В социальном партнерстве выделяют три участника взаимодействия: органы государственной власти, коммерческие и некоммерческие организации. Данные понятия характеризуются как субъекты социальной работы. Каждый участник вносит определенный вклад в развитие социальной сферы. Социальное партнерство непосредственным образом связано с общественной средой, поскольку большинство людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в получении помощи и поддержки.
Основным регулятором данного процесса выступает государство. Органы государственной власти владеют широкой областью мер и приемов, влияющих на функционирование социальных институтов. Государство является важным и неотъемлемым элементом регулирования социальной политики. Как утверждает И.Г. Тарент: «С помощью социальной политики государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем» [5]. Однако деятельности государства бывает недостаточно для разрешения сложных ситуаций.
Немаловажную роль в развитии социальной сферы играют коммерческие и некоммерческие организации. Основной деятельностью коммерческих организаций является финансирование социальных программ, а также оказание материальной помощи слабозащищенным категориям населения. Деятельность некоммерческих организаций заключается в представлении и защите интересов граждан. Также следует отметить, что их участие в создании социальных инноваций и реализации социальных услуг способствует повышению уровня социального благополучия населения.
При осуществлении деятельности, направленной на оптимизацию социальной сферы, социальное партнерство регулируется совокупностью механизмов. Как отмечает Якимец В.Н.: «В наших работах 1999-2001 годов были выделены пять групп механизмов МСП: конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные или переговорные, комплексные или комбинированные» [6]. Таким образом, данные механизмы представлены в виде комплекса правил, норм и мероприятий, направленных на решение проблем социальной сферы.
Согласно проведенному анализу, в г. Якутске деятельность участников социального партнерства регулируется Законами Российской Федерации. Также существуют региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие их права и участие в решении социальных проблем. К ним относятся:
Закон Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-З № 167-V «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)» [2];
Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1386-З № 327-V «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)» [1];
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.10.2014 № 370 «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям» [4];
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 980 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»» [3].
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-З № 167-V «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)» [2], некоммерческие организации в качестве субъектов общественного контроля проводят проверку деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а также иных формирований, которая проводится в отношении граждан. В целом данный контроль осуществляется в виде общественных слушаний, обсуждений, проведения форумов. Согласно ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-З № 167-V «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)»: «Субъекты общественного контроля при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, общественными объединениями, Общественной палатой Республики Саха (Якутия), общественными советами (палатами) муниципальных образований, а также иными субъектами общественного контроля» [2]. Исходя из этого, функционирование некоммерческих организаций имеет особое значение в решении социальных вопросов.
В Законе Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1386-З № 327-V «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)» [1] представлено взаимодействие социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти. Основными принципами данного взаимодействия является партнерство социально ориентированных некоммерческих организаций с органами государственной власти, а также их правомочность в разработке и реализации социальных проектов. Помимо этого, органы государственной власти оказывают данным организациям материальную, консультационную, информационную и иную поддержку.
Также следует отметить предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, которое подробно описано в Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.10.2014 № 370 «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям» [4].
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 980 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»» [3] регулирует деятельность предпринимателей, направленную на поддержание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также развитие социальной сферы.
Таким образом, анализ региональных нормативно-правовых документов в области социального партнерства показал, что некоммерческие организации имеют прочное закрепление законами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и иными региональными нормативно-правовыми документами, включающими в себя поддержку некоммерческих организаций и общественный контроль, осуществляемый ими. Также следует отметить, что правовая основа для коммерческих организаций нуждается в дальнейшей разработке.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1386-З № 327-V «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)». Режим доступа: http://deprgi.sakha.gov.ru/files/front/download/id/7478;
2. Закон Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1305-З № 167-V «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)». Режим доступа: http://deprgi.sakha.gov.ru/files/front/download/id/7484;
3. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 980 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»». Режим доступа: http://minpredpr.sakha.gov.ru;
4. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.10.2014 № 370 «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям». Режим доступа: http://deprgi.sakha.gov.ru/files/front/download/id/7480;
5. Тарент И.Г., Юдников С.А. Социальная политика государства: учебное пособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2014. – 172 с.;
6. Якимец В. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения. М., 2001;
7. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 384 с.