СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система сопровождения социально-психологической адаптации молодежи к обучению в вузе успешно действует во всех развитых странах, способствуя гармоничному вхождению молодых специалистов в профессиональную среду. Эффективная модель психолого-педагогического сопровождения молодежи в полиэтнической среде является важным инструментом решения задач, поставленных в Концепции модернизации образования.

Студент должен справляться с переходными трудностями, уметь преобразовывать старые роли и осваивать новые, в ходе всего этого учебный стресс — неотъемлемый элемент. Студенчество, как отдельная возрастная и социально-психологическая категория была выделена в науке ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Зачастую первокурсники демонстрируют не очень высокий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей учебной деятельности в вузе, о трудностях овладения профессиональными навыками и умениями. С началом обучения в вузе у студентов меняется образ жизни, возникают трудности, мешающие достичь успехов в учебных делах, взаимоотношениях с одногрупниками и преподавателями. Такое положение нередко приводит к ошибкам в распределении учебного и свободного времени, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Возникают трудности межличностного характера.

Основными методами формирующего этапа исследования являются:

  1. для студентов: психологическое консультирование, тренинги социально-психологической направленности (формирование определенных навыков и умений толерантного взаимодействия, таких как навыки эффективного общения и навыки уверенного поведения); тренинги по улучшению внутригруппового взаимодействия и повышению уровня группового сплочения; тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний, формирование эмоциональной устойчивости); тематические недели (день открытых дверей в психологической службе, имидж учебного заведения, антитабачная, антиалкогольная, против наркотиков;

  2. для преподавателей: тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения; тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения, индивидуальные консультации по проблемам межличностных отношений.

Важность проблемы адаптации студента к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро – за 1-2 недели способен приспособиться к изменению условий, не учитывая того, что мы имеем дело с коренной перестройкой жизнедеятельности, которая является очень сложной. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.

Мы считаем по-прежнему актуальным изучение особенностей учебной, социально-психологической адаптации и конфликтологической компетенции первокурсников, поскольку одна трудность вытекает из другой.

Для управления развитием группы уже на первой неделе обучения проводится начальный социально-психологический тренинг, призванный снять настороженность по отношению к новому социальному окружению. Оказалось, что такое очень несложное психологическое воздействие вызывает значимый эффект. В дальнейшем коррекция групповых отношений также может проводиться с помощью тренинговой работы.

Одним из важных компонентов социально-психологической адаптации является адаптация в полиэтнической среде. Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению эффективного обучения в вузе можно объединить в два направления. Это психопрофилактическая и развивающая работа.

Психологическая профилактика рассматривается как целенаправленная работа по предупреждению возможных негативных явлений в психическом и личностном развитии первокурсников, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческих коллективах и является неотъемлемой частью работы преподавателей вуза и студентов старших курсов. Основные формы психопрофилактической работы: лектории для студентов, заседания психологического клуба; профилактическая диагностика; коммуникативные тренинги, составление рекомендаций по индивидуальной работе со студентами; семинары, круглые столы, деловые игры.

Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, стратегия его осуществления, определяется двумя основными принципами: нор­мативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения.

Принцип нормативности основан на закономерностях психиче­ского развития, значении последовательности его стадий для фор­мирования личности студента. Он постулирует существование неко­торой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.

Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания со­здание зоны ближайшего развития личности и деятельности первокурсника.

Принцип системности обусловливает необходимость учета слож­ного системного характера психического становления личности юношей и девушек.

Деятельностный принцип определяет сам предмет работы через организацию соответ­ствующих видов деятельности студента путем формирования обоб­щенных способов ориентировки.

Содержание и выбор методов психолого-педагогической работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также пред­метом, формулируемым в психологической практике на языке трудностей студентов.

По содержанию выделено общее личностное сопровождение, сопровождение отдельных сторон, сфер и качеств личности, сопровождение учебной деятельности и отношений.

Личностное сопровождение направлено на позитивное изменение Я- концепции студента, уровня его притязаний, гармонизацию лич­ностного баланса, усиление Эго. Оно предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентифика­ции и других негативных личностных проявлений первокурсника.

Сопровождение познавательной сферы направлено на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, выработку когнитивных стилей познавательной активности.

Сопровождение эмоциональной сферы связано со снижением психо­эмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей первокурсника, разрушением аффективного образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Оно предполагает развитие социальных эмоций и способов безопас­ного эмоционального реагирования и формирование навыков эмо­ционального контроля поведения у первокурсника.

Сопровождение поведенческой сферы связано с формированием внут­ренней позиции студента, овладением навыка­ми саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных сте­реотипов в процессе обучения в вузе.

Сопровождение взаимоотношений в группе студентов предполагает изменение социаль­ной ситуации, ее субъективного восприятия и развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлек­сии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.

В рамках психодинамического подхода организуется игротерапия и арттерапия. Поведенческий подход связан с формированием у первокурсников оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения, развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через измене­ние образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуляции (скилл-терапия). Коммуникативный тренинг как активный процесс учебного взаимодействия студентов и преподавателей является не только деликатной и уважительной формой общения, но и обладает некоторым специфическим содержанием эффективной адаптации к обучению в вузе, позволяет преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность студента.

В рамках адаптации первокурсников к обучению в вузе организуются такие формы взаимодействия как: мотивационный тренинг, тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психологов со студентами; коллективные игры; игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрес­сивного заряда); статусная психотерапия; социальная терапия (изменения отношения группы к студенту благодаря устойчивой высокой оценке преподавателями).

В решении вопросов повышения самооценки, снижения тревожности, повышенной эмоцио­нальной напряженности, пассивности, конформизма организуются психогимнастика, холдинг-терапия, арттерапия, психодрама и другие формы десенсибилизации.

Наибольший интерес у студентов первого курса вызывают тренинги прогнозирования поведения, развития межличностных отношений и креативности, гимнастика чувств, преодоления конфликтов, личностного роста и развития чувств.

Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов к обучению в вузе позволяет не только улучшить успеваемость, обеспечить сплоченность группы, но и создает максимум благоприятных условий для постоянного прогрессирования в сфере профессиональной деятельности уже на первом курсе.

Студенчество – это социально-возрастная группа населения, которая находится в ответственной стадии вторичной социализации, связанной с активным освоением культуры человеческих отношений, общественного и профессионального опыта, социальных норм и ролей. В этот период студенческая молодежь решает личностные проблемы взросления и самоопределения в социальном мире. При этом развитие молодого человека, обучающегося в вузе, определяется тем, насколько общество в целом, и образовательное учреждение в частности, способно создавать жизнеутверждающую социокультурную среду, позволяющую формировать конструктивные начала и позитивные личностные смыслы в процессе его становления.

Важным показателем эффективности процесса социализации в вузе можно считать активность самих студентов в различных областях жизни. Поэтому сферы общественно-полезной, политической, спортивно-оздоровительной, творческой деятельности создают значительные возможности для воспитания и развития личности студента, а его активность в этих сферах отражает уровень социализации личности и развития ее социальной компетенции.

В качестве конкретных показателей активности нами рассматриваются:

- в сфере общественно-полезной деятельности: участие в трудовых мероприятиях; работа в общественных организациях; участие в волонтерском движении;

- в сфере политической жизни общества: отношение к политической деятельности вообще, участие в выборах; работа в молодежном парламенте;

- в сфере спортивно-оздоровительной деятельности: занятия физической культурой и спортом (в секциях и самостоятельно); наличие спортивного звания; участие в спортивных соревнованиях;

- в сфере творческой деятельности: участие в культурно-массовых мероприятиях; активность в работе кружков и студий. Определяются показатели активности с помощью различных видов опросов студентов.

Становление духовно-нравственной культуры молодежи в вузе является важным условием эффективной профессиональной реализации, так как подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе, доброжелательность к людям, ответственность за результаты своего труда. Сложность этого процесса состоит в необходимости интеграции двух начал - общественного (нравственного) и индивидуального (духовного). Человек созидает себя, и благодаря духовности нравственные законы внутри человека действуют более сильно, чем давление любых внешних обстоятельств.

Духовно-нравственное развитие студента всегда подразумевает духовную зрелость преподавателя. Ведь именно он должен обладать всем тем набором духовных качеств, которые хотел бы видеть у своих студентов.

Формирование духовно-нравственной сферы студента в полиэтнической среде связано со становлением ценностно-нормативной системы. Ценностные ориентации личности – это направленность на цели, принимаемые ею в качестве позитивно-значимых (благих, правильных, высоких и пр.) в соответствии с принятыми в обществе образцами, а также имеющимся у человека жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. Они определяют взаимоотношения человека с другими людьми, преобразования личности, в том числе, и по отношению к самой себе, в целом определяют его образ жизни.

Список использованной литературы

  1. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.:, 2010- 175 с.

  2. Крайг Г. Психология развития = Human Development / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2011. - 988 с.

  3. .Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

  4. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю. - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205 с.

Просмотров работы: 487