ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. В школе дети учатся добывать знания, учатся дружить и общаться. В школе дети готовятся к дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы каждому ученику было комфортно в школе. Но почему некоторые ученики посещают школу с удовольствием, другие с нежеланием, а есть такие дети, которые боятся ходить в школу? Одни добиваются высоких результатов в учебной и во внеурочной деятельности, получают удовольствие от общения с друзьями. А для других обучение в школе связано с мучительными переживаниями, с беспокойством, с тревогами и даже со страхами.

Я учусь на 1 курсе, но чувствую себя по – разному. Обычно спокойно и уверенно, а бывает так тревожно, что это мешает сосредоточиться, отвечать на занятиях. Особенно тревожат предстоящие экзамены.

Меня давно волнуют вопросы: что такое тревожность? Каковы причины тревожности? Можно ли побороть свою тревожность? Влияет ли школьная тревожность на успеваемость и поведение учащихся?

Чтобы ответить на свои вопросы, я решила исследовать школьную тревожность. Научный руководитель данной работы – Зинурова Раущания Ильшатовна.

Цель нашей работы: изучить влияние школьной тревожности на успеваемость и поведение учащихся.Объект школьная тревожность.Предмет исследования – состояние школьной тревожности учащихся 5 «Б» класса.

Мы выдвинулигипотезу: учащиеся с высоким и повышенным уровнем тревожности имеют низкие результаты по успеваемости и проблемы по поведению.

Для ответов на свои вопросы и подтверждения гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Используя научно – популярную литературу, выяснить, что такое тревожность, виды тревожности, причины и формы проявления тревожности.

2.Исследовать уровень тревожности учащихся 5 «Б» класса с помощью опросника Филлипса (приложение 1).

3.Сопоставить данные своих исследований с итогами успеваемости и дисциплины за 2 четверть.

4.Составить рекомендации для учащихся 5 «Б» класса по снижению уровня школьной тревожности.

1.Обзор литературы

1.1. Что такое тревожность?

Изучая литературу, мы выяснили, что существует много трактовок термина «тревожность».

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».

Тревожность - это «центральная проблема современной цивилизации» (May R., Эриксон Э.), как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности» (Готвальд Ф. Т., Ховланд В.).

Ряд исследователей определяет тревожность как комплекс эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину.

Итак, тревожность – это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности.

1.2. Классификация видов тревожности.

Большинство психологов различают два основных вида тревожности: ситуативную и личностную (Ю.В. Щербатых, Е.И. Рогов, Р.С. Немов и др.)

Ситуативная – это тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние возникает у любого человека в ожидании возможных неприятностей и жизненных осложнений. Например: во время экзаменов тревожность так высока, что возможны обмороки учащихся.

Личностная тревожность рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

По форме проявления А.М. Прихожан выделяет открытую и закрытую тревожность.

Открытая тревожностьсознательно переживаемая и про­являющаяся в деятельности в виде состояния тревоги.

Скрытая тревожность — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувстви­тельности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы по­ведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сто­рону, постукивание пальцами по столу и т. д.) (А. М. Прихожан ,2001)

В данной работе мы решили рассмотреть виды школьной тревожности, предложенные Филлипсом (приложение 2) Им были выделены:

1.Общая тревожность в школе.

2.Переживания социального стресса.

3.Фрустрация потребности в достижении успеха.

4.Страх самовыражения.

5.Страх ситуации проверки знаний.

6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность - явление распространенное, входящее в разные сферы жизни школьников.

1.3. Причины школьной тревожности

Школьная тревожность — это самое широкое понятие, вклю­чающее различные аспекты устойчивого школьного эмоциональ­ного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. (А.В.Микляева, П.В.Румянцева).

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание — это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую че­ловека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает устранить все трудности познания, которые являются необхо­димым условием успешности усвоения знаний [2].

Поэтому оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее системати­ческого переживания тревоги по поводу событий школьной жиз­ни (полезная тревожность). Интенсивность этого переживания не должна превы­шать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мо­билизующее влияние [2].

На основе анализа литературы мы выделили следующиепричинышкольной тревожности:

1. Учебные перегрузки.

2. Неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой.

3. Неадекватные ожидания со стороны родителей.

4. Неблагоприятные отношения с педагогами.

5. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

6. Смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

7. Неправильное воспитание в семье.

8. Переходный возраст.

9.Адаптационный период (1, 5, 10 класс)

Итак, среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно перечислить:

внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с самооценкой;

нарушения внутрисемейного, внутришкольного вза­имодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Прихожан А. М. и др.).

1.4. Формы проявления школьной тревожности

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и другое.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости.

На поведенческом уровне – бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, теребление волос, качание на стуле, стук пальцами по столу и др.

Проанализировав литературу, мы выделили следующие формы проявления школьной тревожности подросткового возраста:

1.Ухудшение соматического здоровья.

2.Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов).

3.Излишняя старательность при выполнении заданий.

4.Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий.

5. Раздражительность и агрессивные проявления.

6. Рассеянность, снижение внимания на уроках.

7. Отказ отвечать на уроке, или ответы тихим или приглушённым голосом.

8. Потеря контроля над физиологическими функциями.

9. Сверхценность школьной оценки.

10. Проявление негативизма и демонстративной реакции.

Вывод: Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

2. Исследования уровня тревожности учащихся 5 «Б» класса

2.1. Методика проведения исследований

Для подтверждения своей гипотезы мы провели исследование школьной тревожности. В исследовании принимали участие ученики 5 «Б» класса лицея №1 г. Камбарки, в количестве 20 человек.

Для исследования мы применили «Опросник школьной тревожности Филлипса» (приложение 1) с целью определения общего уровня школьной тревожности и отдельных её факторов (приложение 2). Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стан­дартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обсле­дований. Позволяет получить достоверные результаты.Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Диагностика проводилась в групповой форме. Ребятам предлагалось ответить на 58 вопросов. На каждый вопрос требовалось однозначно ответить «да» или «нет».

При обработке результатов выделялись вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «нет». Ответы, несовпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.

При обработке подсчитывалось: во-первых, общее число несовпадений по всему тесту. Если несовпадений больше 50%, у ребёнка повышенная тревожность; если больше 75% от общего числа вопросов теста – высокая тревожность, во-вторых, число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.

2.2. Анализ полученных результатов

Исследования проводились в два этапа.

Первый этап диагностики проводился в октябре 2016 года - тестирование учащихся с целью изучения уровня тревожности и доминирующих видов тревожности.

По результатам диагностики в 5Б учащихся с высоким и низким уровнем тревожности не выявлено. Повышенный уровень тревожности наблюдается у 11 учащихся (55%), у 9 учащихся (45%) отмечается нормальный уровень тревожности (приложение 3).

Рассмотрим результаты исследования уровня отдельных факторов школьной тревожности.

Общая школьная тревожность

Высокий уровень – 11 человек (55%). Данные учащиеся испытывают страх, находясь в школе.

Повышенный уровень – 6 человек (30%). Эти дети испытывают дискомфорт, в отдельных ситуациях, происходящих в школе.

Нормальный уровень – 3 человек (15%). Это означает, что школа и школьные тревожности не являются для этих ребят травмирующими, что создаёт условия для их нормального развития в процессе обучения.

Переживание социального стресса

Высокий уровень – 9 человек (45%). Эти учащиеся испытывают чувство напряжённости и беспокойства, связанные с контактами.

Повышенный уровень – 6 человек (30%). Испытывают беспокойство периодически в общении с конкретными людьми.

Нормальныйуровень – 5 человек (25%). У этих учащихся отношения с социумом удовлетворительные, не травмирующие.

Фрустрация в достижении успеха

Высокий уровень - 0 человек. Не был выявлен.

Повышенный уровень – 14 человек (70%). Эти дети могут испытывать трудности в достижении успеха, из-за неблагоприятного психического фона.

Нормальный уровень6 человек (30%). У данной группы учащихся благоприятный психический фон, позволяющий им развивать свои потребности в успехе.

Страх самовыражения

Высокий уровень- 6 человек (30%). Эти дети испытывают сильные эмоциональные переживания ситуации, где нужно показывать свои возможности.

Повышенный уровень – 5 человек (25%). В ситуациях, где нужно заявить о себе, эти учащиеся испытывают эмоциональный дискомфорт.

Нормальный уровень9 человек (45%). Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства.

Страх ситуации проверки знаний

Высокий уровень – 6 человек (30%). У этих учащихся негативное отношение и переживание тревожности в ситуациях проверки знаний (особенно публичной).

Повышенный уровень - 8 человек (40%). Испытывают беспокойство при проверке знаний.

Нормальный уровень – 6 человек (30%). Эти учащиеся не испытывают страха и тревоги при проверке их знаний и достижений.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Высокий уровень – 10человек (50%). Эти учащиеся ориентируются на других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, испытывают по этому поводу сильную тревогу.

Повышенный уровень- 7 человек (35%). У данных детей появляется эмоциональный дискомфорт, если окружающие осуждают их поступки. Они испытывают беспокойство по поводу оценок, даваемых окружающими.

Нормальный уровень – 3 человек (15%). Эти дети не испытывают беспокойство, если не оправдали надежд окружающих.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Высокий уровень – 13 человек (65%). У данной группы учащихся низкая приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера и высокая вероятность неадекватного реагирования на тревогу.

Повышенный уровень – 0 человек. Не выявлено.

Нормальный уровень - 7 человек (35%). У этих детей высокая приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Высокий уровень – 7 человек (35%). У учащихся данной категории негативный фон отношений с взрослыми, снижающий успешность обучения.

Повышенный уровень – 8 человек (40%). Эти дети испытывают некоторые трудности в отношениях с учителями.

Нормальный уровень - 5 человек (25%). У данных учащихся нет проблем в отношениях с учителями. Они общаются легко и непринуждённо.

Итак, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности в 5 «Б» классе имеют высокий уровень, что можно объяснить сложностью протекания адаптационного периода.

Рассматривая показатели тревожности по отдельным ее видам, мы заметили, что в 5 «Б» наиболее высоки показатели по 2,6,7 факторам: переживание социального стресса, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, что наглядно представлено в таблице (приложение 4).

Из этого следует, что большинство учащихся 5 «Б» класса, находясь в школе, испытывают беспокойство, связанное с контактами; ориентируются на окружающих в оценке своих результатов и поступков; испытывают сильную тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими; имеют низкую сопротивляемость к ситуациям стрессогенного характера и высокую вероятность неадекватного реагирования на тревогу.

Проанализировав все 58 вопросов теста, мы выделили вопросы, на которые совпали ответы большинства учащихся класса. Мы выяснили следующее:

Хотят, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала-10 чел. Работают более усердно, если знают, что их работы будут сравниваться с работами одноклассников -15 чел. Волнуются, что их могут оставить на второй год – 11 чел. (удивило, что в их числе отличники). Испугало, что 8 человек признались, что их ударяли или били одноклассники. Обрадовало, что 14 человек надеются в будущем учиться лучше.

Второй этап исследования был проведён в январе 2017 года. На данном этапе было проведено сопоставление уровня тревожности учащихся с результатами успеваемости и дисциплины за 2 четверть (приложение 5).

На данном этапе было проведено определение успеваемости детей при различных уровнях тревожности. Механизм определения выглядит следующим образом: в группах детей с тем или иным уровнями тревожности мы определяли процент отличников, хорошистов, троечников. Так, в 5Б классе учащихся с повышенным уровнем тревожности 11 человек. Эти 11 человек выступают как 100% для группы детей с повышенным уровнем тревожности. Среди данных детей определила процент отличников, хорошистов, троечников. Так, в рассматриваемом примере, из 11 человек 2 отличника , 8 - ударников, 2 - троечника. Таким образом, мы определяли зависимость успеваемости от уровня тревожности детей. Количественные результаты изучения успеваемости при различных уровнях тревожности учащихся 5Б класса представлены на рисунке 1.

Рис.1. Доля отличников, ударников и хорошистов при различных уровнях тревожности

В группе учащихся 5Б класса с повышенным уровнем тревожности 18% (2 чел.) учатся на «отлично»; 63% (7 чел.) учатся на «хорошо»; 18% (2 чел.) троечники.

В группе детей с оптимальным уровнем тревожности выявлено 25% (2 чел.) хорошистов; 75% (7 человек) троечников. Неуспевающих школьников с данным уровнем тревожности не определено.

Определяя уровень тревожности при различной успеваемости учащихся 5Б класса, мы получили результаты, графически представленные на рисунке 2.

Рис.2. Связь школьной тревожности и успеваемости

Сопоставив уровень тревожности учащихся с результатами успеваемости за 2 четверть (рис. 2) мы выявили, что большинство учащихся повышенным уровнем тревожности имеют средние оценки «5» и «4». Основной процент школьников с оптимальным уровнем тревожности определен в группу ребят троечников.

Нас сначала удивил этот результат, но изучая литературу, мы выяснили, что это нормальное явление. Такие же результаты были получены и при исследованиях известных психологов Кочубей Б.И., Новиковой Е.В.

Как видно, наиболее «тревожными» детьми являются отличники и хорошисты. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки» (рис.2).

Таким образом, подтвердилось только часть нашего предположения.

Мы предполагали, что учащиеся с высоким и повышенным уровнем тревожности имеют низкие результаты по успеваемости, но оказалось, что отличники и хорошисты, как и самые слабые учащиеся, тоже имеют повышенный уровень тревожности, так как для эффективной учёбы и гармоничной жизни необходим определённый полезный уровень тревожности.

Подтвердилось наше предположение о негативном влиянии на успеваемость обучения высокого уровня тревожности. В 5Б классе отсутствуют учащиеся с высоким уровнем тревожности, нет и двоечников.

Можно утверждать, что повышенный уровень тревожности для учащихся 5Б класса является мобилизующим, что противоречит результатам исследований А.М. Прихожан, П.В. Микляевой и А.В. Румянцевой.

Сопоставление уровня тревожности и дисциплины учащихся

На данном этапе было проведено определение поведения детей при различных уровнях тревожности. Механизм определения описан выше. Количественные результаты изучения дисциплины при различных уровнях тревожности учащихся 5Б класса представлены на рисунке 3.

Рис.3. Доля учащихся с примерным, хорошим, удовлетворительным и неудовлетворительным поведением при различных уровнях тревожности

Определяя уровень тревожности при различных оценках дисциплины учащихся 5Б класса, мы получили следующие результаты:

В группе учащихся 5Б класса с повышенным уровнем тревожности 27% (3 чел.) ведут себя «хорошо»; 27% (3 чел.) - «удовлетворительно»; 45% (5чел.) - «неудовлетворительно».

В группе детей с оптимальным уровнем тревожности выявлено 11% (1 чел.) поведение «примерно» , 55% (5 чел.) «хорошо», 33% (3 чел.) «удовлетворительно». Сопоставив уровень тревожности учащихся с результатами по дисциплине за 2 четверть, мы выявили, что большинство учащихся повышенным уровнем тревожности имеют средние оценки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». Основной процент школьников с оптимальным уровнем тревожности определен в группу ребят с хорошим поведением.

Рис.4. Связь школьной тревожности и поведения учащихся

По рис. 4 видно, чем выше уровень тревожности, тем ниже оценка по поведению.

Таким образом, подтвердилось наше предположение полностью: повышенный уровень тревожности оказывает негативное влияние на поведение учащихся. Испытуемые с повышенным уровнем тревожности нарушают дисциплину: проявляют раздражительность, агрессивность, нетерпеливость. Эта связь более отчетливо проявляется у мальчиков. Все обладатели неудовлетворительного поведения – мальчики (5 человек).

Из этого следует, что многие учащиеся оказываются в неблагоприятных психологических условиях. Для развития потребностей в достижении успехов и родителям, и педагогам желательно чаще создавать такие условия, которые вызывают положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата.

2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности

К началу подросткового возраста человек знакомится с собой заново. Поэтому не надо осуждать интерес подростков к себе, а тактично рассказывать подросткам, что с ними происходит, почему они испытывают непонятное для них раздражение, досаду, тревожность, научить справляться с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Всем подросткам нужны благожелательные, но не навязчивые советы. В помощь для высоко тревожных учащихся мы подготовили памятку «Всё в твоих руках» [8] (приложение 6)

Заключение

Выполняя исследовательскую работу «Влияние школьной тревожности на успеваемость и дисциплину», мы узнали много интересной и полезной информации о тревожности, её видах, причинах и формах проявления, способах снижения уровня тревожности.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии.

Анализируя литературу, мы встретили большое количество определений тревожности. Большинство авторов считают, что тревожность - это отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности.

Изучив литературу, сравнив результаты исследований, мы выявили, что тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Тревожность может нести в себе как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

Наша гипотеза подтвердилась не полностью. Мы предполагали, что учащиеся с высоким и повышенным уровнем тревожности имеют низкие результаты по успеваемости, но оказалось, что отличники и хорошисты, как и самые слабые учащиеся, тоже имеют повышенный уровень тревожности, так как для эффективной учёбы и гармоничной жизни необходим определённый полезный уровень тревожности.

Подтвердилось наше предположение о негативном влиянии на успеваемость обучения высокого уровня тревожности. В 5Б классе отсутствуют учащиеся с высоким уровнем тревожности, нет и двоечников.

Подтвердилась наша гипотеза в части влияния школьной тревожности на дисциплину. Дети с высоким и повышенным уровнем тревожности имеют большие проблемы по дисциплине: нарушают дисциплину: проявляют раздражительность, агрессивность, нетерпеливость. Эта связь более отчетливо проявляется у мальчиков.

Школьную тревожность можно побороть, для этого следует соблюдать рекомендации психологов. Мы подготовили и вручили на классном часе учащимся 5 «Б» класса памятку «Всё в твоих руках», которая поможет им снизить уровень тревожности.

Планируем во 2 семестре текущего года провести исследование тревожности студентов - первокурсников.

Список литературы

1. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек. Изд. Питер, 2007.

2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб: Речь, 2004. – 248 с.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

4.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж., Психологическая наука и образование, 1996

5. Прихожан А.М. «Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст» - Питер, 2009. - 192 c.

6. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М. «Владос», 1995.

7. Словарь «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – М., 1994.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Изд. Питер, 2012

9. pochit.ru/pshologiya/91468/index.html (09/01/2013)

10. ref.rushkolnik.ru/v38901/

Приложение 1

ОПРОСНИК ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опрос­ник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувст­вуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих отве­тов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отве­чая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

Текст опросника:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирает­ся проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как хочет учи­тель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на вто­рой год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается вы­бор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что резуль­таты твоей работы будут сравниваться в классе с результата­ми твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волновать­ся, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступить в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одно­классников, к которым ребята относятся с особым внима­нием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение учителей те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как дру­гие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что дума­ют о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты по­рой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу зада­ние, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники мо­гут сделать то, что не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов:при обработке ре­зультатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпа­дают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе к этому вопросу соот­ветствует «—», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадаю­щие с ключом, — это проявления тревожности. При обра­ботке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно

говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — высокой тревожности.

2. Число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

  1. Общая школьная тревожность: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (п = 22).

  2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (п =11).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (п = 13).

  4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (п = 6).

  5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (п = 6).

  6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(л = 5).

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (п = 5).

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (п = 8).

Ключ:

При совпадении с ключом ставится 1 балл.

1

11.

+

21.

31.

41.

+

51.

2.

12.

22.

+

32.

42.

52.

3.

13.

23.

33.

43.

+

53.

4.

 

14.

24.

+

34.

44.

+

54.

5.

15.

25.

+

35.

+

45.

_

55.

6.

16.

26.

36.

+

46.

 

56.

7.

17.

27.

37.

47.

57.

8.

18.

28.

38.

+

48.

58.

9

19.

29.

39.

+

49.

   

10.

20.

+

30.

+

40.

50.

   

Приложение 2

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

школьной тревожности (по Филлипсу)

1.Общая тревожность в школе– общее эмоциональное состояние учащегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.Переживания социального стресса – эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3.Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4.Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7.Низкая физиологическая сопротивляемостьстрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8.Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Приложение 3

Результаты тестирования учащихся 5 «Б» класса

Название диагностической методики: Опросник школьной тревожности Филлипса.

Цель: изучение уровня тревожности, связанного со школой.

№ испытуемого

Количество баллов, %

Уровень тревожности

1.

54

повышенный

2.

42

нормальный

3.

27

нормальный

4.

66

повышенный

5.

62

повышенный

6.

64

повышенный

7.

52

повышенный

8.

31

нормальный

9.

70

повышенный

10.

33

нормальный

11.

53

повышенный

12.

51

повышенный

13.

44

нормальный

14.

67

повышенный

15.

57

повышенный

16.

45

нормальный

17.

37

нормальный

18.

52

повышенный

19.

27

нормальный

20.

19

нормальный

Приложение 4

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

учащихся 5 «Б» класса

Факторы

Нормальный уровень

(кол-во человек)

Повышенный уровень

(кол-во человек)

Высокий

уровень

(кол-во человек)

Общая тревожность в школе

5

7

8

Переживание социального стресса

3

6

11

Фрустрация потребности в достижении успеха

6

14

0

Страх самовыражения

9

5

6

Страх ситуации проверки знаний

6

8

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3

7

10

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

7

0

13

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

5

8

7

Приложение 5

Сравнительная диагностика

№ испытуемого

Уровень тревожности

Успеваемость

за 2 четверть

Дисциплина

1.

Повышенный

Хорошист

Хорошо

2.

Повышенный

Хорошист

Хорошо

3.

Нормальный

Хорошист

Уд.

4.

Повышенный

Троечник

Неуд.

5.

Нормальный

Троечник

Уд.

6.

Повышенный

Хорошист

Хорошо

7.

Повышенный

Троечник

Неуд.

8.

Повышенный

Хорошист

Уд.

9.

Повышенный

Хорошист

Уд.

10.

Нормальный

Троечник

Неуд.

11.

Повышенный

Хорошист

Хорошо

12.

Повышенный

Отличник

Уд.

13.

Нормальный

Хорошист

Примерно

14.

Повышенный

Отличник

Неуд.

15.

Нормальный

Троечник

Хорошо

16.

Нормальный

Троечник

Неуд.

17.

Нормальный

Троечник

Уд.

18.

Повышенный

Хорошист

Хорошо.

19.

Нормальный

Троечник

Хорошо

20.

Нормальный

Хорошист

Хорошо

Приложение 6

Памятка «Все в твоих руках!»

I. «В здоровом теле – здоровый дух»

1.Если чувствуешь внутреннее напряжение - встань спокойно и сделай глубокий вдох. Это помогает восстановить нарушенное внутреннее равновесие.

2.Занимайся спортом! Полчаса, потраченные на зарядку, сжигают гормоны стресса. Одновременно в головном мозге происходит усиленная выработка гормона счастья – эндорфина. А если на это нет времени, то хотя бы встань со стула, хорошенько потянись и медленно повращай головой из стороны в сторону, чтобы расслабить шею.

3.Сохраняй чувство юмора. Смех облегчает душу и помогает преодолеть подавленность, а также снижает давление крови и улучшает настроение.

4.Если надо – поплачь. Многие считают слёзы признаком слабости, но это не так. Плач – естественный способ избавления от негативных эмоций. Слёзы вымывают химические соединения, которые возникают в состоянии стресса.

5.Больше внимания уделяйте приёму пищи. Привычки питания могут увеличить или уменьшить нервное напряжение. Избегай химических добавок, таких, как консерванты или красящие вещества.

II. «Мой дом – моя крепость»

1. Делись с родителями тем, что с тобой происходит, рассказывай о том, как прошел день, что нового ты узнал. Не скрывай своих чувств и переживаний.

2. Если что-то не получается, обращайся за помощью и советом к родным.

3.Проводи свободное время с родителями, друзьями. Живое общение – источник хорошего настроения.

III. «Делу время – потехе час»

1.Составь режим дня и следуй ему каждый день. Это поможет тебе распределять время, быть собранным и организованным.

2.После школы не торопись садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

3.Не стремись сделать все уроки в один присест, делай небольшие «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

IV. «Крепкий духом не унывает»

1. Верь в себя и в свои силы! Если что-то не получилось – иди дальше, не опускай руки.

2. Не ставь перед собой цель получать только «4» и «5». Помни, ты учишься ради знаний!

3. Перед контрольной и проверочной работой хорошо выспись! По дороге в школу думай о чем-нибудь приятном, не настраивай себя заранее на отрицательный результат. Позволь быть страху, но не позволяй ему брать верх над тобой.

4. Не сравнивай себя с одноклассниками. Каждый из вас по-разному видит, слышит и осмысливает все, с ним происходит.

5. Не оценивай себя негативно. Повторяй про себя фразу: «Все в моих руках, у меня все получится!»

Просмотров работы: 4257