НЕОЛОГИЗМЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕОЛОГИЗМЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Язык – активная лексическая система, в которой стабильно возникают новые слова и исчезают архаические. Темп появления этих перемен непостоянен. И сейчас русский язык испытывает пору, когда в результате крутых изменений предстала нужда в обозначении массы новых понятий.

Быстро формирующееся общество, непрерывные трансформации и новшества в социальной, экономической, научно-технической областях жизни сказываются на языке. Словарный состав языка все время дополняется новыми элементами.

Новые слова, или неологизмы (от греч. neos - новый, logos – слово) возникают постоянно. Но не все из них остаются в человеческой памяти, во всякого рода справочниках.

Для всякого поколения какие-то слова некогда были новыми. Люди прошлых поколений хорошо ощущали несколько десятилетий назад свежесть таких слов, как универсам, телевизор, видеомагнитофон. В наше время мы привыкли к таким словам, как сотовая связь, ноутбук, блендер. Но существуют еще немало новых слов, которым предстоит либо укрепиться, либо исчезнуть.

Главными факторами возникновения неологизмов предстают научно-технический прогресс и взаимодействие с западной культурой. Значительная часть неологизмов не имеют аналогов в нашем языке.

По направлению неологизмы можно разбить на три группы:

  • Неологизмы необходимые для определения понятий, которые до этого не существовали: гаджет, ноутбук, SMS, терабайт и т.д.

  • Неологизмы, обозначающие понятия, которые не бытуют в реальности, но мыслимые в фантазиях либо предполагаемые при дальнейшем развитии науки и техники: телепорт, космический ретранслятор и т.д.

  • Неологизмы относящиеся к лексическим единицам, которые повторяют слова с тем же значением: ноутбук – лэптоп.

Неологизмы IT-сферы - явление в нашем языке довольно новое. Новизна его обусловливается тем, что носители и творцы данной лексики - представители относительно молодых профессий: программисты, IT-специалисты, веб-дизайнеры и других, связанных с информационной сферой.

На сегодняшний день очень активно используется сеть Интернет, которая становится отдельным государством, со своими собственными правилами и языком. Все сложнее становится отследить язык интернет-пользователей, т.к. либо старые слова получают новый смысл, либо возникают англицизмы, получившие новые формы в русском языке.

Неологизмы IT-сферы делятся на семантические и лексические.

К семантическим неологизмам можем отнести такие неологизмы:

  • Зеркало

Это слово имело значение «гладкой отполированной блестящей поверхности, дающей отражение находящихся перед ней предметов». Сейчас же, неологизм зеркало имеет значение «сайт, на котором дублируется информация с основного сайта».

  • Пиратство

Разграбление кораблей, разбой. За последнее время слово приобрело иной смысл: «незаконная деятельность на рынке компьютерных услуг в издательском деле».

  • Пост

Все порученное для охраны часового, а также место или участок местности, на котором он исполняет свои обязанности. Теперь добавилось еще одно значение: «авторская статья, отдельное сообщение в форуме».

  • Закладка

Предмет, вложенный в книгу, для отметки необходимой страницы. Новое значение – «ссылка на какой-либо ресурс, сохраненная в браузере для быстрого доступа».

  • Пакет

1) бумажный сверток с вещами;

2) бумажный мешок для продуктов;

3) конверт с письмом официального назначения;

Теперь - «информация в локальной сети, которая передается блоками определенной длины».

Использование компьютера и телефона:

  • Карусель

Еще недавно, слово «карусель» означало вращающийся механизм для катанья по кругу с сиденьями. В качестве неологизма, слово имеет значение «распределение ресурсов для нескольких процессов в цикле».

  • Чтение

  1. Процесс восприятия человеком письменной информации;

  2. о собрании, на котором читают вслух;

  3. неологизм - «Выбор данных из памяти устройства»

К лексическим же неологизмам относятся прочие, непредставленные, неологизмы из вышеперечисленных групп.

В зависимости от целей формирования новых слов, предназначения их в речи все неологизмы делятся на номинативные и стилистические. Первые прямо называют понятия: утилита; вторые дают образную характеристику предметам: девайс. Их появление, связано, прежде всего, с потребностями развития науки и техники. Номинативные неологизмы возникают как названия новых понятий, таких как: крэк, фреймворк, субноутбук и др. Эти неологизмы обычно не имеют синонимов, хотя допустимо одновременное возникновение конкурирующих наименований (космонавт - астронавт). В составе номинативных неологизмов много узкоспециальных терминов: викиальность, хостинг, анбоксинг и др. Изобретатели стараются ввести в употребление и новые предметы, и их наименования. Этому содействует реклама новых товаров и продуктов.

Неологизмы информационных технологий выполняют в языке исключительно номинативную функцию, называя понятия: «Киберсквоттер перепродает доменные адреса» [saferunet.org/adult/news/548/] - в данном случае, киберсквоттер – человек, который занимается продажей доменных адресов. «Компания “Макхост” предоставляет широкий спектр качественных хостинг-услуг с 2004 года» [www.mchost.ru/]. Хостинг - услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети. «На пресс-конференции Гуттенберга спросили, не воспринимает ли он свободу в интернете, как “копипаст для всех”». Копипаст – использование путем механического копирования информации с чужих web-ресурсов на своих web-страницах.

К сожалению, в литературе мало примеров для того, чтобы продемонстрировать в полной мере факт выполнения неологизмами информационных технологий стилистической функции в языке. Это позволяет нам сделать вывод, что данная сфера требует от лингвистов дальнейшего исследования.

Лексика является самой гибкой частью любого языка, поскольку именно на нее оказывают влияние различные факторы, которые непосредственно связаны с жизнью. Таким образом, тему употребления неологизмов в сфере информационных технологий, можно считать весьма актуальной, т.к., сейчас любой язык активно пополняется новыми лексическими единицами за счет средств информации. Главным источником возникновения новых слов является Интернет, т.к. в этой среде неологизмы появляются с устойчивым постоянством.

Литература:

  1. Алаторцева С.И. Проблемы неологии и русская неография [Текст]: автореф. дис. д-ра филолог. наук / С.И. Алаторцева; РА, ин-т ЛИ. – СПб., 1999. – 40 с.

  2. Котелова Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов [Текст] / Н.З. Котелова // Новые слова и словари новых слов. – Л.: Наука ЛО, 1983. – С. 71 – 81.

  3. Плотникова Л.И. Процесс порождения нового слова в условиях коммуникации // Язык. Система. Личность / Материалы Международной научной конференции [Текст] / Л.И. Плотникова. – Екатеринбург, 1998. – С. 124–128.

Просмотров работы: 6300