ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Дементьева Е.С. 1
1Владимирский государственный университет, Юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы неудовлетворительного качества управленческих ре­шений муниципальных районов и один из важнейших барьеров, препятствующих возможнос­ти повышения качества управления, - неудовлетворительное управление финансами муниципального района.

Ключевые слова: самоуправление, муниципальный район, управленческое решение, пробле­мы, развитие.

Abstract: The article discusses the problems of unsatisfactory quality of management decisions of municipalities and one of the major barriers to improve quality control of these decisions - poor financial management of the municipal district.

Keywords: self-management, municipal district, administrative decision, problems, development.

Муниципальные районы представ­ляют собой базовую институциональ­ную структуру, в которой пересекаются местные, региональные и государствен­ные интересы. Органы власти муниципального района обязаны исполнять полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".1 Однако качество управленческих решений органов муниципального самоуправления, к сожалению, невысокое, несмотря на то, что определенные финансовые средства для решения вопросов местного значения в распоряжении муниципальных образований имеются, однако используются неэффективно.2 Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2016 году обратил внимание на то, что кор­рупционные скандалы не утихают.3 Воп­рос выхода из системного кризиса - эф­фективное использование этих средств. Это основной пункт программ развития и реформирования местного самоуправления, и в первую очередь- управления муниципальными финансами.

Основным недостатком сложившихся в муниципальных образованиях систем мониторинга и оценки качества управ­ления муниципальными финансами является неполный охват этой системой всех сфер управления муниципальны­ми финансами. Мониторинг и оценка, как правило, проводятся по некоторым обособленным сферам управления му­ниципальными финансами. Из трех ос­новных групп бюджетных показателей - состояния муниципальных финансов, эффективности расходов, качества управленческих решений - на уровне муниципальных образований наибо­лее полно представлены показатели, отражающие состояние муниципаль­ных финансов.

Сформулируем следующие про­блемы проведения и совершенствова­ния мониторинга и оценки качества управления муниципальными финан­сами4:

- органы местного самоуправления могут вносить коррективы в систему мониторинга и оценки лишь в той части, в которой они являются инициаторами мониторинга и оценки;

- органы местного самоуправления ограничены в применении инструментов управления доходами муниципального образования, так как обладают ограниченной финансовой самостоятельностью, возможностью применения мер администрирования налоговых поступлений, а также отсутствием практики эффективной работы с муниципальным имуществом как основным источником дохо­дов бюджета;

  • отсутствие кадровых и финансовых возможностей для создания полной автоматизированной системы мониторин­га и оценки качества управления муниципальными финансами как одного из элементов комплексной системы соци­ально-экономического развития муниципального образования;

- муниципальные образования по объективным причинам (финансовым, кадровым, целесообразности применения с учетом размеров муниципалитета и т.д.) находятся на разных стадиях внедрения инструментов управления муниципальными финансами.

Проблемы местных бюджетов неод­нократно исследовались и ранее. Такими проблемами являются:

- разбалансированность по доходной и расходной частям бюджета не позволяет в насто­ящее время большинству муниципаль­ных образований в полной мере решать поставленные перед ними задачи;

- значительная часть российских му­ниципалитетов не имеет устойчивой доходной базы бюджетов. Проведение мероприятий, направленных на раз­витие экономики и социальной сферы соответствующих территорий, ослож­няется.5

Из недостатков следует выделить отсутствие муниципальной норма­тивной правовой базы по организации финансов, отсутствие стимулов для увеличения доходов муниципальных бюджетов и улучшения качества управ­ления финансами, отсутствие специаль­ных муниципальных программ и мето­дической поддержки при реализации финансовых стратегий, зависимость реализации муниципальных программ от внешнего финансирования, слабый муниципальный инвестиционный по­тенциал и т.п.

Проблемы, стоящие перед муници­пальными органами управления, отли­чаются от проблем, решаемых органами государственного управления, а спо­собы их решения недостаточно прора­ботаны. Структура органов местного самоуправления не всегда соот­ветствует стоящим перед ними задачам, что обусловлено неразвитостью самого института местного самоуп­равления.

Несмотря на многообразие существу­ющих подходов к оценке ресурсного по­тенциала территорий, его стоимостная оценка в настоящее время отсутствует6.

Местные бюджеты в большинстве сво­ем реальной самостоятельностью не об­ладают. Удельный вес местных налогов и сборов в бюджетах муниципальных образований неуклонно понижается, т.е. происходит фактическая ликвидация ресурсной базы такого существенного элемента общественного сектора, как муниципальные финансы.

Не имея возможности сбалансиро­вать свои бюджеты, органы местного самоуправления вынуждены проводить политику выборочного исполнения возложенных на них обязательств, на­капливая безнадежную задолженность. В таких условиях у них исчезают стиму­лы к проведению ответственной бюд­жетной политики, повышению качес­тва бюджетных услуг, эффективному управлению расходами, привлечению инвестиций в общественную инфра­структуру. Их бюджеты превращаются в так называемые «транзитные счета».

В настоящее время система внутрире­гиональных межбюджетных отношений в российской экономике характеризует­ся стабильным кругом негативных про­цессов: глубоко дотационный характер бюджетов большинства муниципаль­ных образований; наличие устойчивых конфликтных ситуаций между руко­водством региона и муниципальных территорий-доноров; высокий удельный вес финансовых нагрузок, не подкреплённых необходимыми для их реализации фи­нансовыми ресурсами; наличие значи­тельных дефицитов местных бюджетов без источников их покрытия, а также так называемых «скрытых дефицитов»; сла­бая связь местных бюджетов с другими составляющими экономической базы.

В современных условиях для боль­шинства муниципальных образований Российской Федерации характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений, как реакции на текущие проблемы.

Несбалансиро­ванность местных бюджетов, наличие просроченной и неурегулированной задолженности по платежам за газоснабжение и энерго­ресурсы, финансовая зависимость от субъектов Федерации - в таких услови­ях в настоящее время управляет своими финансами большинство муниципаль­ных образований. Такая ситуация требует повышения управляемости муниципального сектора путем внедре­ния управленческого учета, разработки внутренней финансовой модели, пер­спективного финансового плана и сис­темы бизнес-планирования в муници­пальных предприятиях.7

Процессы территориального расслое­ния обозначаются различными терми­нами. Наиболее общим термином является «асимметрия». Среди проявлений асимметрии важ­нейшими являются бюджетная, а следо­вательно, и социально-экономическая, что обусловливается главной целью раз­вития регионов и муниципальных об­разований - качественным улучшением уровня жизни населения и условием её достижения - экономическим ростом.7

В целях выхода из сложившейся ситуации необходима корректировка финансо­вой политики муниципального района, включая управление доходами, расхо­дами (включая управление закупками), управление ликвидностью и долговыми обязательствами.

Объемы планируемых финансовых ресурсов должны быть увязаны с конк­ретными направлениями и результата­ми деятельности субъектов бюджетного планирования. В нормативных доку­ментах федерального уровня, методи­ческих рекомендациях федерального уровня, как правило, предлагается до­вести значение данного показателя до 100% .8

Предлагается шире использовать новый инструмент бюджетного планирования, увязывающий выделяе­мые бюджетные ресурсы и результаты их использования - аудит эффективнос­ти расходования бюджетных средств.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что краткосрочная стратегия совершенс­твования управления экономикой му­ниципальных районов должна быть ориентирована на совершенствование системы управления финансами му­ниципального района, включающую: программу повышения эффективности использования финансов по направле­ниям деятельности и звеньям системы управления финансами; использование групп организованных граждан для об­щественного контроля.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Собрание законодательства РФ № 40, ст. 3822.

2. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 г. 3. Послание Президента Федеральному Собранию, 1 декабря 2016 г.

4. Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. - Автореферат диссертации д.э.н., Ростов-на-Дону, 2009,57 с.

5. Чалая Ю.Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами Автореферат диссертации к.э.н., М, 2012, 25 с.

6. Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государс­твенного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Автореферат диссертации д.э.н., Кисловодск, 2012, 60 с.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, ст. 3822

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года.

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 1 декабря 2016 года.

4 Чалая Ю.Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами. Автореферат диссертации к.э.н., Москва, 2012, 25 с.

5 Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. - Автореферат диссертации д.э.н., Ростов-на-Дону, 2009, 57 с.

6 Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государс­твенного и муниципального финансово-бюджетного контроля. Автореферат диссертации д.э.н., Кисловодск, 2012, 60 с.

7 Пригода Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, функции, финансово-экономический инструментарий. - Автореферат диссертации д.э.н., Ростов-на-Дону, 2009, 57 с.

8 Чалая Ю.Ю. Мониторинг и оценка качества управления муниципальными финансами Автореферат диссертации к.э.н., Москва, 2012, 25 с.

Просмотров работы: 566