В настоящее время в современных школах учатся дети разных национальностей: армяне, татары, азербайджанцы, евреи, немцы и т.д. Каждый имеет разную религию, обычаи, стиль в одежде из-за традиций, что порой служит поводом для насмешек. В силу возрастных особенностей ученики начальной школы зачастую могут демонстрировать нетерпимость по отношению к детям других национальностей, потому что они знают такие характеристики, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в этом возрасте нет. Следовательно, одна из задач педагога на ранней стадии рассказать детям о разнообразии мира для того, чтобы они начали воспринимать его многогранность и не боялись отличаться от других.
Данная проблема актуальна, так как именно в младшем школьном возрасте формируется основы этики, развиваются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим людям.
Именно изучение языка как средства межличностной и межкультурной коммуникации представляет собой главный канал, благодаря которому ребенок приобщается к культуре и строит свой социальный опыт.
С помощью иностранного языка дети познают мировоззрения разных народов через сопереживание. Формирование личности в поликультурной среде и в процессе рефлексии предоставляет возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека, оценить себя с его стороны, понять другую логику мышления и поведения. Такая информационная среда способствует развитию духовного мира современного человека, который может сам выбирать и усваивать социальные роли и творчески реализовывать их. Именно поэтому, в школе предмет «Иностранный язык» должен рассматриваться как часть изучаемой детьми культуры.
Главной задачей предмета «Иностранный язык» в начальной школе является формирования иноязычной коммуникативной компетенции, то есть, ребенок должен уметь общаться на иностранном языке. Но некоторые ученые (Е.И.Пассов, З.Н.Никитенко, И.Л. Бим и др.) считают, что из-за перехода к личностно ориентированному образованию нужно использовать вместо формулировки «обучение иностранному языку» термин «иноязычное образование».
Этот термин был введен Е.И. Пассовым в конце прошлого века. Он полагает, что в школах нужно не обучение иностранному языку, а иноязычное образование, которое представлено образовательным, развивающим, воспитательным и учебными аспектами, где образование понимается как «становление человека путем вхождения его в культуру (в Мир культуры); благодаря ее присвоению, он становится не просто знающим, компетентным, умеющим и т.п., а культурным, нравственным, духовным» [4, с.14].
З.Н. Никитенко ввела термин «начальное иноязычное образование» учитывая специфику и цели обучения в начальной школе. Согласно ее мнению, начальное иноязычное образование направлено на личность младшего школьника, развитие его интеллектуальных, эмоционально-волевых способностей и личностных качеств, проявляющихся в языке [1]. З.И. Никитенко считает, что одна из важных функций иноязычного образования является культуросозидающая. Прежде всего, она включает в себя духовно-нравственное развитие личности ученика начальной школы и формирование целостной картины внешнего мира, которая помогает младшему школьнику осознать, что он принадлежит к единому человеческому сообществу, к своей стране (краю, республике), к культуре. Кроме того, эта функция связана с приобретением учеником духовно-нравственных и культурных ценностей в национальном и общечеловеческом понимании [3].
Согласно Н.Л. Селивановой, чтобы воспитать толерантную личность, необходимо погружать школьников в иную культуру. То есть учитель перемещает ученика в некое ограниченное педагогическими рамками пространство - воспитательное пространство, где он может произвольно и целенаправленно организовывать нужные условия для успешного протекания межкультурного диалога: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; корректировать его продолжительность и интенсивность; организовывать специальную работу - дискуссии, тренинги, рефлексию. В течение прямого общения личные качества человека играют более важную роль, чем его этническая или конфессиональная принадлежность, а значит, и культурные предубеждения уходят на второй план [5] .
Хотя Н.Л. Селиванова изучала вовлечение подростков в многонациональную среду, многие приемы при небольшой адаптации можно применять и на начальной ступени образования, так как мультикультурное содержание образования должно протекать в течение всего периода обучения в школе.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для воспитания толерантности. По мнению И.С. Марьенко, у детей младшего школьного возраста формируется рациональный интеллект, и ничто не препятствует формированию эмоциональных основ нормального морального развития личности [2] .
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение иностранного языка в начальной школе помогает ученикам глубже понять другие культуры, их традиции и нормы поведения, проявлять толерантность по отношению к представителям иных культур.
Список литературы
Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1980. – 308 с.
Никитенко, З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук / З.И. Никитенко. – Нижний Новгород, 2011 – 168 с.
Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И.Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс; М.:Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Н.Л. Селтванова. – М.: Педагогика 2001. – 354 с.