Кроме того, в современных условиях экономического кризиса и макроэкономической нестабильности выживание и развитие компании особенно зависит от сильной внутренней среды. Важную роль при этом играет благоприятная социально-культурная составляющая организации. К сожалению, далеко не все российские руководители понимают это и уделяют достаточное внимание описанной проблеме.
Вопросы формирования организационной культуры вызывают споры, так как сама она в значительной степени является субъективной категорией, и каждый менеджер имеет собственное представление о значимости каждого из элементов ее структуры. В качестве атрибутов организационной культуры выступают традиции, обычаи, символика, стиль руководства, корпоративная этика организациии др.
Ключевым элементом, объединяющим участников производственного процесса в единую социальную систему,является корпоративная этика.
Её можно представить как систему с двумя подсистемами. Во-первых, это моральные и этические ценности организации и ее приоритеты в развитии. Во-вторых, это нормы и правила поведения сотрудников организации в формальных и неформальных ситуациях.
Корпоративная этика представляет собой систему универсальных и нравственных специфических требований и норм поведения, реализуемых в процессе деятельности компаний.1
А под корпоративной этикой аудиторов понимается свод норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, внутрифирменный стандарт содержит лишь базовые нормы.2
Как правило, корпоративная этика любой организации формируется на основе базисных общепринятых ценностей. Без свода определенных норм было бы сложно точно определить рамки дозволенности того или иного действия, поэтому для разрешения данной неточностибыл разработан стандарт,определяющий концептуальные принципы этики аудиторов, их применение в практической деятельности аудиторской организации. Его главной целью является установление внутрифирменных требований к корпоративной этике и порядка осуществления аудиторской деятельности в соответствии с этическими нормами профессиональной деятельности.Аудиторская организация в профессиональной деятельности руководствуется нормами, установленными Кодексом профессиональной этики аудиторов, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также следующими этическими принципами:
независимость;
честность;
объективность;
профессиональная компетентность и добросовестность;
конфиденциальность;
профессиональное поведение.
Проведем аналогию, между представленными выше эстетическими принципами и статьями кодекса профессиональной этикиаудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.3
Аудитор, выполняющий задание, обеспечивающее уверенность, должен быть независим от клиента, которому он оказывает такие услуги.
Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях.
Аудитор не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию аудиторской профессии и в результате стать несовместимой с основными принципами этики.
Аудитора обязан предоставлять только такие услуги, которые соответствуют его компетентности.
Аудитор обязан обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, не раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими полномочиями и не использовать её для получения каких-либо преимуществ.
Аудитор обязан исполнять требования, оговоренные в нормативно-правовых актах и избегать действий, предполагающих дискредитацию аудиторской профессиии негативно влияющих на репутацию аудитора.
На современном этапе развития общества отмечается возрастающее значение общенациональных и международных регуляторов деловой этики и трудовых отношений. Международные своды правил ведения бизнеса, принятые Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития.Существенное влияние на формирование корпоративной этики оказывают стандарты, выработанные Международной организацией труда (МОТ) и во многом воспринятые на национальном уровне государственным законодательством.
В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений:4
- корпоративные кодексы;
- «карты этики»;
- комитеты (или отдельные специалисты) по этике;
- обучение сотрудников и руководителей этичному поведению;
- этическая экспертиза.
Однако центральным элементом внедрения и развития корпоративной этики является корпоративный кодекс, столь распространенный в отечественной практике.
Таким образом, кодекс профессиональной этики являются эффективным инструментом управления трудовым коллективом.
Этические кодексы внедряют в профессиональную среду принципы и нормы корпоративной этики, следование которым позволяет разрешить и предупредить возникновение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций. Знание и соблюдение этического кодекса – это неоспоримый путь к профессиональному успеху, доверию общества. Разработка и внедрение кодексов корпоративной этики в организациях является важным инструментом воздействия наформирование сильной организационной культуры, а следовательно,и на повышение жизненного потенциала организации в целом.
Литература:
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Утверждены Приказами Минфина РФ в 2010–2011 годах.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлениями Правительства РФ в 2002–2008 годах.
Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 года, протокол № 4).
Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 года, протокол № 6).
Барышева, А. Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Аширбагина Н.Л. Кодекс этики как фактор развития корпоративной культуры / Н.Л. Аширбагина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 2 (2). С.69-71
Лосева, Н.А. Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности «Корпоративная этика и независимость аудиторов» / Н.А. Лосева// Аудитор. 2015. № 1-2 (239-240). С. 26-31.
http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/13973
http://www.hr-life.ru/article/korporativnaya-etika-kak-instrument-sotsialnogo-menedzhmenta
1Барышева А. Д.Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 66
2 Лосева, Н.А. Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности «Корпоративная этика и независимость аудиторов» / Н.А. Лосева// Аудитор. 2015. № 1-2 (239-240). С. 26-31.
3 Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 года, протокол № 4).
4http://www.hr-life.ru/article/korporativnaya-etika-kak-instrument-sotsialnogo-menedzhmenta