ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ СТАТУСА СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ СТАТУСА СТУДЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие индивидуальных свойств личности студента раскрывает его как определенную цельность в единстве особенных и общих, биологических и социальных свойств. Индивидуальные особенности соотносятся со способностью студента к овладению конкретным видом деятельности, проявляясь на уровне задатков способностей, склонностей и потребности в определенном виде активности, обуславливают динамику проявления личностных качеств студента в различных видах деятельности.

В частности, сущность индивидуальности рассматривается через категорию самовыражения у А.Н. Славской, целостности, автономности, устойчивости у В.С. Агеева, своеобразия и неповторимости, реализации в творческой деятельности у В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева.

В работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева индивидуальность трактуется как симптомокомплекс свойств с позиции принципа аддиктивности. На особый характер связи между свойствами человека, на целостную природу его индивидуальности и динамический характер, обусловливающий приспособление человека к среде, обратили внимание исследования В.С. Мерлина, Б.А. Вяткина.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на поведение студента и на эффективность его учебной деятельности в вузе влияет гармоничность структуры целостной индивидуальности, когда недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других, например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы. Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у студента состояний напряженности, отрицательных эмоций, что ведет к дезадаптации личности, в частности влияет на интеллектуальное психическое развитие, психосоматику, фиксацию страхов, толерантность, агрессивность и враждебность, а иногда и наркологическую и алкогольную зависимости.

Концепция целостной индивидуальности ориентирует на оптимальность всегда индивидуализированного личностного развития. Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из ее свойств.

Устойчивость и стабильность личности студента обеспечивают ее индивидуальность — целостность, самотождественность и дифференцированность от других индивидов. Пластичность и динамичность создают почву для адаптации, компенсации, перестройки и взаимозаменяемости отдельных личностных новообразований. По мере становления личности усиливается интеграция и взаимосвязь различных свойств, происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром.

На сегодняшний день не проведена система исследований, посвященных вопросу комплексной диагностики индивидуально- типологических особенностей личности студентов. Однако решение этого вопроса способствовало бы своевременному прогнозу возможных трудностей обучения и разработке мер по оптимизации процесса адаптации учащихся, а также управлению этим процессом. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы индивидуальных особенностей личности и, конкретно, студентов с учетом их возрастных особенностей имеет высокую социальную и педагогическую общенаучную и практическую значимость.

Возрастной период от 18 до 23-25 лет возраст большинства студентов условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства, что бы он сам об этом ни думал, и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым, как в биологическом, так и в социальном отношении, Общество видит в нем уже не столько объект социализации хотя продолжает его воспитывать, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по взрослым стандартам. Ведущей сферой деятельности становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей.

Об этой возрастной группе трудно делать обобщения, так как ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, становится не общим, а специальным.

Сама учеба в вузе может в определенном смысле рассматриваться как вид трудовой деятельности. У большинства людей переход в юношеский возраст сопровождается улучшением общего эмоционального самочувствия и коммуникабельности. Все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту [10].

Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так называемых высших чувств. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств - способность к сопереживанию, чувство долга перед окружающими людьми, потребность в любви и дружбе, морально-политические чувства, чувство товарищеской солидарности. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые вычленяются из круга других переживаний и находят специфические способы выражения и удовлетворения.

Формирование личности студента во многом определяет система ценностных ориентаций. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.

С целью изучения влияния индивидуальных свойств личности студента на становление его статуса в вузе было проведено исследование, состоящее из четырех этапов:

1 этап – исследование акцентуаций характера с помощью методики Эйдемиллера;

2 этап – исследование индивидуально - типологических особенностей характера с помощью методики Леонгарда;

3 этап – исследование личности с помощью методики акцентуации 13f;

4 этап – формулирование общих выводов и разработка рекомендаций.

В процессе анализа данных исследования было выявлено, что большинство студентов 85% отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, повышенной энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. У 67% Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а у 33% большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. 58% легко осваиваются в незнакомой обстановке, 88% плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. 22% склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. У 36% самооценка высокая, у 12% низкая, у 52 % средний уровень самооценки, однако они часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

Рис. 1. Процентное соотношение акцентуаций характера у студентов по методике Эйдемиллера

У 69% акцентуации неустойчивого и истероидного типа. Можно предположить, что что в данной группе испытуемых главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.

Нужно отметить, что внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству.

Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях.

Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление, что помогает им повысить свой статус в группе.

У 12% студентов выявилась такая черта, как нежелание трудиться, учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. Статус в группе для них не является значимым. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом.

По данным методики К.Леонгарда у студентов были выявлены тенденции к следующим типам акцентуации: возбудимый, гипертимный, циклотимный, аффективный. Лишь у 25% студентов черты характера являются акцентуированными. В основном это черты: демонстративный, эмотивный. Скорее всего, это объясняется возрастными особенностями студенческого возраста, неустойчивостью и переменчивостью характера.

Результаты методики показали, что для студентов данной группы характерно: повышенная способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов.

Выраженность шкал демонстративного и гипертимического характера демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит.

Рис. 2. Выраженность шкал акцентуаций характера у студентов

У 7% стремление к компании у студентов обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести, способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Нужно отметить, что в ходе исследования мы выявили у 35% следующие особенности: недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков.

53% студентов отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими.

Данные черты, по результатам нашего исследования, характерны в основном девушкам. У 5% проявилось стремление к самостоятельности, которое может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Нужно сказать, что для 38% студентовсвойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед группой. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

У большинства студентов 83% также проявляется повышенная чувствительность, впечатлительность. Они робки и застенчивы особенно среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах.

Рис.3. процентное соотношение типов акцентауций у студентов по методике Акцентуации 13 f

17% студентам характерно: соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит им попасть под влияние другой группы, они изменяют отношение к тем же вещам на противоположное. Такие студенты могут утрачивать свое личностное отношение к миру, его суждения и оценки окружающего мира полностью совпадают с мнением тех людей, с которыми он общается в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают свое личное мнение, а просто представляют «массу», которая согласна с лидером.

Проанализировав результаты 3 методик, мы выявили и обозначили особенности отношения к учебе у студентов с учетом акцентуации характеров: для большинства студентов характерно то, что они относится в зависимости от настроя группы: может быть очень трудолюбивым и исполнительным, творчески и изобретательно выполнять все, что им поручено. Но могут и отлынивать от работы, делать се формально, в зависимости от окружения.

В основном у студентов на занятиях внимание неустойчивое, часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания выполняют неохотно, знания их бессистемны.

Для некоторых студентов характерно то, что периоды активной работы на занятиях и дома сменяются этапами, когда у студентов наступает полное безразличие к учебным предметам, домашним заданиям. При математической обработке методик, мы выявили достоверную корреляцию по методикам.

Можно сказать, что выявленные типы акцентуации и тенденции проявления достаточно стабильны в данной группе студентов и проявляются ярко. Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у студентов. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко.

Нужно сказать, что нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях сильной акцентуации характера обычно проходит через весь студенческий период и негативно влиять на его социальный статус.

Список использованной литературы
  1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.

  2. Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 200 с.

  4. Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений: монография / Бийский гос. пед. ин-т. - Бийск, 2000. - 160 с.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.: ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-314-00115-2.

  6. Джемс У. Психология: пер. с англ. / под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

  7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий / Ин-т "Открытое общество". - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.

  8. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). - М.: Русский язык, 1989. - 221 с. - Библиогр.: с. 210-220.

  9. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 467 с.

  10. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 687 с.

  11. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.:, 2010- 175 с.

  12. Крайг Г. Психология развития = Human Development / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2011. - 988 с.

  13. .Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

  14. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205 с

  15. Первин Л.А. Психология личности = Personality: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.

  16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 272 с.

  17. Степанова Л.М. Психология делового общения // Информация. Дипломатия. Психология/ Отв. ред. и сост. Ю.Б. Кашлев; Дип. академия России. - М.: Известия, 2002.

  18. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

  19. Чалдини Р. Психология влияния = Influence Science and Practice / пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова. - СПб.: Питер, 2000. - 270 с

  20. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 с.

  21. Юревич А.В. Психология и методология. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 311 с.

Просмотров работы: 571