Один из давних товарищей барона де Кубертена, военный педагог Алексей Дмитриевич Бутовский, стоял у истоков создания Международного олимпийского комитета и также предпринимал попытки учреждения его российского отделения, однако безрезультатно. 27 октября 1897 года представители 10 спортивных сообществ Санкт-Петербурга устроили обсуждение возможности участия российских спортсменов во 2 Олимпийских играх. Чуть более чем через год состоялась еще одна встреча, в которой приняли участие около полусотни представителей 17 спортивных сообществ, клубов и школ Петербурга. На этой встрече был учрежден Главный Комитет по подготовке сборной к Играм в Париже, который состоял из 9 секций по видам спорта, в состязании по которым планировали принять участие российские олимпийцы в 1900 г. Однако все попытки организовать российское отделение МОКа на тот момент оказались провальными: на Вторые Олимпийские игры поехала лишь делегация тяжелоатлетов под начальством графа Георгия Ивановича Рибопьера, который стал идейным последователем и преемником Бутовского в качестве члена Международного Олимпийского комитета после добровольной отставки последнего.
Если Алексея Дмитриевича Бутовского можно назвать идейным вдохновителем Олимпийского движения в России, то Георгий Иванович Рибопьер является его подлинным отцом. Именно он приложил огромное количество усилий для создания и развития Российского Олимпийского комитета, его стараниями в программу Игр былт включены борьба и тяжелая атлетика, благодаря его живому участию были созданы одни из первых олимпийских сборных нашей страны. Среди его главных заслуг: формирование олимпийских сборных Российской империи на Четвертые Игры (1908 г.) в Лондоне и Пятые Игры (1912 г.) в Стокгольме, пост заместителя председателя в Российском олимпийском комитете (с 1911), участие в работе Международного олимпийского комитета (1900-1913 гг.).
Собственно учреждение Российского олимпийского комитета состоялось в 1911 в Петербурге во время февральско-мартовской сессии членов спортивных сообществ, коих в этот раз насчитывалось тридцать одно. В рамках съезда был создан проект устава Российского олимпийского комитета, представленный на утверждение Правительству. В силу обстоятельств, а именно бюрократических препон и спорной принадлежности финских атлетов, выступавших независимо под флагом Финляндии, являвшейся в то время автономией в составе Российской империи, утверждение устава затянулось более чем на год. 17 мая 1912 года проект был одобрен Министром внутренних дел России, что позволило Российском олимпийскому комитету начать свою работу.
В руководство РОКа вошли следующие деятели: барон Ф.Е. Мейендорф в качестве почетного председателя, председателем был выбран Вячеслав Измаилович Срезневский, товарищами, иначе говоря заместителями председателя – Алексей Лебедев и граф Рибопьер. Стоит подробнее остановиться на личности председателя Срезневского. Вячеслав Измаилович был блестяще образованным филологом, вел преподавательскую и научную деятельность, увлекался фотографией и спортом. Благодаря ему были основаны несколько спортивных сообществ и получили широкое развитие такие дисциплины как лыжные гонки, фигурное катание, бег на коньках и хоккей с мячом. Его подопечные занимали призовые места в международных соревнованиях и устанавливали рекорды. С подачи Срезневского в России стали проводиться Российские олимпиады – полномасштабная проверка готовности спортсменов к соревнованиям мирового уровня.
Первая проверка эффективности Российском олимпийского комитета состоялась на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году, куда были отправлены 178 атлетов. Российская империя разделила 15 место с Австрией, оставив позади лишь 13 команд и показав не очень впечатляющие результаты, за что РОК подвергся резкой критике со стороны Правительство и общественности. Однако несмотря на слабый результат деятельности Российского олимпийского комитета важно отметить, что с его созданием было положено начало развитию массового спорта и олимпийского движения в России, что в последующем вылилось в славные победы советских и российских олимпийцев.