- Не принесу, - твердо отвечает Миша.
- Пойдем, погуляем.
- Не пойду.
- Иди обедать.
- Не хочу.
- Послушаем сказку.
- Не буду...
- Дай, сынуля, я тебе помогу, - как всегда, предлагает мама.
- Нет, я сам, - упрямо возражает Миша. - Я сам! Я сам! Я сам!!!!!!!!!!!!
В три года ребёнок так хочет ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открывать неизведанное и новое. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя как личность. Детки начинают осознавать свою половую принадлежность и начинают подражать взрослым. Именно этот возраст дает ребёнку фундамент для развития своего «я».
Это ярко выражено особенностью данного периода. Ранее, когда дети были ещё малышами, моменты в их жизни проходили относительно гладко, родители наблюдали у своих детей лишь новые умения и навыки, а достигнувши трехлетнего возраста у детей раскрываются более активные акты протеста, что дало толчок образованию различных новых «симптомов», которые могут проявляться по разному, к примеру своеволие, негативизм или крайнее упрямство. Данные симптомы характерны для кризиса трех лет, что усложняло ситуацию положительного формирования «я». Так как послушного трехлетнего ребенка встретишь редко.
Свою исследовательскую рaботу я нaзвала «Проблемы Я у детей 3-4 лет: Кризис или норма?», потому что формирование своего «Я» начинается во время кризиса трёх лет, который является самым большим переживанием детей данного возраста и их родителей. От того, как переживёт ребёнок этот момент, зависит его дальнейший путь развития - успешный путь или не очень успешный.
Целью исследовательской работы является изучение формирования «Я» у детей 3-4 лет, что влияет на образование «Я», будет ли считаться это кризисом или нормой. А так же выработка рекомендаций родителям и педагогам по установлению взаимоотношений с детьми трехлетнего возраста, для уверенности в том, что его ребёнок успешно преодолеет возложенные препятствия формирования личностного «Я».
Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:
1. Характеристика становление и формирования «я» в условиях кризиса детей 3-х лет.
2. Практические примеры формирования «Я».
3. Советы родителям и воспитателям в положительной коррекции образа «Я».
Проблема «Я» становится наиболее актуальной в наши дни, что определено существованием человечества.
Ребёнок в три года осознает себя самостоятельной личностью и приступает к проявлению собственной воли. При индивидуальном взаимодействии и при общении с другими людьми у детей трех лет складывается образ самого себя, что подталкивает к формированию концепции «я».
Наиболее важным источником формирования «Я» у трехлетних детей является самовоспитание. Самоконтроль у ребёнка должен развиваться без ущерба для формирования позитивной концепции «Я». Но проблема «Я» находится под влиянием кризиса трёхлетнего возраста.
Данный возрастной кризис называют ещё кризисом становления личности, формирования «Я», который характеризуется внезапным, резким и определяющим преобразованием личностных механизмов. Это зачастую застаёт родителей врасплох. Текущий критический возраст предстаёт серьёзным испытанием для родителей, но малышу ещё тяжелее. В подсознании дитя чувствует, что необходимо заявить о своём «Я», о становлении себя как личности. Но пока что он может только лишь говорить об этом. Ввиду этого родители трёхлетних детей должны помочь своему ребёнку в кризисе развития сделать правильные выводы.
Понятие «кризис» с греческого перевода означает решение, поворотный пункт, так называемые особые переломные моменты в процессе взросления. В поведении трехлетних детей наблюдаются новые симптомы, названные Л.С. Выготским: «семизвездие симптомов». В него входят семь симптомов: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм.
Теперь для начала нужно осмыслить влияние симптомов на образование личностного «Я» у трехлетних детей:
Негативизм выражает избирательность ребёнка в отношениях с взрослыми;
Упрямство заключается в отстаивании своего решения, но при этом нельзя это путать с настойчивостью, потому как у него нет определённой цели достичь желаемого, для малыша главное, чтобы взрослые в серьёз отнеслись к его требованию;
Своей строптивостью дитя вносит возражение против действующих на него норм воспитания, выказывая личные предпочтения об образе жизни;
Своеволие - это пожалуй ключ к формированию «Я». Проявление инициативы к познавательным процессам, любознательности, стремление к самостоятельности;
С помощью протест-бунта ребёнок требует основательного отношения к его самостоятельности. Это руководствуется через проявление воли, независимости и самостоятельности;
Когда же в глазах ребёнка обесценивается кто-либо или что-либо, значит, тем самым он защищается от негативных переживаний, которые могут вызвать эти люди или вещи.
Деспотизм выражается в принудительном выполнении своих желаний взрослыми.
Причиной возникновения этих симптомов служит обострённое взаимоотношение с взрослыми, это зачастую связано с применением неадекватных запретов и наказаний, с гиперопекой в воспитании, несогласованностью к требованиям ребёнка.
Л. С. Выготский отмечал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Положительным является раскрытие самосознания, волевых качеств, устремление к самостоятельности, тяга к активности, познавательной деятельности, а так же выявление новых связей в отношениях с взрослыми, немаловажность положительной оценки успехов, свершений и достижений ребёнка.
Кто считает, что кризис 3-х лет оказывает негативное влияние на формирование личностного «Я», тот ошибается. Проявление таких качеств трёхлетнего кризиса, как воли и самостоятельности, помогают ребёнку в достижении новых навыков и умений, а так же развитии личности.
За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает в нём себя. Он обобщает весь опыт и достижения, что складывает у него отношение к себе, за этим появляются новые личностные черты характера.
На данном возрастном этапе протекает формирование новообразований, возникновения нового чувства «Я», «Я сам». Казалось вроде бы совсем недавно, ваш ребёнок говорил смотря в зеркало: «Это Яша», а теперь гордо отвечает: «Это Я». Употребляя вместо собственного имени «Я», ребёнок начинает осознавать себя как отдельного человека, обладающего своими желаниями и особенностями. Теперь у карапузика появляется новая форма самосознания, осознание «Я». Осознавание «Я» нарабатывается с практикой в самостоятельности. А это напрямую связано с понятием «Я сам». Теперь им движет не просто желание узнавать новое, а самореализоваться овладев нужными для этого навыками и действиями. Он проверяет свои силы и возможности, в самосовершенствовании своего «Я», таким образом, образуется детское самолюбие как важный к этому стимул. Но при этом важно, чтобы это делал он сам, и взрослые относились к мнению и желаниям серьёзно.
Конечно же отдать ребёнка в полное его самостоятельное распоряжение нельзя, потому что малыш ещё многого не осознает, не умеет планировать и выражать правильно свои мысли. Поэтому с уважением и терпением родители должны замечать изменения в ребёнке: на формирование воли, самостоятельности, гордости за достигнутое - чтобы помочь ему направиться в нужное русло.
Начинает возникать новый тип отношений со взрослыми. Теперь родители не просто источник тепла и заботы, но и наглядный пример, образец для подражания.
Раскрыв логическую характеристику становления и формирования «я» в условиях кризиса детей 3-х лет, приведем в доказательство этому практические примеры исследования.
Исследование проводилось в детском садике «Мишутка» г.Екатеринбурге. Следствием общения с детьми и воспитателями, стали выводы о становлении и формировании «Я» у детей трехлетнего возраста, через проявление кризисных черт в поведении детей.
На поставленные мной вопросы отвечало трое детей – Кристина, Лиза и Миша. У всех троих ребят наблюдается симптомы кризиса трёх лет, но выраженные в разной степени.
Миша оказался ребенком с наиболее ярко выраженными проявлениями симптомов кризиса. Это выражается в том, что он проявляет большую избирательность в общении с окружающими, чем другие дети. По первому симптому видно, что есть ребята, к которым он проявляет отрицательную реакцию (например, Лена). По второму симптому видно, что Миша – уверенный в себе мальчик, и может достигать поставленной цели, и вероятнее всего упрямство играет здесь немаловажную роль. По третьему симптому Миша проявил себя противником сохранения существующей системы отношений, образа жизни в семье. По четвертому симптому он проявил стремление все делать самостоятельно. Пятый симптом проявился в том, что Миша считает, что он мешает взрослым, и что его не достаточно серьезно воспринимают. Шестой симптом проявился, когда он захотел сделать перестановку, то есть он потерял интерес к тому, что было привычно. Седьмой критерий проявился в том, что Миша пытается осуществить власть по отношению к близким людям.
Кристина – особый случай. С таким ребенком можно найти контакт, но для этого нужно проявлять уступки по отношению к ней. Первый признак у нее проявляется в отрицательной реакции к некоторым ребятам из группы. Второй признак у нее менее выражен, потому что у девочки есть большая свобода. Третий признак так же слабо выражен, так как ее в целом устраивают нормы воспитания и образ жизни в семье. Четвертый признак выражен ярко и проявляется в осуществлении инициативы собственного действия. Пятый признак сглаживается тем, что родители уважают ее мнение и желание. Шестой признак не особо выражен, так как девочка принимает существующий образ жизни и только расширяет свой интерес к нему, а все привычное становится только интереснее. Деспотизм выражен частично, девочка не видит смысла требовать от родителей то, что она хочет, так как родители относятся к ней с пониманием.
Лиза – наиболее спокойный и уравновешенный ребенок. Вероятно, она – тот редкий случай, когда в поведении ребенка не происходит радикальных перемен с наступлением трехлетнего возраста. Все кризисные симптомы выражены у нее в меньшей степени, чем у других детей. Негативизм не проявляется совсем, она ко всем относится положительно. Упрямство так же не ярко выражено, так как нет столь острых потребностей, доказывать свою правоту. Строптивость так же не проявляется, так образ жизни в семье ее полностью устраивает. Своеволие выражено частично, так как у нее есть желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. «Протест-бунт» выражен незначительно, так как девочка признает, что родители ее ругают, и делают это в ее благо. Обесценивание вообще не происходит, так как все привычное становится ей только дороже. Деспотизм так же отсутствует, так как девочка активно удовлетворяет свою познавательную потребность и не стремится властвовать над другими.
Равным образом проведён анализ рисунков детей, что аналогично свидетельствует о проявление у них некоторых симптомов кризиса 3-х лет формирующий новый образ «Я». Рисунок Лизы «Птица счастья» почти идеален – он характеризует ее любознательность, веру в прекрасное, и полностью соответствует слабой выраженности у нее кризисных тенденций. «Ангелок» Кристины свидетельствует о ее вере в добро. Здесь она отражает себя, самореализуется как личность. «Корзинка с цветами» Миши характеризует его формирующуюся самостоятельность, волю, независимость (он как бы «позволяет» сделать себе такой подарок).
Особый интерес в исследовании представляет интервью, которое мне удалось взять у воспитателя детского сада. Здесь разобраны все семь симптомов кризиса, и выяснено, что каждый проявляется в то, что:
- Многие дети игнорируют требования воспитателя и какого-то члена семьи;
- Дети доступными себе средствами настаивают на своем, добиваются своей цели;
- Ребята против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье;
- Многие дети стремятся все делать сами, без посторонней помощи, и зачастую их действия не адекватны их возможностям;
- Многие дети не чувствуют, что с ними считаются, что уважают их мнение и желание;
- В глазах некоторых детей обесценивается все то, что было для них интересно, привычно прежде;
- Есть дети, проявляющие деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляя делать все то, что они требуют.
Из этого следует, что становлению и формированию образа «Я» у детей 3-х лет, в не меньшей степени обязано отношению родителей и воспитателей к ребёнку. Как же вести себя с ребенком в таком возрасте? Сейчас ребёнок имеет развёрнутый характер, потому как строит его в сравнении своего мнения и окружающих. Поэтому родителям и воспитателям необходимо уделять не мало внимания трехлетнему дитя. В помощь положительной коррекции образа «Я» будут предложены следующие советы:
Непосредственно родители и воспитатели обязаны быть внимательными к детям и как можно больше общаться с ними, поскольку на данном возрастном этапе общение со взрослыми у них лежит в основе всего. Взрослые должны знакомить с миром, показывать, как правильно пользоваться какими-либо вещами, объясняет, что плохо, а что хорошо, отвечает на первые излюбленные вопросы малыша: «А почему?», «А как это?», « Откуда это и зачем?». Помогает обнаруживать ребёнку новые качества, о которых он сам и не подозревал. Если же ребёнок получит мало внимания и заботы, это скажется и на его развивающейся личности, а проявится это в скованности, неуверенности, пассивном отношении к чему-либо, либо даже к агрессивности. В дальнейшем исправить это будет гораздо сложнее.
Вы можете быть глазами и ушами ребёнка, чтобы лучше понимать его потребности. Но не допускать излишний контроль над малышом, потому что это требует особого внимания со стороны взрослого и редко приводит к желаемому результату.
Взрослые должны оценивать и признавать усилия ребёнка в любом деле, поощряя его вклад. Одобрять успехи нужно в соответствующей мере, в противном случае они потеряют для него ценность. Положительное отношение окружающих способствует развитию здоровой личности малыша.
Родителям нужно придерживаться единой стратегии развития воспитания в семье. То есть позиция родителей, к примеру: в отношении чего можно ребёнку, а чего нельзя, должна быть одинакова. Это уменьшит возможности конфликтов в семье.
Не нужно отрицательного отношения к проявлению негативных симптомов у ребёнка, во время протекания кризиса трех лет, помните, что этот период как «комплекс оживления», в котором он проявляет широкий интерес к окружающему, вам лишь нужно правильно сориентировать его на дальнейшее развитие. Помните, что детство влияет на успех во взрослой жизни.
Поделившись советами с взрослыми, можно подытожить изложенное исследование.
Проблема «Я» прочно связана с необходимостью определения важности человека, в нашем случае ребёнка, его возможностей, способностей, определением себя как части общества. А это вытекает в новую проблему ценностей современного человека.
Приобщение ребёнка к социальному миру лежит через построения общения с другими людьми, а начинается это с установления представлений о себе. Углубляясь в познавательный процесс изучения концепции «Я» у детей трехлеток, раскрывается содержание этого сложного феномена, стрежнем которого является кризис трех лет. Сформировав представление о кризисе, протекающем в данном периоде жизни малыша, позволяет нам определить условия, в которых протекает определение самосознания.
Суть этого поведенческого комплекса будет состоять в следующем: во-первых, устремившись к достижению и получению плодов своей деятельности, ребёнок научится настойчиво и целенаправленно, не обращая внимания на сложности и неудачи, добиваться целей и выполнять необходимые задачи, что в будущем приведёт к успехам, как в школе, так и во взрослой жизни.
Во-вторых, изъявляя желание демонстрировать свои успехи старшим, показывает устремлённость ребёнка приблизиться к одобрению и положительной оценке окружающими, поиску справедливости.
В-третьих, взаимоотношения трехлетки с родителями, воспитателями и другими важными для него людьми, определяет самооценку, осознание собственной значимости у малыша. Это признаки образования чувства собственного достоинства.
К этапу становления и формирования «Я» маленьких детей необходимо относиться с полной серьёзностью и ответственностью, ибо именно в этом возрасте закладывается основа будущего развития личности маленьких детей.
Список использованной литературы
1.Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М., 1995.
2.Романова И. О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста // Журнал: №10/2013.
3.Выготский Л.С. Кризис трех лет // собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4.
4.Выготский Л.С. Раннее детство // собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4.
5.Келлер Э. О личности трехлетнего ребенка. – М., 1980.