Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются такие их качества как мобильность и доступность, которые обеспечиваются наличием компьютерных сетей. Еще одним преимуществом контента таких учебников является его соответствие уровню развития современных научных знаний и возможность обновлять информационный материал. При этом нужно помнить, что электронный учебник не может и не должен заменить книгу.
Что же такое «электронный учебник», и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях. Здесь отражается основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, и особенно эффективен в тех случаях, когда он:
. обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
. помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике иногда занимает много времени;
. существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
- позволяет быстро проверить знания по определенному разделу. Темп, в котором происходит этот процесс, индивидуален.
Недостатком электронного учебника можно считать то, что дисплей является не лучшим средством восприятия информации.
Традиционно электронный учебник предъявление учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео виде ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.
Итак мы видим, что « электронный учебник является учебным средством нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии».[3].
ЛИТЕРАТУРА
1.О.П.Трегубова.Создание электронного учебника.Festival 1september.ru 2010.
2.О.В.Зимина, А.И.Кириллов. Рекомендации по созданию электронного учебника. hardclub.donntu.edu.ru, 2010.
3. Д.А.Мамонтов. Электронный учебник в образовательном процессе. Изд. жур. «Университетская книга», авг., 2009.