ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панфилкина Ю.Н. 1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из актуальных проблем современного общественного развития – угроза духовного обнищания личности, дисгармония отношений обыденного человеческого мира и мира культуры, несоответствие ценностей содержания образования с индивидуально-личностными аксиологическими приоритетами человека. Поэтому в воспитании подрастающего поколения актуальной является решение задачи полноценного развития личности, обладающей творческим мышлением, богатой эмоциональной сферой, чуткостью к эстетическим отношениям в повседневной жизни.

В этих условиях трудно переоценить значение самых ранних этапов воспитания растущего человека и роль в этом процессе музыкального искусства как сильнейшего средства воздействия на личность ребенка. Поэтому неслучайно, что на данный момент весьма остро встала проблема полноценного музыкального образования детей дошкольного возраста, основной целью которого является: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения музыкального искусства. Для достижения названной цели сфера музыкального образования в детском саду призвана оказать многоаспектное воздействие на развитие детей в как в общекультурном и духовном планах, так и в плане становления личности, поскольку музыка открывает ребенку дорогу в творчество, позволяет «открыть» себя миру.

Одним из важнейших факторов решения вышеназванных задач является осуществление такой музыкально-образовательной деятельности, которая смогла бы актуализировать ценностно-смысловое восприятие и понимание музыки, осуществляемое на основе синтеза эмоциональной и когнитивной сторон личности дошкольника в процессе художественно-творческой музыкально-познавательной деятельности. Таковой является музыкально-интерпретационная деятельность – процесс и результат художественного взаимодействия с музыкальным произведением, направленного на создание нового («своего») текста, текста, отражающего осознание адресатом авторского замысла. В философской трактовке интерпретация выступает одним из ключевых методов познания, способствующим созданию субъектом собственной картины мира, где все ее элементы личностно осмыслены и оценены. В искусствознании она признана важнейшим условием бытия культуры и искусства; в области музыкального искусства интерпретация – неотъемлемый элемент исполнительской деятельности, фактор ее культурно-художественной значимости.

Все более значимые позиции занимает интерпретация в педагогической теории и разнообразной по предметной отнесенности образовательной практике, где она понимается как средство, позволяющее учащемуся осваивать приемы смысловой «реконструкции» и трансляции информации.

На значение данной деятельности в музыкальном воспитании дошкольников настойчиво указывается в научных и методических трудах в области педагогики дошкольного образования. Ученые и педагоги-исследователи подчеркивают важность развития у детей способности к интерпретации музыки, опосредованной общим и художественным опытом, образами пережитых ранее ситуаций, что позволяет ребенку воспринимать музыку более осмысленно и личностно-опосредованно, а также адекватно заложенному в ней содержанию. Следовательно, в процессе музыкального образования дошкольника представляется важным вооружение его специальными умениями и навыками, необходимыми для осуществления музыкально-интерпретационной деятельности, благодаря которой, по мнению А. Г. Гогоберидзе, ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует индивидуальный творческий потенциал и, в результате, он формируется культуроориентированная личность.

Вместе с тем, анализ теоретических и методических работ, а также обобщение педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) показывает лишь декларативный характер вышеобозначенных позиций, поскольку отсутствует теоретическая разработка музыкальной интерпретации как деятельности, имеющей определенную структуру и необходимые факторы ее успешного осуществления. Следствием этого становится недооценка музыкальной интерпретации в процессе музыкального образования дошкольников, которая выступает лишь как его незначительный фрагмент. Недостаточная представленность интерпретационного элемента в реальной музыкально-образовательной практике ДОУ приводит к эмоционально-поверхностному, потребительскому отношению к музыкальному искусству, недооценке содержательного аспекта музыкального произведения как художественной информации. Таким образом, несмотря на вышеобозначенную необходимость осуществления музыкально-интерпретационной деятельности как средства развития художественно-ориентированной, эстетически-развитой, многогранной личности дошкольника, а также определенную теоретическую разработанность названной проблемы, вместе с тем, отсутствуют методические разработки по ее полноценной, целенаправленной и систематичной практической реализации в музыкально-образовательном процессе ДОУ.

Сказанное обнаруживает следующие противоречия:

– между необходимостью применения музыкально-интерпретационной деятельности в музыкально-образовательном процессе ДОУ и отсутствием целенаправленной и систематической работы по ее актуализации, фрагментарностью ее использования на музыкальных занятиях;

– пониманием музыкальной интерпретации как деятельности, имеющей определенную структуру, и отсутствием разработанных методических позиций, раскрывающих этапность осуществления дошкольниками музыкально-интерпретационной деятельности в процессе музыкального восприятия и познания;

– многоаспектностью индивидуально-уникальной по характеру художественно-интерпретационной деятельности, основанной на синтезе эмоционально-чувственной и рационально-логической сфер личности дошкольника, его общего и художественного опыта, музыкальных знаний, музыкально-исполнительских и творческих навыков и недооценкой в практике работы с дошкольниками роли музыкально-познавательных процессов, обеспечивающих их комплексную актуализацию в процессе постижения музыкального произведения и личностного характера освоения его содержания.

Следовательно, возникает проблема поиска педагогических условий осуществления музыкально-интерпретационной деятельности детьми дошкольного возраста, которая легла в основу исследования, целью которого явилось теоретическое и методическое осмысление педагогических условий осуществления музыкально-интерпретационной деятельности детьми дошкольного возраста.

Задачами исследованияявились:

– рассмотрение сущности и структуры музыкально-интерпретационной деятельности;

– характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте осуществления ими музыкально-интерпретационной деятельности;

– раскрытие педагогических условий осуществления музыкально-интерпретационной деятельности детьми дошкольного возраста;

– разработка критериев оценки осуществления дошкольниками музыкально-интерпретационной деятельности и осуществление диагностики;

– проведение педагогической работы, направленной на целенаправленное систематическое осуществление музыкально-интерпретационной деятельности детьми дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий;

– определение эффективности разработанных педагогических условий на основе оценки результатов осуществленной музыкально-образовательной деятельности.

В процессе последовательного решения названных задач мы пришли к следующим выводам.

Музыкальная интерпретация понимается нами как познавательно-творческая деятельность, представляющая собой уникальную актуализацию смыслового потенциала конкретного музыкального произведения через построение индивидом собственной концепции содержания произведения, выражающейся в исполнении или словесном тексте.

Являясь деятельностью, музыкальная интерпретация имеет определенную структуру, охватывающую этапы:

– знакомства с музыкальным произведением, предполагающего наличие индивидуально-личностной готовности индивида к данной деятельности;

– создания индивидом собственной трактовки культурных смыслов, заключенных в произведении музыкального искусства;

– воплощения исполнительского замысла;

– оценку результатов художественной интерпретации и переинтерпретации музыки.

Каждый из этапов имеет подэтапы, характеризующиеся специфической деятельностью и результатом.

Осмысление музыкально-интерпретационной деятельности в аспекте ее применения в музыкально-образовательном процессе ДОУ осуществлялось на основе выявления оптимальных для этого возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В частности, в этом возрасте от этапа к этапу выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции, образное мышление постепенно переходит к символическому, постепенно усиливается объединение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач, что выражается в объединении процессов воображения, мышления и речи, которая становится ведущим средством общения; в этом возрасте берут свое начало творческие процессы, выражающиеся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.

В аспекте вышеизложенного музыкально-интерпретационная деятельность дошкольника является процессом художественного общения с музыкальным произведением, обозначающим как специфические, доступные дошкольнику действия на каждом из вышеназванных этапов, так и результат, который может иметь разный план выражения – вербальный и невербальный, воплощающийся в творческом продукте разного жанра и вида.

Высказанные положения, основанные на данных теоретических и методических работ, анализе педагогического опыта музыкальных руководителей ДОУ, позволили нам выявить педагогические условия осуществления музыкально-интерпретационной деятельности детьми дошкольного возраста:

– этапность осуществления музыкально-интерпретационной деятельности дошкольниками;

– овладение элементами музыкально-интерпретационной деятельности, доступными для освоения детьми дошкольного возраста, и их реализация в системе музыкальных занятий;

– комплексное и систематическое использование методов и приемов осуществления музыкально-интерпретационной деятельности детьми дошкольного возраста.

Полученные теоретические данные легли в основу опытно-экспериментального исследования, включавшего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, где критериями диагностики успешности осуществления музыкально-интерпретационной деятельности стали определенные нами элементы музыкально-интерпретационной деятельности:

  1. умение следить за музыкой на всем ее протяжении;

  2. эмоциональная реакция на музыку;

  3. умение подбирать адекватные музыке ассоциации и образы (творческое воображение);

  4. определение элементарных музыкально-выразительных средств и их выразительного значения в конкретном музыкальном произведении;

  5. умение рассказать, о чем повествует музыка;

  6. индивидуально прочувствованное исполнение музыки.

Полученные в результате экспериментальные данные показали эффективность разработанных педагогических условий, что свидетельствовало о достижении поставленных в исследовании задач.

Список использованных источников

  1. Алешина, И. Н. Особенности познавательных процессов ребенка-дошкольника и их диагностика : учеб. пособие / И. Н. Алешина – Тамбов : Першина, 2005. – 131 с.

  2. Анисимов, В. П. Теория и методика музыкального развития дошкольников / В. П. Анисимов. – Тверь : ТвГУ, 2006. – 200с.

  3. Васильева, В. В. Интерпретация как взаимодействие человека и текста / В. В. Васильева // Текст: стереотип и творчество. – Пермь, 1998. – С. 196–214.

  4. Галкина, М. А. Музыкальное развитие дошкольников / М. А. Галкина, В. А. Демина, В. А. Курепина, Н. И. Льговская. – М. : Сфера, 2015. – 160 с.

  5. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2005. – 320 с.

  6. Гржибовская, Р. Н. Интерпретация музыкального произведения / Р. Н. Гржибовская // Теория и методика обучения игре на фортепиано. – М. : Владос, 2002. – С. 188–198.

  7. Корыхалова, Н. П. Музыкальное произведение и способ его существования / Н. П. Корыхалова // Сов. музыка. – 1971. – № 7. – С. 60–65.

  8. Молоствова, И. Е. Структура художественной интерпретации музыки / И. Е. Молоствова // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6. – С. 25–30.

  9. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста / Г. А. Праслова. – СПб. : Детство-пресс, 2011. – 384 с.

  10. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для студ. высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна : Феникс+, 2011. – 352 с.

Просмотров работы: 241