Сущность профессионального самоопределения определяется как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности; формирование личностного отношения к профессиональной деятельности и определение индивидом выработанных в обществе и принятых самим индивидом критериев профессионализма. Типология Е.А. Климова, классифицирующая типы обстоятельств, определяющих профессиональный выбор учащихся, доказывает, что влияние на профессиональное самоопределение старшеклассника может оказать учитель-предметник при условии наличия у него достаточного уровня профессионализма, углубленного знания своего предмета и умения вызвать интерес учащихся. Посредством своего предмета он может помочь обучающемуся выбрать свою будущую профессию мотивировать его на изучение того или иного предмета, в частности, иностранного языка.
В настоящее время большинство старшеклассников хотят получить такое образование, которое дало бы им возможность освоить такие профессии как журналист, переводчик, менеджер иностранных компаний и т.п.. Роль учителя заключается в предоставлении ученикам достоверной информации о том, в каком объеме необходимо знание иностранных языков в различных сферах деятельности, что мотивирует старшеклассников на продуктивное изучение иностранного языка, преподаваемого в школе, и помогает еще глубже задуматься о вопросе выбора профессии.
Целью нашего исследования является выявление особенностей мотивации учеников старших классов на изучение дисциплины «Иностранный язык». В ходе эмпирического исследования были использованы методики: «Опросник по методике диагностики направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой и «Модифицированный вопросник по методике выявления особенностей мотивации в процессе обучения иностранным языкам» О.С. Гребенюка. Выборку составили обучающиеся 10-11 классов, в количестве 40 человек. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у 57,5% старшеклассников наблюдается низкий уровень мотивации, а 42,5% внутренне мотивированы на изучение иностранного (английского) языка и готовы изучать его во внеклассное время. 39,7% старшеклассников все еще не определились в выборе профессии, а 60,3% - уверены в своем профессиональном выборе. Причем, 18,9% из них признались, что собираются строить свою будущую карьеру в сферах, тесно связанных с иностранными языками. Прослеживается закономерность, что учащиеся с высокой внутренней мотивацией обладают также профессиональным самосознанием и четким видением своей будущей специальности, а те, у кого мотивация отсутствует или находится на низком уровне, вплоть до выпускных экзаменов не знают, какую профессию выбрать.
Изучение иностранного языка – мощный фактор развития личности старшеклассника, стимулирующий его познавательные интересы и возможности, развивающий индивидуальные возможности, дающий пространство для его профессионального самоопределения и самоактуализации.
Список литературы
Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. – 2013. – 208 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 304 с.