Проблема учебной адаптации выступает на условиях существенного изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении [3].Исследователи проблемы адаптации обучающегося на первом курсе относятся к ней как к начальному этапу интеграции студентов в профессиональную и социальную среду вуза[4].
Исследователями отмечалось, что процессы адаптации первокурсников запускаются с первых дней обучения в вузе, когда они, входя в образовательное сообщество, вступают в новый тип межличностных отношений, осваивают новые виды учебной и научной деятельности, привыкают к иным условиям быта в общежитии, и времяпровождения. С этого момента они включаются в процесс профессионально-личностной адаптации [3].
Процесс социализации условно подразделяют на несколько этапов: адаптивный, созидательный, творческий, педагогический, пост-социализация [5]. Представленные этапы социализации позволяют целенаправленно организовать с большей эффективностью процесс социализации каждого военнослужащего и целых воинских коллективов. Готовить, мотивировать и ориентировать курсантов к предстоящему виду деятельности необходимо заранее, т. к. каждый последующий этап личностно-профессионального развития зарождается в предыдущем. Соответственно, на фоне всего сказанного уточняется результат и сама цель воспитания курсанта.
В социологии распространено понятие «социальная среда», которое трактуется как часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. При этом подчеркивается, что среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В современных исследованиях отмечается также, что социальная среда создается человеком, его трудом и ее результатом являются продукты материальной и духовной культуры.
При этом в структуру социальной среды включаются феномены социальной и личной жизни человека: опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п. Реализация совокупности материальных, экономических, социально-политических и педагогических условий существования и формирования личности, составляющих воспитательную среду, обеспечивает освоение индивидом культуры, ценностей и норм общества и перевод их в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности. [6].
В связи с этим военно-патриотическая среда включает непосредственное окружение курсантов и многообразие их взаимодействий, видов деятельности, условий и возможностей личностного развития, что возможно структурно представить как информационный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент включает документацию, определяющую содержание и особенности профессиональной деятельности, а также информационно-методическое обеспечение военно-патриотического воспитания курсантов (программы, материалы к лекционным и практическим занятиям, программно-методические материалы, диагностические материалы и пр.).
Деятельностный компонент среды характеризует различные виды деятельности курсантов, которые способствуют решению задач повышения эффективности профессионально-мотивационной адаптации:
образовательная (изучение аспектов военно-патриотического воспитания, получение информации об успешных действиях выпускников вуза, о героических и мужественных поступках курсантов, о деятельности ветеранской и наставнической организации и пр.);
профессиональная (выполнение военно-профессиональных обязанностей);
социальная (встречи курсантов с ветеранами, участие в конкурсах профессионального мастерства, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и пр.).
Таким образом, создание военно-патриотической среды предполагает конструирование социально-профессионального пространства, характеризующего зону непосредственной активности курсантов в профессиональной и социальной деятельности и отражающего феномены социальной и личной жизни человека (опыт прошлой жизни, опыт общения, влияние средств массовой информации и т.п.). Решение данной задачи обеспечивается реализацией во взаимосвязи информационного и деятельностного компонентов предлагаемой среды.
Для реализации информационного компонента были проведены следующие мероприятия:
в фойе и коридорах вуза оборудованы стенды с государственной символикой Российской Федерации - герб, флаг, гимн, выдержки из Конституции России, портреты Президента Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации и т.д.;
оформлены экспозиции, посвященные истории России, воинским и трудовым подвигам нашего народа, истории вуза;
выпущен фотоальбом о лучших выпускниках-офицерах;
Реализация деятельностного компонента военно-патриотической среды, характеризующего различные виды деятельности курсантов, включала проведение мероприятий, способствующих расширению их опыта военно-профессиональной и патриотической деятельности. Так, например, нами были проведены конкурсы профессионального мастерства, спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта; встречи офицеров-выпускников разных поколений, развитие ветеранского движения, наставничества.
Литература
Кротов А. К., Мовчан А. А. Конфликтные ситуации в воинских коллективах и способы их разрешения // Военная мысль. – 2011, – № 9. – С. 37–45.
Григорьев А. А. Парадигма социально-организационного развития системы военного образования // Инновации в образовании. – 2003, – № 1. – С. 6–8.
Мещеряков А.В.Перекрестные эффекты адаптации к стрессовым ситуациям/А.В. Мещеряков, С.П. Левушкин, А.С. Самойлов// «Спортивный психолог».2014.№4(35) с.74-76.
Мещеряков А.В. Организация воспитательной работы со студентами в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий в условиях общежития: методическое пособие/А.В Мещеряков, А.И Ушников, В.В. Кондратьев. Ульяновск: УлГПУ им И.Н. Ульянова,2011,83с.
Кечкин Ю.В. Вовлечение курсантов в сохранение и укрепление военно-патриотической среды вуза как условие прфессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21971