ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Гущина Л.Е. 1
1Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире большое количество учащихся испытывают сложности в обучении, связанные с низкой мотивацией, не высоким уровнем обучения и с неуспеваемостью учеников. Поэтому значимую роль в современной системе образования играют факторы, стимулирующие процесс обучения.

«Мотивация» (от лат. moveo - двигаю) – система мотивов, или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности. Другими словами это двигатель, который побуждает человека к активной деятельности. Развитие и повышение мотивации к учебной деятельности - это неотъемлемая часть всего учебного процесса. Особенно остро данная проблема наблюдается в старших классах. Именно в возрасте 15-17 лет происходит осмысление и осознание своего «Я» в социуме. Ученики начинают активно проявлять интерес к иностранному языку, они становятся более ответственными, и начинают увлекаться познанием культуры и национальным языком другой страны. На старшем этапе обучения иностранному языку детям необходимо изучить структуру учебной деятельности и научиться использовать данные компоненты на практике. Ученики должны научиться анализировать и корректировать свои действия, а также осознавать свой потенциал и свои возможности для того, чтобы использовать английский язык как средство общения. Выделяют следующие виды мотивов:

1) мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;

2) мотив как неосознанная потребность (желание);

3) мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;

4) мотив как намерение, побуждающее поведение;

5) мотив как комплекс перечисленных факторов.

Различные виды мотивов влияют на поведение старшеклассников, образуют его мотивационную структуру. Структура мотивов у каждого ученика индивидуальна и это обуславливается множеством факторов: возрастом, полом, социальным положением, воспитанием, развитием, личными ценностями и.т.д.

Целью нашего исследования является выявление уровня сформированности мотивации у подростков. Выборку составили 36 учеников от 16 до 18 лет. В ходе эмпирического исследования нами была использована методика «Мотивы и « антимотивы» разработанная Юрченковой Г.Д. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что 32% учеников считают, что знание иностранных языков открывает новые границы для будущей жизни, и они нацелены на дальнейшее изучение языка в высших учебных заведениях. 28% учеников признались, что изучение языка дается им крайне сложно, но ученики не хотят получать плохих оценок, у данных учеников формируются «антимотивы» к изучению языка. 40% учеников отметили, что они изучают язык исходя из авторитета педагога, учитель сумел заинтересовать учеников, привлечь внимание и научил проявлять активность в ходе урока.

Таким образом, в старших классах трудно поддерживать заинтересованность учеников к иностранному языку, но правильные формы и методы должны способствовать развитию познавательного интереса и обратной связи между учителем и учеником. Учителю необходимо объяснить ученикам, что им необходимо быть заинтересованными в получении качественного образования, научить их быть конкурентноспособными в современном обществе, быть мобильным и активным в любой сфере деятельности. Это возможно лишь, при условии, что ученик будет заинтересован и мотивирован к требованиям современного мира, на старшем этапе ученики начинают осознавать это и соответствовать необходимым требованиям.

Список литературы

  1. Юрченкова Г.Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 1998. - №4. – С. 42 - 46.

  2. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991 -–190 с.

Просмотров работы: 459