ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трудовые ресурсы – это имеющиеся в настоящее время и прогнозируемые в будущем трудовые возможности региона.

Решение проблем стабилизации экономики, устойчивого развития Омской области непосредственно связано с сохранением и рациональным использованием трудовых ресурсов. Изучение их состояния имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест с учетом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.

Впервые категория «трудовые ресурсы» была введена в научный оборот и практику планово-учетной работы в 1922 году академиком С.Г. Струмилиным и рассматривалась как рабочая сила в возрасте 16-49 лет1. Введение этого понятия не являлось случайным и было обусловлено ходом социально-экономического строительства, когда большие массы населения перемещались в города и районы нового экономического освоения. При этом трудовые ресурсы рассматривались преимущественно с количественной точки зрения, как один из видов естественных ресурсов, необходимых для общественного производства. Одностороннее отношение к трудовым ресурсам сузило их восприятие в общечеловеческом контексте и породило иллюзию их неисчерпаемости и неограниченности.

Первоначально трудовые ресурсы трактовались как учетно-статистическая категория, необходимая для разработки их баланса, и длительное время рассматривала население главным образом в статистико-демографическом аспекте. Это дало основание многим исследователям трактовать трудовые ресурсы как трудоспособное население в трудоспособном возрасте. При этом границы возраста на разных этапах социально-экономического развития страны несколько раз менялись. В настоящее время под трудовыми ресурсами понимают часть населения, занятую экономической деятельностью или способную трудиться, но не работающую по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. К трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относится постоянное население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет), кроме неработающих инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте зависит также от межрегиональной (внутри российской) трудовой миграции (разница между въездом на работу в регион и выездом из региона, либо увеличивает трудовые ресурсы, либо уменьшает их) и миграционных потоков учащихся. Средством оценки трудового потенциала и источником информации о его использовании является баланс трудовых ресурсов. Это комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов. Он позволяет раскрыть источники формирования рабочей силы, реальные связи и пропорции в распределении ее между сферами и видами деятельности экономики, отдельными регионами страны.

Доля населения в трудоспособном возрасте зависит от возрастной структуры населения. В среднем по России этот показатель составляет примерно 57%, достигая максимума на Крайнем Севере (до 67% в Магаданской и Камчатской областях) и минимума в районах с высокой рождаемостью (Дагестан – 52%). В экономике занята лишь часть трудовых ресурсов. Все зависит от уровня безработицы и от доли населения, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

В целом по России занятые в экономике составляют 81% населения в трудоспособном возрасте и 46% всего населения. Минимальные показатели в республиках Северного Кавказа. Например, в Дагестане занятое население составляет только 65% от населения в трудоспособном возрасте и 34% от всего населения - т.е. на каждого работающего приходится вдвое больше иждивенцев, чем в среднем по стране.

Широкий спектр предлагаемых определений понятия «трудовые ресурсы» свидетельствует о сложности и многогранности проблем взаимоотношений человека и производства, возникающих при создании материальных благ как субъекта труда и требуют неоднозначных подходов и неоднозначных решений, поскольку экономическая категория «трудовые ресурсы», выданной системе понятий занимает одно из ведущих мест. В зависимости от целей применения данная категория служит и количественным и качественным параметром, как и другие категории, она употребляется в широком и узком смысле этого понятия. Вызвано это тем, что как объект экономических исследований трудовые ресурсы действительно представляют собой достаточно многомерную и многоуровневую категорию, поскольку категория «трудовые ресурсы» включает два важнейших элемента: труд и ресурсы. Эти элементы связаны друг с другом экономической логикой и как некая системная связь категория «трудовые ресурсы» приобретает новые функции, нежели каждый из элементов в отдельности.2

Существует три социально- экономических этапа: первый– этап наращивания экономического потенциала (экстенсивный), где было явно преимущество валовых показателей, второй– этап перехода на путь более эффективного, интенсивного развития экономики, когда требовалось усилить внимание к качественным характеристикам труда и третий- современный этап реформирования экономики, период перехода к рыночной конкуренции, поставивший новые задачи и давший новый импульс научной мысли и практики. В постсоветском периоде, характерном для первого этапа, когда определяющими были валовые показатели, категория «трудовые ресурсы» в полной мере отвечала этим условиям. В настоящее время можно утверждать, что научные подходы по дальнейшему уточнению содержания категорий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила», а также их места, роли и их взаимозависимости не менее актуальны и важны чем было ранее, поскольку наука целенаправленно ставила и ставит задачи осуществления всесторонней научной экспертизы пригодности в теории и практики обеих категорий3.

По данным обследований населения по проблемам занятости, проводимых Омскстатом, в 2014 году численность экономически активного населения составляла 1051,6 тыс. человек (69,3 %) и по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 5,8 тыс. человек (0,6 %).4

Большинство экономически неактивных граждан проживали в городской местности (71,2 %) и только 68,8 тыс. человек (28,8 %) – в сельской.

Средний возраст экономически активного гражданина в Омской области составлял 40 лет.

Как показывают данные обследований населения, в последние годы в Омской области наметилась положительная тенденция сокращения числа экономически неактивных граждан. В 2014 году по сравнению с предыдущим годом их число уменьшилось на 10,3 тыс. человек или на 1,8 % и составляло 457,1 тыс. человек.

Уровень экономической активности населения (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) возрос с 69,3 % в 2013 году до 69,7 % в 2014 году.

Занятые экономической деятельностью.

Из численности экономически активного населения в возрасте 15-72 лет на долю занятого населения в 2014 году приходилось 93,3 %, безработных – 6,7 %.

По данным Омскстата, численность лиц, занятых экономической деятельностью, в 2014 году составляла 981,4 тыс. человек, что на 3,5 тыс. человек, или на 0,4 % меньше, чем в 2013 году.5

Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения 15-72 лет) увеличился и соответствовал 65,1 %.

Из численности занятых 712,8 тыс. человек (72,6 %) проживало в городской местности, 268,6 тыс. человек (27,4 %) – в сельской.

Средний возраст занятого гражданина в Омской области составлял 41 год (2013 г. – 40 лет).

Безработные.

Численность безработных граждан в 2014 году составляла 70,1 тыс. человек, что на 2,3 тыс. человек или на 3,1 % меньше, чем в 2013 году.

Средний возраст безработного гражданина в Омской области снизился до 33 лет (2013 г. – 37 лет).

Из численности безработных 55,1 тыс. человек (78,5 %) проживали в городской местности, 15,1 тыс. человек (21,5 %) – в сельской.

В составе безработных до 49,3 % увеличилась доля женщин (2013 г. – 47,8 %), при сокращении доли мужчин до 50,7 % (2013 г. – 52,2 %).

Уровень безработицы населения (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в 2014 году понизился и соответствовал 6,7 % (в 2013 г. – 6,8 %).

Современный этап развития экономики связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов. Органами государственной власти и местного самоуправления Омской области все больше внимания уделяется поиску новых возможностей, средств, резервов, которые могли бы быть использованы для целей регионального развития.

Резервом увеличения занятости в будущем можно считать граждан трудоспособного возраста, проходящих обучение с отрывом от работы. В 2013 году численность учащихся составляла 108,4 тыс. человек, из них в учебных заведениях высшего профессионального образования обучались 46,1 тыс. человек (42,5 % учащихся), в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, – 40,8 тыс. человек (37,6 %).

В настоящее время возможности оптимизации имеющегося трудового потенциала связаны с вовлечением на рынок труда той части трудовых ресурсов, которая по тем или иным причинам не были заняты работой и обучением. Примечательно, что в последние годы численность неактивных трудоспособных граждан уменьшилась и в 2013 году насчитывала194 тыс. человек (2012 г. – 15,6 % трудовых ресурсов).

Главной целью Администрация Омской области к юбилею города, видит обеспечение взвешенной политики занятости чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Приоритеты региональной политики занятости на 2008-2016 гг. определены с учетом общефедеральной стратегии занятости, специфики развития региональной экономики, финансовых возможностей территории и доминирующих тенденций в сфере труда и занятости. Они включают в себя:

Развитие кадрового потенциала через совершенствование обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

Переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

Рост мобильности трудовых ресурсов;

Повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты;

Стремление к сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

Обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

Содействие созданию новых рабочих мест в перспективных для региона сферах экономики;

Предотвращение критической ситуации на локальных рынках труда;

Материальную поддержку и трудоустройство безработных граждан

Проведенный сбор данных и анализ показал удручающее состояние трудового потенциала области. Главной угрозой которого является безработица, вызванная неэффективным управлением ресурсной базой Омска. Однако, данная проблема является актуальной и для страны в целом

Ежегодно Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов для оценки потенциального спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда, выявления перспективных направлений развития рынка труда, эффективного формирования и использования трудовых ресурсов.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2013 году на российском рынке труда сохранялась положительная динамика, показатели безработицы приблизились к историческому минимуму (уровень занятости населения — 64,8 %, уровень безработицы — 5,5 % от численности экономически активного населения).

Согласно демографическим прогнозам, численность населения в 2014 – 2015 годах будет увеличиваться ежегодно на 200 тысяч человек, т. е. к 2016 году население России составит 144,1 млн человек. При этом в указанный период численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться, а численность россиян вне пределов трудоспособного возраста будет возрастать.

В 2012 году в России насчитывалось 32,8 млн. лиц старше трудоспособного возраста, к 2016 году их численность достигнет 36,6 млн человек (то есть увеличится на 8,5 %). Численность лиц моложе трудоспособного возраста составляла в 2012 году 23,8 млн, к 2016 году их станет 25,9 млн человек (на 8,8 % больше). При этом численность населения трудоспособного возраста сократится с 86,6 млн человек (2012) до 82,6 млн человек (2016 год), то есть станет меньше на 4,6 %. Результатом этих процессов станет сокращение населения, занятого в экономике, с 68,0 млн. человек в 2012 году до 66,8 млн. человек в 2016 году.

В связи с переменами в возрастной структуре населения в 2014 – 2016 годах численность трудовых ресурсов будет сокращаться ежегодно на 0,8–0,9 млн человек. При этом будет увеличиваться численность работающих лиц старше трудоспособного возраста: в 2012 году они составляли 10,2 % трудовых ресурсов, к 2016 году их доля будет составлять 11,0 %. Кроме того, возрастет численность иностранных трудовых мигрантов (с 2,9 % до 3,2 %). Согласно прогнозу Министерства труда, в целом численность занятых в экономике снизится в 2014 году на о,2 млн человек, в 2015 году — на 0,4 млн человек, в 2016 году — на 0,4 млн человек.

В результате перераспределения трудовых ресурсов изменится и структура занятости населения в экономике. Уменьшится удельный вес работников, занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве, обрабатывающих производствах, образовании. В то же время возрастет удельный вес населения, занятого в оптовой и розничной торговле, строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, гостиничном и ресторанном бизнесе, здравоохранении, транспорте и связи.

1 Архипов А.М. Экономика труда / А.М. Архипов, И.С. Шацкая. – М.: Экономика, 2009. – С 27

2 Веснин. В.Р., трудовые ресурсы: Учебник. - 3-е изд /В.Р. Веснин - М.: Экономистъ, 2009. – С 238

3 Сонин, М.Я. Экономика труда / Под ред. Иванова И.П. М.: 2008. – С 128

4 Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.gks.ru

5 Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.gks.ru

Просмотров работы: 1304