Из глубины веков дошли до нас украшения и одежда наших предков, неразрывно связывая нас с прошлым. Благодаря этому русская культура сохраняется для последующих поколений. В разных местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. В Псковской губернии, например, на кокошниках плели украшения из бисера и жемчуга размером с яйцо. В костромской губернии головные повязки любили украшать цветами, формируя из «низок» бисера лепестки и украшая более крупными бусинами сердцевину. В Орловской и Рязанской губерниях выплетали из бисера плотные «шторки», так называемые «позатыльники», и прикрепляли их к «сороке» сзади, так чтобы они прикрывали затылок и шею. В Олонецкой губернии любили по краю повязки вышивать бисером снежинки и прикреплять полукружьями «низки» бисера так, чтобы они, ложась на лоб, виски и уши, красиво обрамляли лицо. Плели также подвески, серьги, накосники, пояса. Очень распространены были ажурные воротники – «ошейник», «сетка», «подгорелок». Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубахи с глубоким вырезом [1].
Искусство изготовления украшений из бисера в последнее время приобретает большую популярность, поскольку является преимущественно рукотворным. В настоящее время, когда производство практически всего «поставлено на поток», всё чаще людей начинают интересовать изделия ручной работы. После некоторого застоя, этот вид декоративно-прикладного искусства снова становится востребованным. Каждый художник, создающий подобные изделия из бисера, привносит что-то своё, поэтому такие изделия и декор широко используются в сценических и театральных костюмах, но при этом бисерные украшения не теряют своей актуальности и в повседневной и праздничной одежде. В коллекциях Валентина Юдашкина «Фаберже», «Анна Каренина», «Екатерина Великая» известных на весь мир, модели украшаются вышивкой, плетением, низанием из бисера. Всё больше дизайнеров увлекаются искусством бисероплетения, так, например, Шерри Серафиме, Ольга Кузьмина, Марина Гогуа, Хайди Кумли и другие. Эти и другие дизайнеры, создают неповторимые изделия из бисера, при этом, разрабатывают новые техники, материалы, но опираются на традиции и опыт предыдущих поколений, используют этнические мотивы в своих работах.
Этот недорогой материал, можно использовать совместно как с драгоценными, так и полудрагоценными камнями и создавать очень эффектные и необычные украшения, которые при этом будут в единственном экземпляре.
Литература:
1. Ануфриева М.Я. Искусство бисерного плетения./Тверь: изд-во Культура и традиции, 2006. – 400 с. Ил
Бисерное рукоделие/ ред.-сост. О.Г. Жукова. – М. : Знание, 1998. – 144 с.