Однако, интенсивная учеба у многих учащихся, вызывает сильный стресс. Проблемы, характерные для молодых людей, период, когда на плечи ложится груз достаточно серьезной ответственности, по меньшей мере, за собственное будущее. Есть много подтверждений того, что верный спутник бытия студента – хронический учебный стресс.
Смирнов С.Д., рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
Новизна проблемы заключается в том, что в работе представляются возможные пути теоретического и практического изучения особенностей адаптации студентов к обучению в вузе, которая содержит сегодня одно из наиболее перспективных и востребованных направлений исследования возникающих проблем в полиэтнической молодежной среде вуза. Практическая значимость проблемы заключается в разработке специальных форм взаимодействия студентов первых курсов в процессе учебной и внеучебной деятельности, позволяющей не только преодолеть трудности начального адаптационного периода обучения в вузе, но и сформировать специальные качества толерантности.
В качестве критериев социально-психологической адаптированности выступают: мотивация выбора вуза; трудности, возникающие в процессе обучения в вузе, субъективное чувство удовлетворения своим окружением и межличностными отношениями.
Исследование мотивации выбора вуза показывает, что в среднем на этот мотив выбора указывают 65% опрошенных (для перевода и переводоведения - 86%). На интерес к специальности указывают 30%. Считают свой выбор сделанным случайно, из-за желания уехать за границу, по совету знакомых гораздо меньшее число студентов, нежели это отмечалось в предыдущие годы.
Не жалеют о выборе через два месяца обучения 89% студентов, не жалеют, но появляются некоторые сомнения у 8% опрошенных. Таким образом, мотивация к обучению была первоначально и в последующем сохранена на первом этапе адаптации.
Студенты первокурсники отмечают, что их жизнь существенно изменилась после начала обучения в вузе 76%, при этом среди трудностей называют главным образом отсутствие свободного времени для встреч с друзьями, жизнь в другом городе, проявление большей ответственности и самостоятельности, знакомство с интересными людьми, изменение режима дня.
На занятия ходят с удовольствием в среднем 65% студентов, принимавших участие в анкетировании, но их число существенно колеблется для разных специальностей или направлений подготовки. Появилась новая категория студентов, которые ходят на занятия для получения необходимого количества баллов - 10% обследованных.
Основной причиной возникающих трудностей единицы студентов называют нерегулярное посещение занятий, ранее эту причину отмечали 25% студентов. Мы видим в этом снижении среди прочего влияние введения БРС. Снизилось с 20% до 8% число студентов, считающих основной причиной своих трудностей неинтересное обучение. Но высоким остается число тех, кто отмечает неумение организовывать свою деятельность, правильно распоряжаться временем (более 30% при каждом исследовании).
Также мешает достичь успехов в учебе неорганизованность и неумение планировать свое время; боязнь и неумение выступать перед аудиторией; неуверенность в своих силах. Более ранние исследования показывают, что таких студентов было гораздо больше. Так отмечали неумение планировать свое время 66% студентов, страх перед публичным выступлением – 71%, неуверенность в собственных силах – 43% студентов-первокурсников.
Таким образом, диагностика учебной адаптации студентов позволяет выявить основные проблемы. Кроме того, сопоставление анкетных данных с итогами промежуточных аттестаций, позволяет оценить уровень адаптации. Сделает более полной картину адаптации определение индивидуально-психологических особенностей студентов: определение уровня личностной и реактивной тревожности; определение уровня экстраверсии - интроверсии – нейротизма; САН (самочувствие, активность, настроение)… Основные пути повышения эффективности учебной адаптации состоят как в учете индивидуально-психологических особенностей студентов, так и в разработке мероприятий по введению в учебную деятельность. Это может быть спецкурс или введенные в сетку расписания занятия по обучению работе на лекциях, семинарах, выполнению СРС. Очень полезными для студентов первого курса специальные занятия по тайм-менеджменту, которые могут проводить студенты старших курсов.
Социально-психологическая адаптация рассматривается нами как процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. В отличие от биологической адаптации в социально-психологической присутствует единство приспособительной и преобразовательной деятельности. У человека преобразуются психологические качества и поведение в ответ на требования среды и изменяется сама социальная среда в ходе удовлетворения адаптивной потребности.
Взаимоотношения в студенческой группе – один из основных показателей социально-психологической адаптации. Довольны тем, что учатся именно в этой группе 86%, не довольны – 10%.
Отмечают, что в группе хорошо общаются все члены группы - 62%; общение происходит в основном в мини-группах – по мнению 27% опрошенных. Отметил, что не общается в группе, только один человек. Отношения в группе оценивают как дружеские и отношения сотрудничества и взаимопомощи большинство студентов, участвовавших в исследовании. О наличии конфликтных отношений в этом году не заявил ни один из первокурсников. Надо сказать, что динамика групповых отношений в большой мере зависит от ее композиционного состава: процессы быстрее развиваются в неоднородных группах. Ранее в вузе было много групп, в составе которых были только девушки, сейчас большинство групп смешанные, и групповые процессы в них протекают интенсивнее: быстрее происходит и дифференциация и интеграция. То же самое наблюдается для групп с разнородным этническим составом.
Другой уровень отношений, который важен для процесса обучения, это отношения студента с преподавателями. Согласно исследованиям 2016 года, у большинства студентов 80% хорошие отношения с преподавателями, хорошие отношения не со всеми преподавателями у 5%; считают, что преподаватели и студенты безразличны друг другу 12% студентов. В качестве основной причины возникновения трудностей в учебной деятельности 4 % опрошенных называют не сложившиеся отношения с преподавателем.
Это достаточно много, тем более, что выявить это неблагополучие труднее – студентам проще рассказать психологу о не сложившихся отношениях с товарищами, чем с преподавателем. В подобной ситуации важна роль куратора, как впрочем и в других вопросах, связанных и с учебной, и с социально-психологической адаптацией.
В этом году исследования показали, что большинство первокурсников знают своего куратора (2 человека ответили, что не знают). В основном он воспринимается как информатор в организационных вопросах (77% опрошенных), но он также помощник в учебе (28%), контролер учебной деятельности (23%), человек, помогающий разобраться в сложных жизненных ситуациях (19%), В графе открытых ответов на этот вопрос : «Просто хороший человек». Именно куратор первым может узнать о неблагополучии в отношениях с товарищами или с преподавателем. Часто он сам и разрешает ситуацию. Таким образом, возможны и случаются конфликтные ситуации и актуальные конфликты и в студенческой среде, и между преподавателями и студентами, но они не носят распространенного характера, и существуют механизмы их предупреждения и разрешения.
Одним из важных компонентов социально-психологической адаптации является адаптация в полиэтнической среде. Результаты этих исследований нам сравнивать не с чем – ранее подобного блока в исследовании не было. Поэтому представляем эти результаты лишь как результаты пилотного исследования, выявляющего наличие или отсутствие проблемы.
Исследование показало, что этот блок вопросов в наибольшей степени вызывает затруднения – некоторые студенты избегают отвечать на вопросы, связанные с межэтническими отношениями.
Испытывают неприязнь к представителям других национальностей 21%, не испытывают – 61% студентов, принимающих участие в анкетировании. Не знают – 11% опрошенных. Но при этом, оценивая конкретную ситуацию, ответили, что относятся к тому, что в их доме живут представители других национальностей положительно – 27%; нейтрально – 61%; отрицательно – 7%. Считают для себя возможным вступить в брак с человеком другой национальности 41% и столько же считают, что национальность при выборе мужа или жены не имеет никакого значения. Не считают подобное для себя возможным в настоящее время 22%.
Таким образом, восприятие межнациональных вопросов своеобразное: у него есть два плана – более общий и более частный, конкретный. Поэтому ответы на вопросы трудно анализировать. Они по-разному оцениваются тогда, когда отвлечены и когда в них появляется личностный смысл. ТО есть стереотипы чрезвычайно сильно проявляются в этой сфере отношений. При этом стереотипы - это часто незнание, а оно и порождает тревогу, беспокойство.
Считают, что существуют серьезные проблемы взаимоотношений людей разных национальностей 77% опрошенных студентов, отметили, что таковых проблем нет 16%. Оценивают состояние межнациональных в нашем регионе как хорошее – 16% опрошенных студентов; как нормальное – 61%; как плохое – 20%.
На примере этой адаптации мы видим влияние среды на личность адаптирующегося человека: прошло 2 месяца обучения, а студенты отмечают влияние социальной среды на отношение к представителям других национальностей: считают, что они стали более толерантными 21% опрошенных студентов. Возможно, это не изменение толерантности – определить это понятие точно студенты не могут, что также показало наше исследование, но они отрефлексировали происходящие в себе изменения, что и отражает преобразующую функцию социально-психологической адаптации.
Тем не менее, проблема формирования толерантности остается значимой для студентов вуза, а исследования компонента адаптации в полиэтнической среде будет совершенствоваться.
Опрос показал, что собственная национальная принадлежность важна или очень важна для 51% студентов. 34% ответили, что она не важна, остальные 15% не смогли ответить на этот вопрос, так как никогда об этом не задумывались.
Национальная принадлежность друзей и знакомых важна для 16% опрошенных, не важна - для 83%. При этом имеют друзей - представителей других национальностей – 89% опрошенных. Ответили, что в их окружении относятся к представителям других национальностей хорошо 49% студентов, нейтрально- 48%, скорее плохо - 3%
Относятся к внешнему выражению принадлежности к своей национальности у других людей положительно – 56% опрошенных, нейтрально – 37%, отрицательно – 4%.
Сталкивались с предрассудками в отношении людей других национальностей -33% студентов, принимавших участие в анкетировании; с хулиганскими действиями на межнациональной почве - 29%; с неприязненным отношением к людям других национальностей - 50%.
Утверждают, что испытывали национальное унижение 14% студентов, остальные 86% это отрицают. Участвовали в межнациональных конфликтах 11% опрошенных, не участвовали – 11%, были свидетелем – 2%. Обучение в лингвистическом университете изменило, сделав более толерантным, 21% опрошенных, у двух человек отношение к представителям других национальностей стало менее толерантным, не изменились по отношению к людям других национальностей 77% опрошенных.
Подавляющее большинство опрошенных утверждает, что не сталкивались с фактами неприязненных отношений в нашем университете (95%), но при этом известны случаи конфликтов на межнациональной почве между студентами 15% опрошенных.
Считают, что объединяет людей других национальностей общение – 49% студентов первого курса, интерес к чужой культуре – 50%, общие цели – 50%. Отметили, что им интересны передачи о международных отношениях, традициях и обычаях - 11%, иногда интересны – 37% (всего – 48%).
Отталкивают друг от друга людей разных национальностей: культурные различия – 29%; установки и стереотипы – 61%; незнание национальных особенностей других народов – 26%; тревога за собственную безопасность – 20%.
Отметили, что обладают терпимостью по отношению к людям других национальностей, 64% опрошенных, а то, что их терпимость определяется обстоятельствами – 26% студентов. Считают основным признаком толерантности уважение к людям других национальностей – 27% опрошенных; умение понять других людей – 26%; тактичность – 15%; воспитанность – 12%. Развитие форм психолого-педагогического сопровождения эффективной адаптации студентов в полиэтнической молодежной среде
Формирование духовно-нравственной сферы студента в полиэтнической среде связано со становлением ценностно-нормативной системы. Ценностные ориентации личности – это направленность на цели, принимаемые ею в качестве позитивно-значимых (благих, правильных, высоких и пр.) в соответствии с принятыми в обществе образцами, а также имеющимся у человека жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. Они определяют взаимоотношения человека с другими людьми, преобразования личности, в том числе, и по отношению к самой себе, в целом определяют его образ жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация студентов на начальном этапе обучения в вузе имеет очень большое значение в их поликультурной среде. В связи с этим процесс адаптации нуждается в разработке специальных форм и методов, направленных на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческой среде.
Список использованной литературы
Первин Л.А. Психология личности = Personality: теория и исследования / пер.с англ. М.С. Жамкочьян. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 272 с.
Степанова Л.М. Психология делового общения // Информация. Дипломатия. Психология/ Отв. ред. и сост. Ю.Б. Кашлев; Дип. академия России. - М.: Известия, 2002.
Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
Чалдини Р. Психология влияния = Influence Science and Practice / пер. с англ. Е. Волков, И. Волкова. - СПб.: Питер, 2000. - 270 с