Ключевые слова: самоуправление, муниципальный район, управленческое решение, проблемы, развитие.
Abstract: The article discusses the problems of unsatisfactory quality of management decisions of municipalities and one of the major barriers to improve quality control of these decisions - poor financial management of the municipal district.
Keywords: self-management, municipal district, administrative decision, problems, development.
Муниципальные районы представляют собой базовую институциональную структуру, в которой пересекаются местные, региональные и государственные интересы. Органы власти муниципального района обязаны исполнять полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".1 Однако качество управленческих решений органов муниципального самоуправления, к сожалению, невысокое, несмотря на то, что определенные финансовые средства для решения вопросов местного значения в распоряжении муниципальных образований имеются, однако используются неэффективно.2 Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2016 году обратил внимание на то, что коррупционные скандалы не утихают.3 Вопрос выхода из системного кризиса - эффективное использование этих средств. Это основной пункт программ развития и реформирования местного самоуправления, и в первую очередь- управления муниципальными финансами.
Основным недостатком сложившихся в муниципальных образованиях систем мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами является неполный охват этой системой всех сфер управления муниципальными финансами. Мониторинг и оценка, как правило, проводятся по некоторым обособленным сферам управления муниципальными финансами. Из трех основных групп бюджетных показателей - состояния муниципальных финансов, эффективности расходов, качества управленческих решений - на уровне муниципальных образований наиболее полно представлены показатели, отражающие состояние муниципальных финансов.
Сформулируем следующие проблемы проведения и совершенствования мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами4:
- органы местного самоуправления могут вносить коррективы в систему мониторинга и оценки лишь в той части, в которой они являются инициаторами мониторинга и оценки;
- органы местного самоуправления ограничены в применении инструментов управления доходами муниципального образования, так как обладают ограниченной финансовой самостоятельностью, возможностью применения мер администрирования налоговых поступлений, а также отсутствием практики эффективной работы с муниципальным имуществом как основным источником доходов бюджета;
отсутствие кадровых и финансовых возможностей для создания полной автоматизированной системы мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами как одного из элементов комплексной системы социально-экономического развития муниципального образования;
- муниципальные образования по объективным причинам (финансовым, кадровым, целесообразности применения с учетом размеров муниципалитета и т.д.) находятся на разных стадиях внедрения инструментов управления муниципальными финансами.
Проблемы местных бюджетов неоднократно исследовались и ранее. Такими проблемами являются:
- разбалансированность по доходной и расходной частям бюджета не позволяет в настоящее время большинству муниципальных образований в полной мере решать поставленные перед ними задачи;
- значительная часть российских муниципалитетов не имеет устойчивой доходной базы бюджетов. Проведение мероприятий, направленных на развитие экономики и социальной сферы соответствующих территорий, осложняется.5
Из недостатков следует выделить отсутствие муниципальной нормативной правовой базы по организации финансов, отсутствие стимулов для увеличения доходов муниципальных бюджетов и улучшения качества управления финансами, отсутствие специальных муниципальных программ и методической поддержки при реализации финансовых стратегий, зависимость реализации муниципальных программ от внешнего финансирования, слабый муниципальный инвестиционный потенциал и т.п.
Проблемы, стоящие перед муниципальными органами управления, отличаются от проблем, решаемых органами государственного управления, а способы их решения недостаточно проработаны. Структура органов местного самоуправления не всегда соответствует стоящим перед ними задачам, что обусловлено неразвитостью самого института местного самоуправления.
Несмотря на многообразие существующих подходов к оценке ресурсного потенциала территорий, его стоимостная оценка в настоящее время отсутствует6.
Местные бюджеты в большинстве своем реальной самостоятельностью не обладают. Удельный вес местных налогов и сборов в бюджетах муниципальных образований неуклонно понижается, т.е. происходит фактическая ликвидация ресурсной базы такого существенного элемента общественного сектора, как муниципальные финансы.
Не имея возможности сбалансировать свои бюджеты, органы местного самоуправления вынуждены проводить политику выборочного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая безнадежную задолженность. В таких условиях у них исчезают стимулы к проведению ответственной бюджетной политики, повышению качества бюджетных услуг, эффективному управлению расходами, привлечению инвестиций в общественную инфраструктуру. Их бюджеты превращаются в так называемые «транзитные счета».
В настоящее время система внутрирегиональных межбюджетных отношений в российской экономике характеризуется стабильным кругом негативных процессов: глубоко дотационный характер бюджетов большинства муниципальных образований; наличие устойчивых конфликтных ситуаций между руководством региона и муниципальных территорий-доноров; высокий удельный вес финансовых нагрузок, не подкреплённых необходимыми для их реализации финансовыми ресурсами; наличие значительных дефицитов местных бюджетов без источников их покрытия, а также так называемых «скрытых дефицитов»; слабая связь местных бюджетов с другими составляющими экономической базы.
В современных условиях для большинства муниципальных образований Российской Федерации характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений, как реакции на текущие проблемы.
Несбалансированность местных бюджетов, наличие просроченной и неурегулированной задолженности по платежам за газоснабжение и энергоресурсы, финансовая зависимость от субъектов Федерации - в таких условиях в настоящее время управляет своими финансами большинство муниципальных образований. Такая ситуация требует повышения управляемости муниципального сектора путем внедрения управленческого учета, разработки внутренней финансовой модели, перспективного финансового плана и системы бизнес-планирования в муниципальных предприятиях.7
Процессы территориального расслоения обозначаются различными терминами. Наиболее общим термином является «асимметрия». Среди проявлений асимметрии важнейшими являются бюджетная, а следовательно, и социально-экономическая, что обусловливается главной целью развития регионов и муниципальных образований - качественным улучшением уровня жизни населения и условием её достижения - экономическим ростом.7
В целях выхода из сложившейся ситуации необходима корректировка финансовой политики муниципального района, включая управление доходами, расходами (включая управление закупками), управление ликвидностью и долговыми обязательствами.
Объемы планируемых финансовых ресурсов должны быть увязаны с конкретными направлениями и результатами деятельности субъектов бюджетного планирования. В нормативных документах федерального уровня, методических рекомендациях федерального уровня, как правило, предлагается довести значение данного показателя до 100% .8
Предлагается шире использовать новый инструмент бюджетного планирования, увязывающий выделяемые бюджетные ресурсы и результаты их использования - аудит эффективности расходования бюджетных средств.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что краткосрочная стратегия совершенствования управления экономикой муниципальных районов должна быть ориентирована на совершенствование системы управления финансами муниципального района, включающую: программу повышения эффективности использования финансов по направлениям деятельности и звеньям системы управления финансами; использование групп организованных граждан для общественного контроля.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Собрание законодательства РФ № 40, ст. 3822.
2. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 г. 3. Послание Президента Федеральному Собранию, 1 декабря 2016 г.
4. Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. - Автореферат диссертации д.э.н., Ростов-на-Дону, 2009,57 с.
5. Чалая Ю.Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами Автореферат диссертации к.э.н., М, 2012, 25 с.
6. Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Автореферат диссертации д.э.н., Кисловодск, 2012, 60 с.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, ст. 3822
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года.
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 1 декабря 2016 года.
4 Чалая Ю.Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами. Автореферат диссертации к.э.н., Москва, 2012, 25 с.
5 Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. - Автореферат диссертации д.э.н., Ростов-на-Дону, 2009, 57 с.
6 Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Автореферат диссертации д.э.н., Кисловодск, 2012, 60 с.
7 Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. - Автореферат диссертации д.э.н., Ростов-на-Дону, 2009, 57 с.
8 Чалая Ю.Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами Автореферат диссертации к.э.н., Москва, 2012, 25 с.