ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Волкова Е.Ю. 1
1Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный период отличается ростом напряженности, конфликтности в отношениях в подростковой среде. К тому же подростковый возраст сам по себе является очень сложным в психологическом смысле.

Межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции.

Можно выделить следующие особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте: во-первых, конфликты являются неизбежным порождением кризиса подросткового возраста; во-вторых, конфликтные ситуации возникают, прежде всего, в ближайшем социальном окружении; в-третьих, психосоциальные конфликты в этом возрасте распространены широко; в-четвертых, на уровень и характер конфликтности подростков влияют особенности личности.

Целью нашего исследования является выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выборку составили 40 подростков, из них 20 юношей, и 20 девушек.

Для исследования стратегий поведения в конфликте нами была использована методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования стратегий поведения в конфликте

Стратегия поведения в конфликте

Количество человек в процентах

Всего

Юноши

Девушки

Соперничество

22,5%

78%

22%

Сотрудничество

17,5%

43,3%

57,4%

Компромисс

25%

60%

40%

Избегание

20%

50%

50%

Приспособление

15%

33%

67%

Анализируя результаты по опроснику Томаса, можно сделать вывод о том, что юноши очень конфликтны и поэтому большинство выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество.

Соперничество отмечается у 22,5% подростков, большинство выбирающих эту стратегию – юноши – 78%, для данной стратегии поведения в конфликте характерна ориентация на удовлетворение своих интересов и на получение индивидуального результата. При этом игнорируются как потребности и интересы партнера, так и взаимоотношения с ним, что ярко проявляется в открытом противоборстве. Соперничество связано с демонстрацией напористости, настойчивости и целенаправленности, умением настоять на своем и отстоять собственную позицию.

Приспособление выбирают 67% девушек. Стиль приспособления означает, что подросток не заинтересован защищать свои собственные интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Этот стиль используется школьниками не для разрешения конфликта, а для собственного спокойствия и стабильности. Таким образом, девушки стараются поддерживать более благоприятную атмосферу в классе и для этого готовы пожертвовать своими интересами.

Таким образом, проблема системного изучения стратегий подростков в конфликтных ситуациях требует дальнейшего изучения для формирования наиболее оптимального поведения подростков в конфликте.

Список литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2013. – 544 с.

2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: АСТ, 2013. – 96 с.

3. Смирнова Т.С., Ручкина А.А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте //Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 706-708.

Просмотров работы: 915