руки прямые, развернуты немного наружу, кисти сомкнуты и опущены вниз. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечий. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед-вверх (не надо «отбивать» мяч). Руки несколько приближаются к мячу (как бы «прицеливаются») за счет некоторого разгибания ног и подставляются под мяч, регулируя траекторию первой передачи. Важное значение имеет умение наблюдать за подающим и своевременно занять удобную исходную позицию для приема подачи. Если учащийся не успел занять удобное исходное положение (мяч приземляется справа или слева), надо вынести прямые руки в сторону мяча и развернуть их: вправо — правая рука сверху, влево — левая рука сверху, так, чтобы мяч был направлен в сторону сетки.

Прием мяча снизу двумя руками является также основным способом противодействий падению мяча после атакующих ударов.

Нередко при некачественном приеме мяча после подачи или атакующего удара (по низкой траектории) игроки (чаще связующие) вынуждены применять прием-передачу мяча, цель которого - обеспечить благоприятные условия для атакующих действий при максимальной надежности в сложных условиях. Прием мяча отличается от приема-передачи мышечным напряжением в рабочей фазе при амортизации мяча, летящего с большой встречной скоростью, а также существенным снижением скорости перемещающихся рук и отсутствием их встречного движения к мячу в подготовительной и рабочей фазах. Волейболисты высокой квалификации четко дифференцируют мышечные напряжения при приеме мячей, летящих с различной скоростью.

Рис. 14

Рис. 15

Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном положении и в падении. В опорном положении этим способом принимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвижения или выпада. Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.

Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе (рис. 15). После передвижения игрок выполняет выпад, выставляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦТ резко понижается.

После ударного движения по мячу (тем же способом) он поворачивается на носке опорной ноги в сторону падения и садится на пятку опорной ноги, после чего приземляется на округленную спину. Учитывая возможность травмирования (ушибов) остистых отростков позвоночника и головы, необходимо перекат выполнять не на середине спины, а несколько сбоку, а подбородок прижать к груди.

Прием мяча одной рукой в падении на бедро-бок — это усложненный вариант описанного выше способа. Он применяется более подготовленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом случае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает ее в колене, что обеспечивает дальность передвижения в низком исходном положении. В последующем он приземляется на наружную часть колена, бедро и бок. Ударное движение может выполняться как внутренней, так и наружной или боковой стороной кулака. Для предохранения колен от ушибов необходимо пользоваться наколенниками.

Прием мяча одной рукой в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе преимущественно применяется в мужском волейболе. Игрок с последним шагом (рис. 16) резким движением посылает туловище вниз-вперед под углом 25—30° к площадке.

Рис. 16

Отбив мяч тыльной стороной ладони в безопорном положении, он вытягивает обе руки вперед и, коснувшись пола, сгибает ноги в коленях, а руки отталкиванием назад—в стороны содействуют поступательному переходу туловища в горизонтальное положение. Голову при этом отводят максимально назад. Следует отметить, что в отдельных случаях при приеме сложных мячей и приземлении под острым углом (до 20°) ударное движение возможно при касании пола толчковой ногой (опорная фаза), а скольжение на груди-животе-бедрах.

Блокирование

Блокирование— прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения это один из самых сложных приемов игры. Овладение блокированием на высоком уровне мастерства вооружает игрока дополнительным грозным оружием — контратакой, способной не только преграждать путь полету мяча над сеткой после атакующих действий соперника, но и активно влиять на выигрыш очка или права на подачу.

Блокирование может выполняться одним игроком (одиночное) или двумя-тремя (групповое) в прыжке с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки в высокой стойке, руки на уровне плеч, стопы параллельны (рис. 17). Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, бегом или скачком, что зависит от расстояния к месту атаки. Независимо от способа передвижения необходимо его закончить наскоком аналогично прыжку при атакующем ударе.

Перед прыжком игрок приседает и с помощью взмаха согнутыми руками выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижению верхнего края сетки начинают движения вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к мячу и активно сгибают в лучезапястных суставах для того, чтобы амортизировать удар и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для избежания попадания мяча в лицо необходимо, во-первых, чтобы кисти не были разведены широко, во-вторых, чтобы направление удара было по оси кисти-лицо. В отдельных случаях для безопасности игроки уводят туловище несколько в сторону от направления удара и одной рукой закрывают лицо.

Рис. 17

При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Сложность техники блокирования обусловлена тремя основными факторами: высокий прыжок с места или после передвижения, выбор места и времени выноса рук над сеткой.

6. Нападение

Нападающие удары.

Технический прием атаки, состоящий в перебивании одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону противника, называется нападающим ударом. Скорость полета мяча зависит от удара: чем сильнее удар, тем больше скорость, следовательно, его труднее принять. По технике выполнения, различают прямой нападающий удар и боковой. И тот, и другой могут быть выполнены в прыжке с места или с разбега. По скорости полета мяча различают:

1) Силовые(скоростные);

2) Кистевые(ускоренные);

3) Обманные(медленные).

Прямой нападающий удар.Длина разбега колеблется от 2 до4 ми состоит из 2 – 4 шагов. Первый шаг короткий, выполняется мягко, как бы крадучись, последний шаг длинный, выполняется в виде скачка. Прямая нога выносится вперед и ставится на пятку, в след за этим быстро приставляетсядругая нога. Туловище слегка отклоняется назад, руки внизу –сзади. Вместе с перекатом на носки, ноги выпрямляются и выполняется прыжок:бьющая рука взмахом по кратчайшему пути поднимается над плечом.

Рис. 12 Прямой нападающий удар.

В прыжке плечи и бьющая рука отводится назад, туловище прогибается(рис.12). С этого момента начинается выполнение собственно нападающего удара. Первое движении – выведение впер локтя бьющей руки. Бьющая рука, разгибаясь в локтевом суставе, начинает движение вперед и акцентированным движением кистью ударят по мячу. Пальцы кисти в момент удара плотно сжаты, мяч находится несколько впереди игрока.Приземление после удара выполняются на согнутые ноги с опущенными руками, что дает игроку возможность быстро начать перемещение в нужном направлении или выполнить повторный прыжок для блокировки.

Рис. 13 Боковой нападающий удар.

Боковой нападающий удар(рис.13) выполняется после широкого через сторону замаха бьющей рукой. Изменяя движения руки и кисти, можно выполнять также нападающие удары с переводом мяча вправо и влево.

Ударcпереводом вправо или влево.Бывают с поворотом туловища и без. Удары с поворотом туловища выполняются также как и прямой, но с незначительным поворотом туловища в сторону удара и удар по мячу наносится сверху-сзади-справа. При переводе вправо туловище начинает моментальный поворот после отрыва от земли, далее его порядком принаклоняют влево, аплечо отводят от сетки.А при ударе без поворота туловища основную роль играет удар по мячу кистью (рис.14).

Рис. 14 Нападающий удар с переводом

7. Техника передачи мяча сверху, снизу

Передача—прием игры, с помощью которого создаются наиболее благоприятные условия для завершения взаимодействий команды атакующим ударом.

Различают следующие способы передач:

  • двумя руками в опоре;

  • двумя руками в прыжке;

  • одной рукой в прыжке;

  • двумя руками в падении назад перекатом на спину (бедро и спину).

Последний способ в современном волейболе применяется игроками крайне редко.

По направлению (относительно передающего) передачи бывают:вперед, над собой, назад. По длине: длинные — через зону, короткие — из зоны в зону, укороченные — в пределах зоны. По высоте траектории: высокие—более 2 м, средние—до 2 м, низкие—до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяет скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке — до 0,5 м и отдаленные от сетки — более 0,5 м.

Техника передачи состоит из исходного положения, встречного движения рук к мячу, амортизации и направления мяча (вылета). После передвижения к мячу в исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча, стопы параллельны или одна (противоположная ведущей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 3).

В соответствии с условно-целевым признаком передач слово «сверху» опускается.

Рис. 3

Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указательные являются основной ударной частью, средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук. При этом ОЦТ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются.

С целью сокращения временных параметров полета мяча, что важно при построении сложных игровых взаимодействий или если мяч летит высоко и направленна игрока, используется передача двумя руками в прыжке. В этом случае руки выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке прыжка за счет активной работы рук (рис. 4). При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше и передача выполняется за счет короткого движения кистей.

Рис.4Рис. 5

При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над головой. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременнымпрогибанием в грудной и поясничной частях позвоночника (рис. 5). Техника движения рук при передачах назад в прыжке остается по существу такой же, как и при передачах из опорного положения.

Более сложный способ передач — одной рукой в прыжке. Он применяется в усложненных условиях полета мяча над сеткой. В этом случае после прыжка руку выносят высоко над головой локтем вперед (рис. 6). Кисть разворачивают ладонью вперед, пальцы сгибают и напрягают в большей степени. Передача выполняется за счет активного разгибания руки в локтевом суставе.

8. Техника подачи

Подача— технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтому подача является и средством нападения. Техника подачи состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: подготовительной (подбрасывание мяча, замах), основной (ударное движение) и заключительной (опускание рук и переход к новым действиям).

Рис. 7

В современном волейболе используются верхние прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча. Реже применяются силовые прямые и боковые подачи. Нижняя прямая подача используется при начальной подготовке и в игре новичков. (В связи с отрицательным влиянием навыка при овладении верхней планирующей подачей изучение нижней боковой подачи признается нецелесообразным.)

Прямая подача.В исходном положении (рис. 7) игрок стоит лицом к сетке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, левая нога впереди. Мяч удерживается слегка согнутой левой рукой на уровне пояса. При замахе прямая правая рука отводится строго назад. Мяч подбрасывают на расстояние 20—30 см. Удар осуществляется встречным движением правой руки (основанием напряженной кисти) снизу-вперед-вверх примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит тяжесть тела на левую. После удара рука выполняет сопровождающее мяч движение вперед. Точность нижней прямой подачи обусловлена тремя основными факторами: направлением замаха — он должен быть строго назад, высотой подбрасывания — она должна быть невысокой (у новичков она зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств и компенсируется амплитудой замаха) и точкой удара по мячу — она должна быть примерно на уровне пояса.

Рис. 8

Рис. 9

Верхняя прямая подача.В исходном положении игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке (рис. 8). Мяч удерживается на уровне груди, левая нога впереди. После подбрасывания мяча до 1 м над головой (несколько впереди себя) игрок выполняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей рукой назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.

Верхняя прямая подача имеет два варианта: описанный выше, с вращением (силовая), и без вращения мяча (планирующая). Существенными элементами техники планирующей подачи являются:

  • повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше,

  • понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м,

  • уменьшение амплитуды замаха (рис. 9).

Главная задача при подаче без вращения — нанести удар в центр мяча, избегая вращательных движений кистью. При этом ударное движение может быть кратковременным и выполняться основанием напряженной кисти (плоская кисть) или относительно долговременным, при котором рука сопровождает мяч. Однако и в этом случае движение руки резко тормозят, чтобы избежать вращательного момента. Удар при этом наносится основанием полунапряженной кисти или кулаком.

Переход в обучении от подач с вращением к подачам без вращения осуществляется по мере овладения техникой и развитием скоростно-силовых качеств учащихся. Способы подачи при этом — верхняя прямая и верхняя боковая. Особенность их выполнения заключается в том, чтобы придать мячу большую начальную скорость. Это достигается за счет уменьшения высоты подбрасывания (чтобы мяч не вращался), укороченного замаха и отрывистого, резкого удара по мячу напряженной ладонью и точно по центру.

Рис. 10

На начальном этапе обучения для увеличения силы удара, что весьма важно, необходимо включать в работу туловище, которое отводится назад при замахе.

Верхняя боковая подача.Существуют варианты боковой подачи: с места, после передвижения, на силу и без вращения (планирующая).

При подаче с места в исходном положении игрок располагается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях (рис. 10). Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, тяжесть тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, наносят удар полунапряженной кистью. При этом вес тела переносится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значительно усиливает ударное движение.

При подаче после передвижения необходимо, чтобы ноги приняли исходное положение для замаха. Подбрасывание мяча и замах выполняются на последнем шаге. Передвижение позволяет существенно увеличить ударный импульс, но в то же время предъявляет повышенные требования к координации движений, а значит, и к технике исполнения подачи.

Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и для прямой.

В последнее время применяют подачу в прыжке, при которой основа движений примерно такая, как при прямом нападающем ударе с задней линии.

9. Судейские жесты

1. Разрешение на подачу - движение рукой, указывающее направление подачи;

2. Подающая команда - рука вытянута в направлении подающей команды;

3. Смена сторон площадки - поднять оба предплечья: одно перед грудью, другое - за спиной; затем поменять позицию рук;

4. Перерыв (тайм-аут) - ладонь одной руки над поднятыми вверх пальцами другой руки (в форме буквы Т). Затем одной рукой указать в сторону команды, сделавшей запрос перерыва;

5. Замена - круговое движение предплечий друг вокруг друга;

6. Предупреждение за неправильное поведение - показать желтую карточку для предупреждения;

7. Удаление - показать красную карточку для удаления;

8. Дисквалификация - показать обе карточки (желтую и красную) одновременно в одной руке для дисквалификации;

9. Конец партии (или матча) - скрестить предплечья с вытянутыми кистями перед грудью;

10. Мяч не подброшен при ударе на подаче - поднять вытянутую руку с ладонью, обращенной вверх;

11. Задержка при подаче больше 8 секунд - поднять вверх восемь разведенных пальцев;

12. Заслон - поднять обе руки вертикально вверх ладонями вперед;

13. Ошибка в расстановке или при переходе - сделать круговое движение указательным пальцем;

14. Мяч "в поле" - указать рукой с выпрямленными пальцами на пол;

15. Мяч "за" (аут) - поднять предплечья вертикально с выпрямленными кистямии ладонями, обращенными к телу;

16. Задержка мяча - медленно поднять предплечье с ладонью, обращенной вверх;

17. Двойное касание - поднять два разведенных пальца;

18. Четыре удара - поднять четыре разведенных пальца;

19. Касание сетки игроком или подача в сетку - коснуться сетки с соответствующей стороны;

20. Игра поверх сетки на стороне соперника - расположить руку над сеткой ладонью вниз;

21. Ошибка при атакующем ударе игрока задней линии или либеро, или атака по подаче соперника, или выполнение либеро передачи сверху с передней линии - сделать движение вниз предплечьем с открытой кистью;

22. Переход средней линии (проникновение под сеткой на сторону площадки соперника), или касание площадки (лицевой линии) подающим игроком, или выход игрока за пределы площадки в момент выполнения подачи - показать на среднюю или соответствующую линию;

23. Обоюдная ошибка и переигровка - поднять большие пальцы рук вертикально вверх;

24. Касание мяча - провести ладонью одной руки по пальцам другой руки, удерживаемой вертикально;

25. Предупреждение за задержку времени, замечание за задержку времени - накрыть запястье одной руки открытой ладонью другой (предупреждение), или показать на запястье желтой карточкой (замечание).

Официальные сигналы флагом линейных судей в волейболе

1. Мяч в поле - показать флагом вниз;

2. Мяч "за" (аут) - поднять флаг вертикально вверх;

3. Касание мяча - поднять флаг и накрыть его ладонью свободной руки;

4. Мяч прошел за пределами игрового поля, или мяч коснулся постороннего предмета, или заступ за линию игрока во время подачи - помахать флагом над головой, указывая свободной рукой на антенну или соответствующую линию;

5. Судейство невозможно - скрестить обе руки перед грудью.

Список использованных источников

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волейбол

  2. http://www.sportfloor.ru/o_kompanii/poleznaya_informatsiya/?eid=1200

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волейбольная_площадка

  4. http://volleymos.ru/?p=2731

  5. http://bmsi.ru/doc/df55adad-02bd-4a92-8342-323fb1fd5d6c

  6. http://fivb.narod.ru/Podacha.html

  7. http://www.dvorsportinfo.ru/articles/volejbol-zhesty-sudej-kartinki

  8. http://volleymos.ru/?p=4095

  9. http://otvetin.ru/osport/1503-kakie-amplua-igrokov-v-volejbole.html

10.http://volleybolist.ru/attacks-in-volleyball.html

22

Просмотров работы: 935