В связи с этим в России признана острая необходимость в антимонопольном регулировании. На сегодняшний день это особо актуально, потому что в России из централизованно-управляемой системы возникла высокой степени монополизация экономики. В 2013 г. 23 крупнейших бизнес-групп осуществляли более трети всего промышленного производства и на их долю приходила шестая часть занятого населения. Цветная и черная металлургия, автомобилестроение, нефтяная промышленность, добыча газа при этом являются самыми высококонцентрированными.
Главной особенностью российского монополизма выступает способ, отличный от рыночного, зарождения данного явления. Несмотря на обычные причины возникновения монополизма в странах с рыночной экономикой, российские предприятия-монополисты возникли в результате передачи собственности государства-монополиста в руки частных собственников.
Российское антимонопольное законодательство не дает точного определения понятию «монополия». Это связанно с тем, что в реальности не существуют чистые монополии. Есть предприятия, которые обладают главным признаком монополий - значительная доля определенного товара на рынке. Под реальной монополией понимают хозяйствующий субъект, у которого доля определенного товара на рынке составляет 65% и более. В этом случае считается, что предприятие занимает доминирующее положение.
В экономике России распространенно такое явление как локальный монополизм. Из-за ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах становятся монополистами. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, бытовым обслуживанием и торговлей в малонаселенных отдаленных пунктах. Также локальными монополиями считаются предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
Значительное и особенное место занимают естественные монополии в экономике России. Главные российские естественные монополисты: РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии и услуги по ее передачи по высоковольтным линиям передач); МПС (железнодорожные перевозки); Газпром (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа); «Ростелеком» (услуги международной и междугородней электрической связи).
Предприятия - монополисты часто злоупотребляют своим положением, устанавливают монопольные высокие или низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольные высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией преобладают монопольно низкие, а иногда даже демпинговые. Анализ более 200 цен выявил, что свыше трети предприятий, которые занимают доминирующее положение рынке, завышают цены на товары и услуги. Как правило, высокой монопольной ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализирование затрат предприятий-монополистов выявило две причины их роста: отсутствие конкурентного давления, в результате дает слабый контроль над затратами; желание заполучить монопольную сверхприбыль ведет к увеличению затрат на защиту и усилению положения монополии.
В условиях современной экономики России монопольная власть реализуется за счет раздувания издержек, а не получения прибыли. Об этом свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат над индексом инфляции.
Кроме ценовых злоупотреблений в монополизме наблюдается дискриминирующее поведение к конкурентам. К примеру, администрация Нижегородской области создала государственное унитарное предприятие «Фармация». В ее состав вошли ранее самостоятельные аптеки, магазины оптики и контрольно-аналитическая лаборатория. Антимонопольный комитет заметил в этих действиях нарушение федерального закона о конкуренции и предписал реорганизировать незаконно созданную структуру. После реорганизации значительно увеличился ассортимент лекарств и медицинских препаратов в аптеках. Это можно расценить как улучшение положения потребителя после разукрупнения предприятия-монополиста.
В Российской Федерации для развития конкуренции и преодоления монополизации были созданы специальные государственные программы. Их основная задача сводилась в снижении концентрации производства и создании всех необходимых условий для развития конкурентных рыночных отношений, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и диверсификация производства. Исследования показывали, что число предприятий, которые не ощущают конкуренцию, постепенно сократилось и во многих отраслях не превышает 10-15%.
Необходимость реформирования естественных монополий (РАО «ЕЭС», Газпром и МПС) занимает особое место в демонополизации экономики.
У каждой концепции реформ есть как противники, так и сторонники. Все они сходятся во мнении, что реформы следует проводить постепенно, они не должны отрицательно влиять на положение предприятий на внутреннем и внешних рынках.
Положительные стороны монополизации экономики. Монополии своей деятельностью повлекли изменения хозяйственного механизма, так как усилили в нем сознательные регулирующие силы. Быстрое формирование крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в отраслях и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Из всего этого следует, что монополии на современном этапе представляют собой крупные предприятия с минимальными затратами и максимальной эффективностью.
Негативные факторы монополизации экономики. Результатом монополизации рынков, которая возникает на основе конкуренции, является низкая эффективность производства, неоптимальное распределение ограниченных ресурсов. Негативными факторами являются появление высоких монопольных цен, торможение научно-технического прогресса. Если не ликвидировать монополии в сфере обращения и производства, то ни о каком рынке не может быть и речи, потому что рынок и монополизм- это две несовместимые вещи. В условиях чистой монополии все меры, направленные на развитие рыночных отношений, не оказывают должного влияния либо приносят абсолютно неожидаемые результаты. В экономике, где преобладает монополизация, отсутствует должная конкуренция, рыночная среда и саморегуляция. Монополизация замедляет перестройку в структурах хозяйствующих субъектов, так как отсутствует мотивация к труду, расширению, накоплению, обновлению и тому подобное, что в итоге приведет к моральному и физическому старению фондов. Поэтому необходимо совершенствование антимонопольной политики в России, чтобы предотвратить монополизацию всех рынков.
Таким образом, на сегодняшний день проблема монополизма в России носит актуальный характер. Монополии отрицательно сказываются на рыночных отношениях, поэтому необходимо усилить антимонопольное законодательство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – Москва: Издательство Инфра – М.: 2012г. – С.416-420.
Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 2011. – С.732.
Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. – С.433.
Волконский В.А., Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. /В.А. Волконский, Г.И. Корягин. – Банк. дело. – М., 2014. – 174с.
Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство "АСА", 2008.
Марченко С.В., Погосян В.В., Голубина Ж.И. Особенности долговой политики Российской Федерации // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 28. С. 118-126.
Марченко С.В. Финансовые результаты деятельности предприятий как индикатор развития СКФО // Kant. 2016. № 1 (18). С. 120-123.
Юрина В.П. Стратегическое управление предпринимательскими структурами в рекреационной сфере (на примере Кавказских Минеральных Вод) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставрополь, 2005
Гладилин А.В., Юрина В.П. Формирование системы устойчивого развития экономик и регионов // Kant. 2011. № 3. С. 6-8.