В первую очередь, умением учиться. Для начала у учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам сообщают Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы осуществить их требования в дальнейшей педагогической работе, необходимо изучить современные образовательные технологии. Для начала необходимо выяснить, что же такое технология. По словам В.А. Сластенина, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [1].
П.И. Пидкасистый определяет технологию обучения как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками [1].
Образовательные технологии, которые отвечают особенностям существующих стандартов:
Проектная деятельность. Данная технология предполагает три операции обучающихся с присутствием и помощью педагога: замысел – реализация - продукт. К проектной деятельности в начальной школе относят подготовку разных плакатов и баннеров, буклетов, моделей, разработку и представление выставок, викторин, конкурсов, постановок и т.д.
Информационные и коммуникационные технологии. Происходящая информатизация образования – это преобразование системы образования в соотношении с потребностями и возможностями информативного социума. В качестве основных областей использования ИКТ в начальной школе выступают следующие направления:
становление начальных навыков работы с информацией;
приобретение навыков работы с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами; с мультимедийными источниками.
Технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология представляет собой один из самых результативных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока: создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы, актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы, поиск решения проблемы, открытие нового знания, применение нового знания, выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д. [2].
Технология работы с текстом. Применение этой технологии даёт возможность максимально продуктивно учить младших школьников самостоятельному чтению с целью формирования основных коммуникативных умений.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся. Данная технология оценивания образовательных достижений предоставляет возможность учащемуся в паре с учителем оценивать свою работу на уроке. Значимую роль в этой технологии выполняет самооценка. Обучение становится легче, когда учащийся конкретно осознаёт, что необходимо сделать и сам ставит себе оценку.
Технология развития критического мышления. Данная технология даёт возможность совершенствовать критическое мышление обучаемых при организации их работы с разными текстами, учебниками, рассказами учителя и т.д. Задача технологии: научить учащегося самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя [2].
Игровые технологии. Данные технологии дают возможность совершенствовать все виды универсальной деятельности учеников начальной школы: дети овладевают правилами поведения в группе, даётся характеристика самих групп, приобретаются навыки коллективной общественной работы, накапливаются культурные традиции, привнесённые в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др. [2].
Существуют различные методы обучения, которые направлены на становление учебной деятельности младших школьников. По доминирующим средствам все методы можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные, практические. После чего эти методы группируют, а эта группировка основывается на основных дидактических задачах:
методы приобретения новых знаний;
методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
По способу обучения методы делят на:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы, основывающиеся на характере учебно–познавательной деятельности учащихся:
Репродуктивные методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
Продуктивные методы:
проблемного изложения;
частично-поисковый (либо эвристический);
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод. Отражает работу преподавателя и ученика. Его специфика состоит в том, что учитель предоставляет информацию разными методами, а ученики принимают, осознают и фиксируют в памяти данные сведения. Педагог сообщает информацию посредством устных слов (рассказ, лекция, объяснение), печатных слов (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практических показов способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.) [2]. Данный метод один из наиболее бережливых методов передачи общего и систематизированного опыта людей.
Репродуктивный метод. Этот метод основывается на том, что учитель ставит перед учащимися задачи, а учащиеся эти задачи пытаются решить, ставят перед собой похожие задачи, разрабатывают планы и т.д. То есть это такой метод, в котором использование ранее освоенного осуществляется, основываясь на образце или правиле. При использовании репродуктивного метода деятельность учеников имеет характер алгоритма. Данный метод, как правило, используется для успешного формирования знаний, умений, навыков, служит точному воспроизведению пройденного материала, его применению в таких же или немного изменённых ситуациях.
Представленные методы дают учащимся «багаж» знаний, умений и навыков, формируют у них основополагающие мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, и т. д.), но не обеспечивают развитие творческих способностей. Данная задача достигается продуктивными методами.
Продуктивные методы обучения. С помощью продуктивных методов обучения происходит, в отличие от репродуктивных методов, развитие творческих способностей учащихся. Если рассмотреть основные виды творческой деятельности, можно заметить, собственно, что при ее постоянной реализации у ребёнка развиваются качества: быстрота ориентировки в изменяющихся ситуациях, способность замечать проблему и не опасаться ее новизны, своеобразие и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п. Особенностью данного метода является наличие проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это психическое состояние умственных затруднений, которое вызвано двумя факторами: с одной стороны, это острое желание решить какой-либо вопрос, с другой стороны, это то, что нет возможности совершить с помощью известных знаний или знакомых способов деятельности, и тогда возникает необходимость в усвоении иных сведений или получении новых способов деятельности. После возникновения проблемной ситуации происходит её анализ. На этой стадии ученик определяет, что ему известно, а что незнакомо, устанавливает взаимосвязь, выясняет отношения между ними. С помощью этого становится возможным сформулировать проблему и проблемные задачи. Решение проблемных задач происходит поочерёдно. Возникают предположения и гипотезы о возможном решении проблемной задачи. Из большого числа догадок и гипотез выдвигаются некоторое количество хорошо аргументированных предположений. Впоследствии проблемные задачи решаются с помощью поочерёдной проверки выдвинутых гипотез. Чтобы проверить, правильно ли была решена проблема, необходимо сопоставить цели, условия задачи и полученный результат. Очень важно разобраться со всеми этапами проблемного поиска.
Продуктивное обучение также называют проблемным. Следует учесть, что не каждая учебная информация имеет противоречия и может выступать учебной проблемой. В этом случае имеет смысл представлять детям учебный материал репродуктивными методами, так как невозможно организовать проблемную ситуацию без наличия исходного запаса знаний. Сформировать этот запас можно только благодаря репродуктивному методу.
Список использованной литературы
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., «Просвещение», 2008.
Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. –М., «Начальная школа», 2012.