ИСКУССТВО БИСЕРНЫХ УКРАШЕНИЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСКУССТВО БИСЕРНЫХ УКРАШЕНИЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Абаимова Н.В. 1, Валькевич С.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ», Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История бисероплетения началась с того самого времени, когда люди научились делать стекло и догадались украшать им одежду, утварь и другие предметы быта. Русское слово «бисер», по мнению многих ученых, происходит от арабского «бусра» или «бусер», в переводе означающего «фальшивый жемчуг». Первые упоминания об использовании «шариков» для вышивания орнаментов на одежде встречаются в древнерусских письменных источниках IX-XII веков, тогда как слово «бисер» вплоть до XVII века толковали в словарях как «жемчуг». Родиной бисера считается Древний Египет. Бисер был известен в Античном мире и у некоторых народов служил меновой монетой. Знаменитые стекольные мастерские острова Мурано с XII по XVII век не знали себе равных. В древних курганах археологи находят самые разнообразные стеклянные бусины. По цвету встречаются зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме – и круглые, и цилиндрические, и винтообразные, и бочонком, попадаются и биконические - в виде двух усеченных конусов, сложенных друг с другом широкими основаниями [2]. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Уже в средневековье русские мастерицы любили расшивать бисером праздничную одежду. В XVIII столетии цветное стекло вообще становится одним из любимейших материалов в прикладном искусстве России. Особое распространение этот стиль получил в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Вышивали бисером, привезенным из Венеции и Богемии, а также отечественным, изготовленным по рецептам М.В. Ломоносова на фабрике в Усть-Рудице под Санкт-Петербургом. В Ораниенбауме, в знаменитом Китайском дворце есть даже Стеклянный кабинет, стены которого украшены гобеленами из стекляруса. Вся работа была выполнена русскими вышивальщицами. Подобным образом украшались в XVIII веке интерьеры других дворцов. В одной частной московской коллекции есть стол, вышитая бисером столешница которая выполнялась княгиней Софьей Засекиной в течение шести с лишним лет.

Из глубины веков дошли до нас украшения и одежда наших предков, неразрывно связывая нас с прошлым. Благодаря этому русская культура сохраняется для последующих поколений. В разных местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. В Псковской губернии, например, на кокошниках плели украшения из бисера и жемчуга размером с яйцо. В костромской губернии головные повязки любили украшать цветами, формируя из «низок» бисера лепестки и украшая более крупными бусинами сердцевину. В Орловской и Рязанской губерниях выплетали из бисера плотные «шторки», так называемые «позатыльники», и прикрепляли их к «сороке» сзади, так чтобы они прикрывали затылок и шею. В Олонецкой губернии любили по краю повязки вышивать бисером снежинки и прикреплять полукружьями «низки» бисера так, чтобы они, ложась на лоб, виски и уши, красиво обрамляли лицо. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса. Очень распространены были ажурные воротники – «ошейник», «сетка», «подгорелок». Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубахи с глубоким вырезом [1].

Искусство изготовления украшений из бисера в последнее время приобретает большую популярность, поскольку является преимущественно рукотворным. В настоящее время, когда производство практически всего «поставлено на поток», всё чаще людей начинают интересовать изделия ручной работы. После некоторого застоя, этот вид декоративно-прикладного искусства снова становится востребованным. Каждый художник, создающий подобные изделия из бисера, привносит что-то своё, поэтому такие изделия и декор широко используются в сценических и театральных костюмах, но при этом бисерные украшения не теряют своей актуальности и в повседневной и праздничной одежде. В коллекциях Валентина Юдашкина «Фаберже», «Анна Каренина», «Екатерина Великая» известных на весь мир, модели украшаются вышивкой, плетением, низанием из бисера. Всё больше дизайнеров увлекаются искусством бисероплетения, так, например, Шерри Серафиме, Ольга Кузьмина, Марина Гогуа, Хайди Кумли и другие. Эти и другие дизайнеры, создают неповторимые изделия из бисера, при этом, разрабатывают новые техники, материалы, но опираются на традиции и опыт предыдущих поколений, используют этнические мотивы в своих работах.

Этот недорогой материал, можно использовать совместно как с драгоценными, так и полудрагоценными камнями и создавать очень эффектные и необычные украшения, которые при этом будут в единственном экземпляре.

Литература:

1. Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения./Тверь: изд-во Культура и традиции, 2006. – 400 с. Ил

  1. Бисерное рукоделие/ ред.-сост. О.Г. Жукова. – М. : Знание, 1998. – 144 с.

Просмотров работы: 717