Студент должен справляться с переходными трудностями, уметь преобразовывать старые роли и осваивать новые, в ходе всего этого учебный стресс — неотъемлемый элемент. Студенчество, как отдельная возрастная и социально-психологическая категория была выделена в науке ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.
Зачастую первокурсники демонстрируют не очень высокий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей учебной деятельности в вузе, о трудностях овладения профессиональными навыками и умениями. С началом обучения в вузе у студентов меняется образ жизни, возникают трудности, мешающие достичь успехов в учебных делах, взаимоотношениях с одногрупниками и преподавателями. Такое положение нередко приводит к ошибкам в распределении учебного и свободного времени, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Возникают трудности межличностного характера.
Основными методами формирующего этапа исследования являются:
для студентов: психологическое консультирование, тренинги социально-психологической направленности (формирование определенных навыков и умений толерантного взаимодействия, таких как навыки эффективного общения и навыки уверенного поведения); тренинги по улучшению внутригруппового взаимодействия и повышению уровня группового сплочения; тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний, формирование эмоциональной устойчивости); тематические недели (день открытых дверей в психологической службе, имидж учебного заведения, антитабачная, антиалкогольная, против наркотиков;
для преподавателей: тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения; тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения, индивидуальные консультации по проблемам межличностных отношений.
Важность проблемы адаптации студента к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро – за 1-2 недели способен приспособиться к изменению условий, не учитывая того, что мы имеем дело с коренной перестройкой жизнедеятельности, которая является очень сложной. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.
Мы считаем по-прежнему актуальным изучение особенностей учебной, социально-психологической адаптации и конфликтологической компетенции первокурсников, поскольку одна трудность вытекает из другой.
Для управления развитием группы уже на первой неделе обучения проводится начальный социально-психологический тренинг, призванный снять настороженность по отношению к новому социальному окружению. Оказалось, что такое очень несложное психологическое воздействие вызывает значимый эффект. В дальнейшем коррекция групповых отношений также может проводиться с помощью тренинговой работы.
Одним из важных компонентов социально-психологической адаптации является адаптация в полиэтнической среде. Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению эффективного обучения в вузе можно объединить в два направления. Это психопрофилактическая и развивающая работа.
Психологическая профилактика рассматривается как целенаправленная работа по предупреждению возможных негативных явлений в психическом и личностном развитии первокурсников, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческих коллективах и является неотъемлемой частью работы преподавателей вуза и студентов старших курсов. Основные формы психопрофилактической работы: лектории для студентов, заседания психологического клуба; профилактическая диагностика; коммуникативные тренинги, составление рекомендаций по индивидуальной работе со студентами; семинары, круглые столы, деловые игры.
Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, стратегия его осуществления, определяется двумя основными принципами: нормативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения.
Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности студента. Он постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.
Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности первокурсника.
Принцип системности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического становления личности юношей и девушек.
Деятельностный принцип определяет сам предмет работы через организацию соответствующих видов деятельности студента путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Содержание и выбор методов психолого-педагогической работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом, формулируемым в психологической практике на языке трудностей студентов.
По содержанию выделено общее личностное сопровождение, сопровождение отдельных сторон, сфер и качеств личности, сопровождение учебной деятельности и отношений.
Личностное сопровождение направлено на позитивное изменение Я- концепции студента, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Оно предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений первокурсника.
Сопровождение познавательной сферы направлено на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, выработку когнитивных стилей познавательной активности.
Сопровождение эмоциональной сферы связано со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей первокурсника, разрушением аффективного образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Оно предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у первокурсника.
Сопровождение поведенческой сферы связано с формированием внутренней позиции студента, овладением навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов в процессе обучения в вузе.
Сопровождение взаимоотношений в группе студентов предполагает изменение социальной ситуации, ее субъективного восприятия и развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.
В рамках психодинамического подхода организуется игротерапия и арттерапия. Поведенческий подход связан с формированием у первокурсников оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения, развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуляции (скилл-терапия). Коммуникативный тренинг как активный процесс учебного взаимодействия студентов и преподавателей является не только деликатной и уважительной формой общения, но и обладает некоторым специфическим содержанием эффективной адаптации к обучению в вузе, позволяет преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность студента.
В рамках адаптации первокурсников к обучению в вузе организуются такие формы взаимодействия как: мотивационный тренинг, тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психологов со студентами; коллективные игры; игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); статусная психотерапия; социальная терапия (изменения отношения группы к студенту благодаря устойчивой высокой оценке преподавателями).
В решении вопросов повышения самооценки, снижения тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма организуются психогимнастика, холдинг-терапия, арттерапия, психодрама и другие формы десенсибилизации.
Наибольший интерес у студентов первого курса вызывают тренинги прогнозирования поведения, развития межличностных отношений и креативности, гимнастика чувств, преодоления конфликтов, личностного роста и развития чувств.
Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов к обучению в вузе позволяет не только улучшить успеваемость, обеспечить сплоченность группы, но и создает максимум благоприятных условий для постоянного прогрессирования в сфере профессиональной деятельности уже на первом курсе.
Студенчество – это социально-возрастная группа населения, которая находится в ответственной стадии вторичной социализации, связанной с активным освоением культуры человеческих отношений, общественного и профессионального опыта, социальных норм и ролей. В этот период студенческая молодежь решает личностные проблемы взросления и самоопределения в социальном мире. При этом развитие молодого человека, обучающегося в вузе, определяется тем, насколько общество в целом, и образовательное учреждение в частности, способно создавать жизнеутверждающую социокультурную среду, позволяющую формировать конструктивные начала и позитивные личностные смыслы в процессе его становления.
Важным показателем эффективности процесса социализации в вузе можно считать активность самих студентов в различных областях жизни. Поэтому сферы общественно-полезной, политической, спортивно-оздоровительной, творческой деятельности создают значительные возможности для воспитания и развития личности студента, а его активность в этих сферах отражает уровень социализации личности и развития ее социальной компетенции.
В качестве конкретных показателей активности нами рассматриваются:
- в сфере общественно-полезной деятельности: участие в трудовых мероприятиях; работа в общественных организациях; участие в волонтерском движении;
- в сфере политической жизни общества: отношение к политической деятельности вообще, участие в выборах; работа в молодежном парламенте;
- в сфере спортивно-оздоровительной деятельности: занятия физической культурой и спортом (в секциях и самостоятельно); наличие спортивного звания; участие в спортивных соревнованиях;
- в сфере творческой деятельности: участие в культурно-массовых мероприятиях; активность в работе кружков и студий. Определяются показатели активности с помощью различных видов опросов студентов.
Становление духовно-нравственной культуры молодежи в вузе является важным условием эффективной профессиональной реализации, так как подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе, доброжелательность к людям, ответственность за результаты своего труда. Сложность этого процесса состоит в необходимости интеграции двух начал - общественного (нравственного) и индивидуального (духовного). Человек созидает себя, и благодаря духовности нравственные законы внутри человека действуют более сильно, чем давление любых внешних обстоятельств.
Духовно-нравственное развитие студента всегда подразумевает духовную зрелость преподавателя. Ведь именно он должен обладать всем тем набором духовных качеств, которые хотел бы видеть у своих студентов.
Формирование духовно-нравственной сферы студента в полиэтнической среде связано со становлением ценностно-нормативной системы. Ценностные ориентации личности – это направленность на цели, принимаемые ею в качестве позитивно-значимых (благих, правильных, высоких и пр.) в соответствии с принятыми в обществе образцами, а также имеющимся у человека жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. Они определяют взаимоотношения человека с другими людьми, преобразования личности, в том числе, и по отношению к самой себе, в целом определяют его образ жизни.
Список использованной литературы
Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.:, 2010- 175 с.
Крайг Г. Психология развития = Human Development / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2011. - 988 с.
.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.
Обозов Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205 с.