Специфика спортивной деятельности человека связана с учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсмена. С учетом этого, развитие любого вида спорта связано с такой организацией и управлением спортивной деятельности, которая способствует достижению успеха в соревнованиях. С этой точки зрения, процесс обучения и совершенствования в спорте отличается от процесса физического воспитания.
Спортивная деятельность имеет одну особенный фактор – каждый отдельный вид спорта характеризуется своей двигательной структурой, т.е. основным содержанием «двигательного состава» спортивных упражнений. Подобное содержание отдельных видов спорта чрезвычайно разнообразно. Достаточно привести обобщенную классификацию спортивной деятельности - достижения победы в состязаниях со своими соперниками – необходимо учитывать и виды соревновательной деятельности, и способы достижения целей, и разнообразие правил соревнований, а также средства и методы подготовки к соревновательной деятельности.
Спортивную деятельность характеризуют по характеру взаимодействия спортсмена с соперником. Данный фактор влияет на формирование психики и личности спортсмена, а также повышает требования к психологическим качествам спортсмена и методом подготовки к соревновательному периоду.
Целью работы является выявление системы психологической подготовки спортсмена в учебно-тренировочном и соревновательном периодах.
Объектом исследования является психологическое состояние спортсменов в учебно-тренировочном процессе. Предметом исследования выступают внешние и внутренние факторы, влияющие на психологическую подготовку спортсмена.
Проблема исследования: как составляющие спортивной подготовки влияют на психологическое состояние и на выступления спортсмена.
А.В. Родионов отмечает в своей работе «Психология физического воспитания и спорта» то, что главной целью тренировки является подготовка спортсмена к участию в соревнованиях, и как следствие достижения высоких результатов в своем виде спорта. [4]
Проблема психологической подготовки актуальна в современной спортивной практике. Многие тренера и спортсмены сталкиваются с ней. Высококвалифицированные спортсмены и их тренера говорят о том, что психологическая сторона спорта играет немаловажную роль в подготовке спортсмена к выступлению. Без психологического сопровождения достичь высокого результата невозможно. Но многие отмечают, что сейчас в сборных командах роль психолога принижается и тренера не уделяют должного внимания психологической поддержке и подготовке спортсменов.
Давно известно, что психологическое сопровождение во время подготовки к соревновательному сезону положительно влияет на выступления спортсмена на соревнованиях. Психологическое состояние спортсмена во время учебно-тренировочного и соревновательного циклов очень важно. Но не всегда тренера выбирают правильный подход к психологической подготовке спортсмена, не учитывая при этом индивидуальные особенности спортсмена.
Наравне с технической, физической и тактической подготовкой, необходимо уделять внимание психологической подготовке. Подробно рассматривать индивидуальный подход при психологической подготовке спортсмена, а также особенности спортсмена и влияние словесного воздействия тренера на спортсмена.
На сегодняшний день проведено многочисленное количество исследований психических состояний спортсмена, выявлено влияние подготовки на эти состояния спортсмена. В частности в работе Сивицкого В.Г. и Родионова В.А. «Эффективная система управления психическим состоянием в спорте» рассмотрены особенности управления психическими состояниями спортсмена с учетом особенностей тренировочного цикла, а также группы психических проявлений, методы психорегуляции. [2]
Также существует мнение, что не правильная психологическая и общая подготовка спортсмена может негативно отразится на психических состояниях спортсмена. Так, Алешичева А.В. (к.псх.н.) провела исследование спортсменов разной квалификации и выявила негативные изменения в психике, социальном и психическом здоровье, усиливающемся у спортсменов с повышением квалификации. Также ею было установлено ухудшение психического здоровья в посстравматическом периоде и у спортсменок при игнорировании интенсивности физических нагрузок в «проблемные» фазы овариально-менструального цикла. [3] Данное исследование, по моему мнению, очень важно. Ведь не всегда тренерами учитываются некоторые особенности спортсмена и факторы, влияющие на личность спортсмена. Также спортсмен сам должен понимать какую цель он преследует в спорте высших достижений.
Еще раз хотелось бы отметить важность психологической подготовки. «Психологической подготовкой спортсмена, - сказал А.В. Родионов, - можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психологических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям». [1] И хотелось бы, чтобы тренера не забывали о том, что спортсмен не только «машина для побед», но и личность. При подготовке спортсмена необходимо разрабатывать системы психологической подготовки спортсмена в учебно-тренировочном и соревновательном периодах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта : учебник для вузов физкультур. профиля / А.В. Родионов. – Москва : Академический проект, 2004. – 576 с.
2. Сивицкий В.Г., Родионов В.А. Эффективная система управления психическим состоянием в спорте / В.Г. Сивицкий, В. А. Родионов // Системна психология и социология. – 2011. – №4(11). – С. 115-122.
3. Алешичева А.В. Влияние занятий спортом на психическое здоровье спортсменов. / А.В. Алешичева // Спортивный психолог. – 2015. – №4(39). – С. 43-49.
4. Психология физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непалов и др.]; под ред. А.В. Родионова. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.