Межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции.
Можно выделить следующие особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте: во-первых, конфликты являются неизбежным порождением кризиса подросткового возраста; во-вторых, конфликтные ситуации возникают, прежде всего, в ближайшем социальном окружении; в-третьих, психосоциальные конфликты в этом возрасте распространены широко; в-четвертых, на уровень и характер конфликтности подростков влияют особенности личности.
Целью нашего исследования является выявление стратегий поведения в конфликтной ситуации. Выборку составили 40 подростков, из них 20 юношей, и 20 девушек.
Для исследования стратегий поведения в конфликте нами была использована методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования стратегий поведения в конфликте
Стратегия поведения в конфликте |
Количество человек в процентах |
||
Всего |
Юноши |
Девушки |
|
Соперничество |
22,5% |
78% |
22% |
Сотрудничество |
17,5% |
43,3% |
57,4% |
Компромисс |
25% |
60% |
40% |
Избегание |
20% |
50% |
50% |
Приспособление |
15% |
33% |
67% |
Анализируя результаты по опроснику Томаса, можно сделать вывод о том, что юноши очень конфликтны и поэтому большинство выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество.
Соперничество отмечается у 22,5% подростков, большинство выбирающих эту стратегию – юноши – 78%, для данной стратегии поведения в конфликте характерна ориентация на удовлетворение своих интересов и на получение индивидуального результата. При этом игнорируются как потребности и интересы партнера, так и взаимоотношения с ним, что ярко проявляется в открытом противоборстве. Соперничество связано с демонстрацией напористости, настойчивости и целенаправленности, умением настоять на своем и отстоять собственную позицию.
Приспособление выбирают 67% девушек. Стиль приспособления означает, что подросток не заинтересован защищать свои собственные интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Этот стиль используется школьниками не для разрешения конфликта, а для собственного спокойствия и стабильности. Таким образом, девушки стараются поддерживать более благоприятную атмосферу в классе и для этого готовы пожертвовать своими интересами.
Таким образом, проблема системного изучения стратегий подростков в конфликтных ситуациях требует дальнейшего изучения для формирования наиболее оптимального поведения подростков в конфликте.
Список литературы
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2013. – 544 с.
2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: АСТ, 2013. – 96 с.
3. Смирнова Т.С., Ручкина А.А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте //Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 706-708.